2.3. Концепт «этика туризма» в кросскультурном туристском дискурсе

Вопросы этики в коммуникации рассматривал еще Аристотель 2 тыс. лет назад [224, с. 15J.

Влияние современного массового туризма на человеческую жизнь, природную и культурную среду неоспоримо, как неоспорима сложность и неоднозначность этических вопросов, возникающих в процессе и результате туристского развития.

Любая деятельность человека, и человеческая жизнь в целом (а значит, и туризм как профессиональная деятельность, и туризм как социальная практика), немыслимы и не могут быть адекватно осознаны без гуманитарных ценностей и внутренних убеждений, которые «мотивируют и мобилизуют наше взаимодействие друг с другом и с миром природы» [149, с. 3—4J.

Вопросы прикладной этики (бизнес-этики, правовой и медицинской этики, био- и экоэтики, этики туризма) начали рассматриваться в научной литературе с середины 1970-х годов, а к началу 1990-х исследования этических проблем в различных практических сферах деятельности человека значительно активизировались как на местном, региональном, национальном, так и международном уровнях [127, с. 1-2J.

Контакт с «Другими» культурами, вхождение в пространство «Другого» культурного сообщества, пребывание и проживание рядом с «Другими» на их территории, посещение объектов, принадлежащих истории и культуре «Других», участие в событиях, отражающих традиции «Других», всегда связаны с этическим проблемами взаимоотношения гостей и хозяев, вызванных прежде всего культурными различиями.

Существующее разнообразие этических традиций и подходов, определяющих баланс и приоритеты во взаимодействии между этическими, эстетическими и экономическими ценностями в контексте глобального туристского развития, требует глубокого и всестороннего изучения проблем этики туризма.

В культуре этика выступает как «теоретическая модель морали» и как «моральное поучение». Этика (от греч. elhos - нрав, обычай, характер, образ мысли) - 1) на уровне самоопределения - эго теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т. д. [9, с. 1274J.

Этика основана на нравственности, а нравственность - это часть нашей внутренней сути, в которой каждый из нас имеет концепцию того, что правильно и неправильно, поэтому наше поведение в контексте правильного/неправильного - эго продукт напряжения и трений между тем, кто мы есть как индивидуумы, и нормами, установленными в обществе (128, с. 53J.

Специалисты в области туристской этики понимают под этикой туризма воздействие морали и нравственности на поведение, а также систему моральных принципов, руководящую соответствующим поведением [88, с. 192J.

Д. Феннелл определяет этику как «правила, стандарты и принципы, диктующие правильное поведение среди членов общества или в профессии», подчеркивая, что этика базируется на моральных ценностях. Исследователь также поясняет, что он подразумевает под «правильным поведением»: «Поведение, которое является надлежащим, подобающим или соответствует правовым или моральным ожиданиям» [128, с. 57J.

Этика предполагает установление социальных норм поведения, которым жители культурного сообщества (носители культуры) должны соответствовать, причем как эксплицитно (открыто, публично и явно), гак и имплицитно (внутренне и непублично). Этические нормы служат границами социально-приемлемого поведения, и, как подчеркивает Э. Дюркгейм, этика порождает социальную солидарность, устанавливая социальные нормы поведения и сплачивая на этой основе членов одного социокультурного сообщества [225, с. 34J.

С другой стороны, этика современного мирового сообщества - эго этика взаимозависимости, этика, больше построенная на различиях, нежели на общности между культурами, социумами, группами и индивидами, этика сохранения культурного разнообразия и диалога культур во имя выживания. Современная этика проявляется в культурной восприимчивости, основанной на осознании, что культурные различия не являются чем-то чужеродным, враждебным или экзотическим, а также открытости к принятию «инаковости» и стремлении ее сохранять для будущих поколений, исходя из признания и уважения нрав человека, сообщества как туристской дестинации и живой культуры на существование, а не с точки зрения утилитарной целесообразности их количества и качества в целях потребления в составе турпродукта. Важным в этом смысле является также понимание, что «инаковость» ценна сама но себе, а не только как средство поддержания самоидентификации индивида.

Различные аспекты туристской этики имеют кросскультур- ный характер, что определяется межкультурной и транснациональной природой самого туризма. При этом следует помнить, что этические нормы социально относительны (нравственный релятивизм), что определяет социально-культурную относительность и национальную обусловленность туристских концептов этического ряда [225, с. 34].

В контексте международного туризма типология современных этических проблем, но мнению исследователей, включает такие вопросы, как этика культурных различий, охранная этика, этика аутентичности, нравственный релятивизм, утилитаризм, права человека и животных, справедливость распределения доходов и благ от туризма, коммуникативная этика [225, с. 135]. Ряд терминов этики туризма представляет собой туристские концепты, не только нравственно и ценностно заряженные, но и несущие в себе ментальные образы: экоэтика (eco-ethics), гостевая этика/этика гостя (guest ethics), этика хозяина (host ethics), этика «свистка» («whistleblowing» ethics) [128, с. 57], курортная этика (resort ethics), этика «все включено» («all-inclusive» ethics) [128, с. 303] и др.

Экоэтика - участлива, добродетельна, ориентирована на ге- негически-культурную основу человеческой природы, на экологическое сознание в стремлении соблюдать баланс отношений человека с окружающей средой, на сохранение экосистем во имя выживания человечества. Экоэтика подчеркивает ценность природы не как ресурса с утилитарной позиции, а как общечеловеческую гуманитарную ценность, являющуюся залогом непрерывности существования человечества, поднимающую дух и развивающую креативные возможности человека. Рассматривают этику пользования и этику природы в зависимости от того, какие идеи и ценности лежат в основе этики. Этика пользоваиия - это нормативный или доминантный подход, определяющий, как люди относятся к природе, и в соответствии с которым природа рассматривается главным образом как набор ресурсов, используемых человечеством для своих конкретных целей. Эго инструментальный и антропоцентричный взгляд. Этика природы предполагает, что растительный и животный миры имеют равную ценность с миром человека. Эго имманентный и эксцентричный взгляд [258, с. 11J.

Этика гостя - этические нормы поведения в чужом «доме». Этика гостя - в соблюдении правил и норм поведения в общественных местах, особенно эго касается культовых учреждений, мемориальных памятников и других мест, связанных с духовной культурой сообщества (форма одежды, громкость и тональность речи, фотографирование), в незагрязнении окружающей среды отходами, в отсутствии туристского вандализма (надписи на стенах достопримечательных мест и других объектах, нанесение ущерба объектам в результате оглома фрагментов «на сувениры» и т. п.). Этика гостя может быть связана с подавлением в себе демонстрационного эффекта (более скромная и менее открытая одежда, менее расточительное для хозяев потребление воды и электричества, более рациональное с точки зрения утилизации отходов питание, когда при системе «все включено» большое количество продуктов выбрасывается и т. и.) особенно в условиях социальных различий между гостями и хозяевами: бедности и общественного неравенства. Этика гостя также в том, чтобы туризм не воспринимался хозяевами как культурное доминирование над ними, как новая форма колониализма или новый империализм, о чем в 1970-80 годы писали многие исследователи [176; 246J. В частности, Дж. Крипиендорф заявляет, что туризм всегда и без исключения имеет колониальный характер [176, с. 2J.

Этика хозяина - гостеприимство, терпимость, толерантность, уважительность, дружелюбие, невраждебность, услужливость жителей местного культурного сообщества, принимающего туристов как гостей. Этика хозяина включает вопросы безопасности гостей: от информационной до физической, медицинской и имущественной. Этическая задача хозяина - обеспечить взаимную минимизацию всех видов рисков от пребывания гостей на территории хозяев.

Этика «свистка» (от whistleblowing - т. е. предупреждение третьей стороны, организации, администрации, надзорных органов о неправильном поведении, угрозе причинения вреда или нанесенном вреде лицом, группой или организацией; буквально - свист, шум для привлечения внимания к нарушителю) определяет этические вопросы такого метода борьбы с нарушителями. В туризме этика «свитка» может относиться как к туристам, так и к туристским организациям, нарушающим нормы и правила поведения и ведения бизнеса.

Этика «все включено» связана с этическими проблемами, являющимися следствием распространенного типа курортного и гостиничного обслуживания - «все включено» («all-inclusive»). В культурных сообществах, где курорты и крупные отели работают по этому тарифному плану, происходит расслоение сообщества на тех, кто участвует в приеме и обслуживании гостей, включая распределение доходов, и тех, кто остался «за бортом». Отмечают следующие последствия развития системы «все включено» в туризме на базе сообществ, которые непосредственно затрагивают проблемы этического ряда: 1) маргинализация местных жителей, которые стяг иваются в туристские дести- нации для мелкой торговли ремесленными товарами, одеждой, едой и напитками; 2) потеря своего бизнеса местными владельцами ресторанов, кафе, магазинов ввиду того, что они не связаны ни с крупными отелями, ни с туроператорами; 3) потеря налоговых поступлений сообществом ввиду того, что местные гостиницы остаются «за бортом» туристского бизнеса в связи с рекламированием не культурного сообщества в целом, а туристских комплексов; 4) рост враждебности внутри культурного сообщества в связи с тем, что часть местных жителей, работающих в крупных отелях, защищает гостей от притязаний местного населения (вооруженная охрана) [128, с. 303-304].

Курортная этика включает аспекты экологической этики, бизнес-этики, в том числе и этические вопросы «все включено», правовой этики, так как береговые зоны и прибрежные территории могут находиться иод особой юрисдикцией государства.

Как уже подчеркивалось, при всем разнообразии туристских мотиваций, находящих свое отражение в целях путешествий, видах и формах туризма, выборе туристских дестинаций, базовым мотивом современного международного туризма является поиск нового туристского опыта, самопознание через личный культурный опыт и осознание разнообразия культур, познание других культурных идентичностей, ггонимание «инаковости» носителей других культур.

Кроме того, в международном туризме как коммуникативной системе взаимодействие с поставщиками, операторами и агентами - представителями иных культур, функционирование на инокульгурных туристских рынках рождает потребность знать, понимать, уважать и принимать чужие этические ценности.

Таким образом, цели и мотивы международного туризма, поиск «инаковости», межкультурная коммуникация как парадигма взаимодействия культурных идентичностей в системе международного туризма напрямую связаны с проблемами этики туристского развития в межкультурном измерении. Каждая из контактирующих культур привносит в систему межкультурной коммуникации свои ценности, установки, нормы, правила, стереотипы поведения и общения, а поиск «инаковости» приводит к прямому контакту с иными культурными ценностями - этическими, нравственными, эстетическими, социальными, экономическими.

Концептуально этика туризма охватывает как сферу профессиональной туристской деятельности, так и поведенческие аспекты реализации путешественниками своих туристских мотиваций, интенций и целей на маршрутах и в дестинациях. То есть этика туризма - это этика туристского бизнеса и этика туристов (индивидуалов и групп), причем туристы могут быть вовлечены в этическую деятельность как через пассивное соблюдение правил и норм, так и через активное прямое участие в волонтерских, благотворительных, экологических, культурных и других специальных туристских проектах.

Этика культурного разнообразия, в том числе в контексте развития туризма, получила отражение во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятой в 2001 г. Вопросы защиты и сохранения культурного разнообразия рассматриваются в Декларации как этический приоритет в создании международного климата, основанного на равенстве всех культур, защите культурного наследия, уважении культурных прав и поощрении межкультурного диалога. В статье 4 «Права человека как гарантия культурного разнообразия» отмечено, что «защита культурного разнообразия является этическим императивом, она неотделима от уважения достоинства человеческой личности» [10, с. 73].

Принципы поддержки культурного разнообразия как общего достояния человечества получили дальнейшее развитие в Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.).

Как уже отмечалось ранее, концепт этика туризма в контексте этических проблем туристского развития содержит идею нравственного релятивизма, т. е. речь идет о том, что культурные ценности, этические нормы и правила социально относительны и национально обусловлены, имеют разный «вес» в разных культурах, играют более или менее значимую роль в разных культурных сообществах.

Основными аргументами в пользу нравственного релятивизма эксперты называют следующие:

  • 1) факт нравственного и культурного разнообразия: в мире существует множество различных культур, каждая со своим набором этических ценностей;
  • 2) функциональные взаимоотношения между этикой и обществом: этические ценности являются неотъемлемой частью каждого общества и не могут быть поняты вне этого контекста;
  • 3) социальная относительность оценки: что считать правильным или неправильным зависит от того, к какой культуре относится оценивающий;
  • 4) критика объективности: если все этические ценности социально относительны, то объективных этических ценностей не может существовать;
  • 5) важность саморефлексии: наши собственные этические ценности также социально относительны; они не могут быть объективными, также как и не могут давать нам привилегию в определении того, что правильно и неправильно;
  • 6) равенство этических оценок: гак как не существует объективных критериев, но которым судят о нравственных ценностях, к ним следует относиться как к одинаково ценным. Нам следует быть уважительными и толерантными к нравственным кодексам других народов, независимо от того, насколько они отличаются от наших собственных [225, с. 34-35].

Однако, признавая роль нравственного релятивизма в изучении вопросов туристской этики, необходимо отметить, что в условиях глобализации развивается и укрепляется глобальная этика поведения, при том что сохраняются и культурно-специфические этические традиции, подчеркивающие культурное разнообразие современного глобализирующегося мира. Следовательно, концепт этика туризма в кросскультурном туристском дискурсе несет в себе идею осознания, уважения и соблюдения как универсальных общечеловеческих этических ценностей, так и особых культурно-специфических правил и норм. Значимость тех или иных этических норм в туризме определяется их ценностью для культуры принимающего туристов культурного сообщества, их культуросообразностью для хозяев туристской дестинации, отношениями «гость - хозяин» в межкультурном аспекте. Таким образом, этика туризма как оформленный документально или подсознательно ожидаемый кодекс поведения описывает общечеловеческие гуманистические ценности, а также культурно-специфические ценностные ориентиры применительно к туристской практике: профессиональной туристской деятельности и туристской активности путешественников. Кодекс поведения как смысловая компонента концепта этика туризма определяется как этический кодекс. Под этическим кодексом применительно к профессиональной деятельности следует понимать систематизированный свод стандартов или принципов, определяющих этическое поведение, отвечающее требованиям профессии, а сами стандарты и принципы определяются нравственными ценностями [128, с. 57J.

Всемирная туристская организация (ЮНВТО), единственная межправительственная организация в сфере международного туризма, заняла ведущую и активную позицию в области формирования этической туристской политики в глобальном измерении. Принятый в 1999 г. Глобальный этический кодекс туризма представляет собой свод принципов, нацеленных на руководство всеми участниками туристского развития и туристских миграций: правительствами и местными администрациями, местными сообществами, туристской индустрией и ее специалистами, а также международными и внутренними посетителями. Данный документ не является обязательным для выполнения, но предлагает механизм добровольного участия в соблюдении этических принципов ответственного и устойчивого развития мирового туризма. Он согласуется со многими аналогичными декларациями и профессиональными кодексами, дополняя их новым видением, отражающим новые условия существования мирового сообщества в начале XXI века. В свете тенденций и прогнозов развития мирового туризма ЮНВТО полагает, что Глобальный этический кодекс туризма необходим для минимизации негативных воздействий на окружающую среду и культурное наследие и максимизации выгод от туризма для жителей принимающих десгинаций [132J.

Франческо Франжиалли, Генеральный секретарь ЮНВТО в 1998-2008 гг., утверждает, что только при условии международного сотрудничества в области этики туризма можно «сохранить будущее туристской индустрии и расширить вклад туристского сектора в экономическое процветание, мир и понимание между народами всего мира» [ 132J.

Этический подход к туризму раскрыт в статье 1 Глобального этического кодекса туризма «Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами». «Понимание и распространение общечеловеческих этических ценностей в духе терпимости и уважения разнообразия религиозных, философских и нравственных убеждений являются одновременно основой и следствием ответственного туризма; участники туристского развития и сами туристы должны принимать во внимание социально-культурные традиции и обычаи всех народов, включая национальные меньшинства и коренные народы, и признавать их достоинство». И далее: «Туристскую деятельность необходимо осуществлять в гармонии со специфическими особенностями и традициями принимающих регионов и стран, соблюдая при этом их законы, обычаи и традиции» [12J.

Обращает на себя внимание тог факт, что зачастую в документах международных организаций наряду с термином этический туризм фигурируют термины альтернативный, ответственный, мягкий, зеленый, устойчивый, которые в большей или меньшей степени отражают концептуальные подходы к развитию современного туризма: уважительное отношение к разнообразию живых культур, сохранение природного и культурного наследия дестинаций, минимизация негативных воздействий туризма и экономическая поддержка местных сообществ за счет туристского развития.

Концепт этика туризма отражает концепцию этического туристского развития, и в последние годы сформировался концепт этический туризм, содержательно обозначающий зарождение самостоятельного специализированного вида нишевого туризма.

Этическим туризмом (ethic tourism) называют те виды путешествий, которые ограничивают воздействие туристской деятельности на природно-культурную среду, и цель которых состоит в реализации этических потребностей и намерений туристов. Специалисты полагают, что этический туризм как самостоятельный вид путешествий зародился и оформился в начале 1990-х годов как ответ на вызовы массового туризма и озабоченность широкой общественности его негативным воздействием на окружающую природную среду и живые культуры, а также как попытка управлять им во благо всех участников туристских мшраций L222, с. 117J.

К этическому туризму причисляют: экологический (ecological), природный (nature, nature-based), сельский (rural), культурный (cultural), наследный (heritage), духовно-просветительский (religious and educational), туризм на вазе сообщества (community-based tourism) и некоторые другие виды специализированного, или нишевого, туризма.

В научной литературе все чаще поднимаются вопросы, останется ли этический туризм нишевым или этические принципы получат свое распространение и на многие виды массового туризма. Отмечается, что этические принципы и нормы важны не только для туристов, но и для туроператоров, которые придерживаются этических кодексов в процессе планирования туров, выбора дестинаций и поставщиков для своего гурпродукта. Многие исследователи указывают, что для туроператора соблюдение этических ценностей может повысить качество туриро- дукга и увеличить его привлекательность, что позволит ему успешнее конкурировать на туристском рынке, улучшить репутацию, завоевать признание в обществе. Вопросы этического поведения не только туроператоров и туристских организаций, но и самих туристов в последние годы вышли на передний план.

Этические туры демонстрируют приверженность и организаторов туризма, и туристов принципам экологической ответственности, включая охрану дикой природы, уважение, толерантность, бережное отношение к живым этнокульгурам.

Трудности организации этических путешествий объективно связаны с самой спецификой турнродукга, когда природное и культурное наследие выступает в качестве основного туристского ресурса. Специалисты подчеркивают, что сложности туроператоров вызваны несопоставимой, а потому трудно совместимой природой их продукта, мультикультурным характером туризма и сложной цепью поставщиков [261, с. 234-235J.

С. Битон заостряет внимание на двух этических проблемах: «корпоративное гражданство» и «корпоративная социальная ответственность», которые рассматриваются как принципы туристского бизнеса в принимающем туристов сообществе [88, с. 192J. В этом смысле показателен концепт пробедный туризм (pro-poor tourism) [88, с. 192J, т. е. туризм в интересах бедных, который отражает идею использования туризма для поддержки, подъема и развития «бедных» сообществ, включая отчисление части доходов от туризма на благотворительные цели в сообществе и участие путешественников в различных благотворительных проектах и акциях. Многие транснациональные корпорации все чаще используют корпоративную этическую бизнес-практику, которая уже не ориентирована исключительно на максимизацию прибыли, а предполагает ответственность компании за результаты воздействия своей деятельности на природную и культурную среду местного сообщества. Потребители-туристы, в свою очередь, начали осуществлять выбор гурпродукта с учетом этической репутации компании 188, с. 193]. В этой связи Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) отмечает, что растет число компаний, которые внедрили у себя культуру корпоративной благотворительности, в рамках которой часть прибыли направляется в принимающие сообщества, например на охрану окружающей среды [266].

В условиях глобализирующегося мира важнейшей составляющей этики туризма, как уже отмечалось, являются концепт и концепция устойчивого туризма (sustainable tourism). Друг ими словами, рассмотренный выше концепт этический туризм поддерживается и синхронизируется с концептами и концепциями устойчивого развития и устойчивого туризма, выдвигающими в качестве приоритета важность ограничения негативного воздействия туризма на туристские десгинации при сохранении экономических выгод для принимающего сообщества.

Под устойчивостью понимается специфическая черта какого-либо состояния или процесса, качество или характер которого постоянно поддерживается на определенном уровне с точки зрения его продуктивности.

Массовый туризм, являющийся как результатом, гак и фактором глобализации, постоянно растущий с точки зрения объемов и географической направленности турпотоков, использования природных и культурных ресурсов, расширяющий потребности в создании и совершенствовании инфрас труктуры и материальной базы, привлекающий все больше современных технологий и инноваций, катастрофически увеличивает нагрузку как на планетарную экосистему в целом, так и на отдельные природно-культурные системы стран и регионов. Растущая диверсификация туристских дестинаций, маршрутов и программ с увеличением доли ириродо- и культуроориентированных путешествий, включая экологический и приключенческий туризм, посещение национальных и природных парков, сельский и агротуризм, другие виды «зеленого» туризма, меняет сирое туристов, делая его более изощренным и с точки зрения потребности более значимого туристского опыта, включая такие аспекты, как культурная аутентичность, межкультурные контакты с местными жителями, изучение флоры, фауны, особых экосистем, ареалов обитания особых видов животных, дикой природы.

Расширение рынков сбыта и сетевого бизнеса, интенсивный рост туристских миграций с глобальным ростом масштабов потребления природного и культурного наследия требуют разработки программ, концепций и стратегий устойчивого развития, подходов и принципов устойчивого туризма в зависимости от специфических особенностей каждой отдельно взятой страны, но в контексте глобального развития. Глобализация туризма, предполагающая в том числе формирование единого туристского пространства, означает прямую взаимозависимость всех участников туристских обменов и международной туристской деятельности и их коллективную ответственность перед живущим и грядущими поколениями за сохранение природного и культурного разнообразия на планете, за глобально устойчивый туризм.

Динамичный количественный и качественный рост международного массового туризма ставит перед мировым и местными сообществами проблемы устойчивого развития, бережного и рационального использования природного и культурного наследия, сохранения культурного разнообразия и уникальности этнокультур в условиях глобализирующегося мира. В этой связи многие международные и национальные организации, правительственные учреждения и академические круги, а также организаторы туризма, специалисты туристской деятельности, туроператоры поднимают вопросы не только экономической целесообразности и эффективности, но и этики туризма в аспекте устойчивого развития.

Устойчивое развитие и устойчивый туризм - концепты этического ряда, которые все чаще рассматриваются специалистами и научными сообществами, политиками и правительствами многих стран мира в контексте регионального развития, сохранения экосистем и культурных сообществ, находят отражение в государственных концепциях и стратегиях развития, программных документах и материалах конференций национальных, региональных и международных организаций. Эго вызвано как серьезными угрозами, гак и многообразными возможностями, создаваемыми современными условиями глобализирующегося мира.

Существует ряд различных определений устойчивого туризма. Устойчивый туризм в широком смысле - это индустрия, предпринимающая усилия для достижения минимального влияния на окружающую среду и местную культуру, при этом способствующая генерированию доходов, занятости и сохранению локальных экосистем. Эго сензигивный (от лат. sensus - чувство, ощущение), мягкий, социально ответственный туризм, оказывающий щадящее воздействие на природную и культурную среду.

Необходимость устойчивого развития туристского сектора широко признается всеми участниками туристских обменов и туристской деятельности: правительствами стран-участников международного туризма, национальными туристскими организациями, местными туристскими администрациями, участниками туристского рынка, научными и образовательными структурами, местными сообществами, туристами и экскурсантами. Без стратегического видения путей устойчивого развития и введения критериев устойчивости на всех этапах туристского планирования, развития и менеджмента туризм не сможет генерировать экономические и социальные блага.

Концепция устойчивого развития приобрела известность благодаря публикации в 1987 г. Доклада Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, известного под названием Доклада Брундтланд («Brundtland report»), в котором дано концептуальное определение устойчивого развития как развития, которое «удовлетворяет потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

В 1992 г. Конференция ООН гго окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Саммит Земли) приняла Рио-де-Жанейр- скую декларацию гго окружающей среде и развитию с 27 принципами устойчивого развития и программный документ «Повестка дня на XXI век» (Agenda 21), в которых было признано, что достижение устойчивого развития потребует баланса между состоянием окружающей среды, общества и экономики в развитии и достижении качества жизни. В Декларации были определены принципы устойчивости, включающие: межноколенное равенство, гендерное равенство, справедливое и миролюбивое общество, социальную толерантность, сохранение и возрождение окружающей среды, искоренение нищеты, сохранение природных ресурсов.

Седьмая сессия Комиссии ООН по устойчивому развитию в 1999 г. была ггосвящена рассмотрению ггроблем туристской отрасли. Сессия ггриняла ряд резолюций и рекомендаций, адресованных правительствам, частному сектору и международным орг анизациям, в том числе ЮНВТО как основной международной структуре межправительственного уровня и характера. Одна из рекомендаций призывает ЮНВТО и правительства создать глобальную систему для продвижения обмена информацией и взглядами по устойчивому развитию туризма, включая транспорт, размещение, прочие туруслуги, экологический и другие виды туризма.

В 2002 г. в Йоханнесбурге состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, участники которой пришли к неутешительному выводу о том, что за 10 лег, прошедших после Рио-де-Жанейрской конференции, цели, поставленные в «Повестке дня на XXI век», по-ирежнему далеки от реализации. Была принята Йоханнесбургская декларация но устойчивому развитию, в которой подтверждается неизменная приверженность стратегии устойчивого развития и отмечается решимость участников Всемирной встречи «быстро увеличить возможности удовлетворения таких основных потребностей, как потребности в чистой воде, санитарии, адекватном жилье, энергии, охране здоровья, продовольственной безопасности и охране биологического разнообразия» [25]. Особо подчеркивается готовность «взаимодействовать друг с другом, помочь друг другу получить доступ к финансовым ресурсам, воспользоваться благами, вытекающими из открытия рынков, добиться укрепления потенциала, использовать современную технологию в интересах развития и принять меры для того, чтобы обеспечить передачу технологий, развитие человеческого потенциала, образования и подготовки кадров, чтобы слаборазвитость навеки канула в Лету» [25].

В 2002 г. ООН приняла резолюцию «Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.)», которая определяет направление соответствующей модернизации образования. Программа действий, но определению ООН, должна интегрировать принципы, ценностные ориентации и практики устойчивого развития во все сферы образования и обучения. Эта программа должна стимулировать изменения в поведении, которые сформируют более устойчивое будущее с точки зрения экологической целостности, экономической жизнеспособности и справедливого общества для настоящего и будущего поколений.

В том же 2002 г. была одобрена программа Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Конференции ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД) «Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты», направленная на решение задач устойчивого развития туризма как инструмента борьбы с нищетой.

ЮНВТО активно продвигает идею устойчивого туризма, начиная с Рио-де-Жанейрского Саммита Земли 1992 г. ЮНВТО осознает, что дальнейший рост международного туризма и новые тенденции его развития ставят туризм в особую стратегическую позицию с точки зрения положительных эффектов или отрицательного воздействия на устойчивость природоохранных территорий и развитие потенциала окружающей среды, включая этнокультурные сообщества. Туризм может послужить основным инструментом сохранения таких территорий и формирования экологического сознания среди местных жителей и туристов. Эти цели могут быть достигнуты посредством привлечения финансовых ресурсов от развития туризма и целевого направления их на сохранение и возрождение природной и культурной среды, информационные системы, просветительские и образовательные программы для жителей и посетителей.

В 2000 г. ЮНВТО поручила проведение исследования «Добровольные инициативы но устойчивому туризму» Европейской сети по устойчивому развитию туризма (ЭКОТРАНС). Ежегодно ЭКОТРАНС публикует брошюру «Экологические инициативы европейских туристских предприятий: инструменты, индикаторы и практические примеры» . ЭКОТРАНС активно популяризирует инструменты экологического менеджмента в индустрии туризма и среди них два европейских проекта: TourBench («Европейская инициатива мониторинга и определения опорных показателей по сокращению загрязнения окружающей среды и снижению затрат на предприятиях туристского размещения» ), осуществляемый организациями ЭКОТРАНС, ЭКОКЕМПИНГ и другими партнерами из К) стран при финансовой поддержке Программы по окружающей среде LIFE Европейской комиссии, и SUTOUR («Поддержка туристских предприятий в системе присвоения ярлыков экологичности и экологическом менеджменте» ), осуществляемый Институтом энергетической экономики и рационального использования энергии Университета Штутгарта в сотрудничестве с 16 партнерами из 5 стран.

Environmental initiatives by European tourism businesses: Instruments, indicators and practical examples: A contribution to the development of sustainable tourism in Europe.

“ «European monitoring and benchmarking initiative for reducing environmental pollution and reducing costs in tourism accommodation establishments».

*** «Supporting Tourism Enterprises for Eco-Labelling and Environmental Management».

В 2005 г. был опубликован программный документ ЮНЕП («Экологическая программа ООН») и ЮНВТО «На пути к более устойчивому туризму» [1^7], названный «Библией» для всех тех, кто задействован в принятии решений в области экологического и социально ответственного туризма, с гем чтобы обеспечить стабильное экономическое положение туристских предприятий и десгинаций. В документе определены 12 целей устойчивого туризма: экономическая жизнеспособность, процветание десгинации, качество занятости, социальное равенство, удовлетворение посетителей, местный контроль, благополучие сообщества, богатство культуры, физическая целостность, биологическое разнообразие, эффективность ресурсов, чистота окружающей среды.

В последние годы концепция устойчивого развития стала применяться в отношении к социальной устойчивости культурных сообществ, и концепт устойчивость несет смыслы сохранения сообществами своей идентичности и аутентичности, что видится через проведение «ответственной» туристской политики [84, с. 79J. Такая политика предполагает определение не только конкретных целей но поддержанию идентичности сообщества, но и конкретных инструментов, мер и мероприятий.

Проекты и инициативы устойчивого туризма в странах, включившихся в движение устойчивого развития, охватывают различные виды турпродукга и маршруты экологического, приключенческого, археологического, пещерного, берегового туризма; программы сельского и образовательного туризма; фестивали, карнавалы и другие события; гостиницы и другие средства размещения; предприятия питания; природные парки, другие особо охраняемые территории. Методика развития и продвижения устойчивого туризма включает ряд международных инициатив, к которым присоединились многие страны, разработав национальные инициативы поддержки экогуризма на своих территориях: проекты и программы присвоения ярлыков экологичности или экомаркировки (eco-labelling), которые рассматриваются как новые символы качества туризма, схемы сертификации, национальные призы и награды за сохранение окружающей среды, системы экологического менеджмента, кодексы поведения, своды правил, декларации и т. и. Эти системы и схемы являются добровольными, однако растущее число, разнообразие и популярность добровольных инициатив свидетельствуют о назревшей в обществе потребности в консолидации, основанной на оценке эффективности существующих систем и программ.

Помимо основной цели, состоящей в стимулировании экономического и социального роста через развитие туризма, проекты устойчивого туризма имеют специфические цели: создание формы туристской идентификации; превращение ярлыка экологичности в гарантию качества, туристскую торговую марку и ориентир потребительского выбора; продвижение этики развития и экологического сознания в туристские сообщества.

Опыт многих с тран наглядно демонстрирует заинтересованность национальных туристских администраций и туристского бизнеса в развитии устойчивого туризма, с одной стороны, и успешность проектов устойчивого туризма, с другой, при соблюдении ряда принципов:

  • • вовлеченность местного сообщества в планирование, развитие и управление проектом;
  • • сотрудничество различных партнеров (государства, бизнеса, местных сообществ) в реализации целей проекта;
  • • приверженность идеям экологичности со стороны всех участников проекта;
  • • непрерывный мониторинг осуществления проекта [233, с. 11].

Концепт устойчивый туризм раскрывает взаимозависимость и взаимодействие окружающей среды, туристской деятельности и сообщества или, другими словами, экологических, экономических и социокультурных аспектов развития туризма. Основными качественными отличительными признаками устойчивого туризма являются: 1) оптимальное использование природных ресурсов, щадящее воздействие на экологические процессы, содействие сохранению природного наследия и биоразнообразия; 2) бережное отношение к культурной среде, уважение социокультурной аутентичности принимающих сообществ, сохранение материального и духовного наследия и традиционных ценностей, содействие межкультурному пониманию и толерантности; 3) обеспечение долгосрочной экономической стабильности, справедливое распределение социально-экономических благ, включая стабильную занятость, доходы, социальные услуги в принимающих сообществах, содействие искоренению нищеты [187, с. 11].

Эксперты отмечают, что принципы устойчивого туризма применимы ко всем видам и формам туризма и во всех типах туристских дестинаций.

Через устойчивый туризм достигаются три важнейших принципа туристского развития: во-первых, качество, гак как устойчивый туризм предоставляет качественный опыт для посетителей, при этом улучшая качество жизни принимающего сообщества и защищая качество окружающей среды; во-вторых, непрерывность, так как устойчивый туризм обеспечивает непрерывность природных ресурсов, на которых он базируется, и непрерывность культуры принимающего сообщества, предоставляющей посетителям искомый культурный опыт; в-третьих, равновесие, так как устойчивый туризм уравновешивает потребности туристской индустрии, защитников окружающей среды и местного сообщества, развиваясь на основе общих целей и отношений сотрудничества посетителей, принимающего сообщества и туристской дестинации в отличие от традиционных подходов к туризму, в основе которого лежат различия и антагонизм потребностей гостей и хозяев, индустрии и природно-культурной среды [162, с. 232J.

Все виды туризма, отвечающие идее устойчивого развития, отличающиеся по целям, формам, видам деятельности и зачастую посещаемым десгинациям от массового туризма, собирательно отражены концептом альтернативный туризм (alternative tourism), находящимся в концептуальном поле этики туризма. «Тезаурус но туристской и досуговой деятельности» ЮНВТО определяет альтернативный туризм как «планируемую и управляемую форму развития и продвижения туризма, при которой происходит сближение целей и ожиданий культуры посетителя и культуры хозяина, что способствует более высокому уровню взаимопонимания, более глубокому чувству реальности и более удовлетворяющему опыту туристского контакта» [236, с. 283J.

К устойчивому и альтернативному туризму ЮНВТО относит экологический, культурный, образовательный, научный, приключенческий, сельский, а1ротуризм, многие нишевые виды туризма, причем экологический туризм назван «совестью туристской индустрии».

Участники альтернативных туров, программ и маршрутов демонстрируют спрос и потребность в посещении уникальных объектов, участии в природо- и культуроохранных мероприятиях, во взаимодействии с единомышленниками, широкой вербальной и невербальной межкулыурной коммуникации с местными жителями - представителями принимающих культурных сообществ, при этом не требуя комфортных условий размещения и обслуживания.

Отражая тенденции этического туристского развития, исследователь Дж. Бучер ввел гермины-конценты: морализация туризма (moralisation of tourism) и новый моральный (нравственный) турист (new moral tourist) [102, с. 77].

Концепт новый нравственный туризм связан с культурой и культурным разнообразием и делает акцент на «инаковость». Парадоксально, но факт, что новый нравственный туризм ограничивает именно то, что дорого новому нравственному туристу - способность учиться у хозяев и проявлять к ним эмпатию. С позиций нового нравственного туризма к культуре следует проявлять уважение, поддерживать ее, но не вторгаться в нее и не пытаться патронировать. Новые нравственные туристы стремятся быть культурно вооруженными и восприимчивыми. Пережив крушение иллюзий по поводу современной цивилизации и критически оценивая современные западные прагматические культуры, новые нравственные туристы находятся в поиске индивидуальности, духовного центра дестинации, не испорченного цивилизацией, временного ухода от современной цивилизации через погружение в культуру, которая менее «запятнана» цивилизацией (видя в культурных сообществах корни, истоки, духовность, гармонию человека с природой), отказываются от комфорта массового туризма. «Грубый и готовый опыт - эго благо для новых нравственных туристов, так как это означает, что они люди, которые реально стремятся понять страну и ее народ». Новый нравственный туризм связан с культурной сен- зитивностью и восприимчивостью, пониманием хрупкости мест и хрупкости людей как носителей уникальных этнокультур.

Новый нравственный туризм - это форма этического потребления, которая развивается в последние 20 лег. Идея состоит в том, что люди пытаются повлиять на мир, в котором они живут через то, что и где они приобретают. Рост этического потребления - это когнитивный и нравственный фокус жизни человека в современном мире, объединяющая общество нравственная идея, средоточие человеческих устремлений к социальным изменениям. Несмотря на то, что следовать этической модели потребления и тем самым участвовать в общественной акции, продвигающей идеи этического туризма, зачастую означает для потребителя платить больше, стратегия этического потребления имеет в обществе большой резонанс. Новые нравственные туристы демонстрируют разницу в отношении к культуре через го, что и как они потребляют - через сочетание этического потребления и стиля жизни. Новый нравственный туризм - это защита принимающего сообщества перед лицом культуры туриста и туриндустрии [102, с. 97-103].

Таким образом, этические, нравственные, устойчивые и альтернативные туристы сознательно принимают на себя ответственность по сокращению или минимизации воздействия туризма на принимающие сообщества, участвуя в комплексе специальных мер и мероприятий, к которым относятся: информирование туристов о культуре и экономике посещаемых сообществ, принятие и уважение взглядов и ценностей представителей местных культур, внесение вклада в межкультурное взаимопонимание и толерантность, поддержка целостности местных культур и видов деятельности, обеспечивающих сохранность культурного наследия, поддержка местной экономики за счет приобретения продуктов местного производства, сохранение ресурсов посредством поиска экологически ответственных предприятий, минимальное использование невозобновляемых ресурсов и др. Все виды туризма, которые можно определить как этические, нравственные или альтернативные, имеют в основе нравственную философию и этическую составляющую, отвечают специфическим мотивациям и целям туристов, а также характеру видов деятельности, отражаемых в турнродукге, включая выбор десгинации и уровень технологий в обслуживании, соответствуют стратегии устойчивого развития и интересам национальной, региональной и международной политики.

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) в рамках своей информационной и образовательной миссии распространяет международный опыт развития этического, устойчивого туризма в разных странах с учетом своеобразия их культурных и природных ресурсов, уровня экономического развития и других условий, регулярно публикуя сборники с лучшими проектами, программами, практиками, реализованными моделями и образцами развития, «кейсами» [ 197; 231-233; 205].

Рост значимости этических вопросов развития туризма напрямую связан с общемировыми тенденциями социокультурного развития, среди которых выделяются:

  • • большая открытость местных сообществ, большее разнообразие субкультур и стилей жизни, доступных для посещения международными туристами;
  • • рост значимости знаний и образования в обществе, повышение образовательного ценза населения; рост интереса к живым культурам других стран и народов в свете глобальной угрозы уграгы их уникальности;
  • • формирование более гуманистических и рациональных ценностей в обществе, кулыуроцентричные тенденции развития
  • 1162, с. 23-39; 103, с. 3-12, 115-137; 239, с. 1-6, 84-100; 240; 111, с. VII-VIIIJ.

Кроме того, среди видов туризма, демонстрирующих тенденции роста и диверсификации, также особо выделяются кульгу- ро- и природоориентированный туризм, а именно: культурный туризм с самым большим разнообразием мотивов и целей (наследный, исторический, архитектурный, литературный, музыкальный, усадебный, замковый); другие виды туризма, связанные с культурой (этнографический, событийный, духовно-про- светигельский); экологический и другие виды «зеленого» туризма (приключенческий, сельский); образовательный туризм с постоянно расширяющимся спектром целей путешественников и программ; различные виды и формы специализированного туризма.

Важной составляющей современной туристской этики является этика туристского образования. Именно система образования служит важнейшим инструментом формирования этических ценностей у будущих специалистов туристской деятельности. Актуальным остается утверждение исследователя международного туризма Д. Блэнтона о том, что для студентов туристских специальностей и работников индустрии туризма «важнее не перечень профессий, проблем и процедур, а логически последовательный (высококонтекстуальный) подход, который формирует осознание рациональной основы в туристской индустрии, влияния культуры на поведение, логики, скрывающейся за правилами, и этики, скрывающейся за обязанностями» [94, с. 129].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >