ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

пятая ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

К числу наиболее важных философских проблем спорта относятся философско-мировоззренческие, социально-философские и культурологические проблемы. Сначала уточним их общефилософское содержание.

Общефилософское содержание философско-мировоззренческих, социально-философских и культурологических проблем

Данные проблемы в их общефилософском содержании связаны с выяснением предельных оснований социального бытия человека и его отношения к миру: что такое человек как социальное существо, каково его место в мире, каковы фундаментальные характеристики этого мира, в чем заключается смысл человеческой жизни и т.п. На основе постановки этих вопросов и ответа на них у человека формируется мировоззрение. Мировоззрение - «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [21, с. 375]. Мировоззренческие предельные основания жизнедеятельности людей называют также «мировоззренческими универсалиями». Имеются в виду категории, «которые в своем взаимодействии создают целостный обобщенный образ человеческого мира... аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта» [4, с. 1040].

Мифология и религия также решают мировоззренческие вопросы, опираясь на веру и фантастические представления о мире. Философия обосновывает такое мировоззрение, в основе которого лежит не только житейский эмпирический опыт, но и научно обоснованные знания. Формированием и обоснованием таких мировоззренческих предельных оснований жизнедеятельности людей занимается философская дисциплина, которую чаще всего называют «философской антропологией» - философское учение о природе (сущности) человека. Близкой к ней по проблематике является «социальная философия».

Можно выделить две большие группы мировоззренческих универсалий.

К первой группе относятся представления человека о мире, находящие свое отражение в таких понятиях, как «предмет», «процесс», «изменение», «развитие», «случайность», «закономерность», «качество», «количество», «отношение», «связь», «система», «причина» и др., которые он относит к тем или другим интересующим их явлениям. Этими понятиями люди пользуются в повседневной жизни. Их применяют и в научном исследовании ученые разных специальностей. Но в обыденном сознании все эти понятия имеют не совсем четкое содержание, а ученые часто понимают их по-разному. В философии указанные понятия относятся не к тем или иным конкретным, частным объектам, а фиксируют наиболее общие (всеобщие) характеристики предметов и явлений окружающего мира. В таком виде они выступают как философские категории «предмет», «процесс», «изменение», «развитие» и т.д. Философия стремится уточнить и обосновать содержание этих категорий. Такая исследовательская работа проводится прежде всего в онтологии, философской науке о бытии, о его наиболее общих свойствах и законах.

Вторая группа мировоззренческих универсалий связана с культурой.

Понятие культуры является сложным и дискуссионным. Не только в обыденном словоупотреблении, но и среди ученых существуют самые различные его интерпретации [их обзор см. в: 15]. Но несмотря на разногласия практически все исследователи в понимании культуры опираются на ряд общих исходных положений. Общепринято связывать культуру не с природной, естественной, биологически заданной реальностью, а с социальной реальностью, созданной человеком. Признается также, что социальная, искусственно созданная реальность, относящаяся к сфере культуры, и природные, естественно возникшие явления не отделены друг от друга пропастью, находятся в неразрывной связи друг с другом. Общепринято также связывать культуру с активной деятельностью человека, причем не только с ее результатами, но и с ее социально выработанными средствами, способами и т.д.

В данном учебнике понятие культуры вводится на основе выделения и анализа ценностного отношения субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом). Данное отношение выступает прежде всего как оценка субъектом объектов с точки зрения их значимости, важности, полезности.

Формами проявления оценки и ценностного отношения являются:

  • • различные компоненты сознания человека (например: мнения, выражаемые в определенных высказываниях, суждениях о данном объекте; связанные с ним различные эмоциональные реакции; наличие или отсутствие интереса к нему, ориентации на него, потребности в нем и т.д.);
  • • реальные действия, поступки, поведение, которые являются индикаторами, объективными интегральными показателями реальной (а не просто декларируемой) оценки человеком явлений окружающей его действительности.

Субъективная оценка объекта может быть разной. Некоторые объекты человек оценивает позитивно, рассматривает как значимые, важные, полезные, привлекательные; они вызывают у него положительные эмоциональные реакции. Поэтому и в практической деятельности он проявляет к ним позитивное отношение. Определенные объекты индивид оценивает негативно, так как, по его мнению, они не имеют для него существенного значения, вызывают у него негативные эмоциональные реакции и т.д. Поэтому в своей практической деятельности он старается избежать данных объектов, воспрепятствовать их распространению и т.д. В оценке некоторых объектов человек испытывает затруднения или признает их как позитивное, так и негативное значение. В связи с этим в своем отношении к ним он безразличен, индифферентен, нейтрален.

Конкретное содержание оценки объекта (т.е. как он оценивается) зависит от его особенностей и реального значения, от тех сторон и аспектов его реального значения, которые субъект учитывает, а также от того основания (критерия), из которого он при этом исходит. Поэтому ценностное отношение, рассматриваемое в полном объеме, включает в себя не только оценку (позитивную или негативную) объекта, но и ее осмысление (обоснование, объяснение).

В содержательном плане важно четко различать, не смешивать субъективную оценку значимости какого-либо объекта и его реальное значение для субъекта [2,18]. Они могут совпадать друг с другом, если субъект позитивно (негативно) оценивает объект, значение которого носит именно такой характер. Но возможно и их несовпадение, если субъект позитивно оценивает такой объект, который, напротив, реально имеет негативное значение, или, наоборот, негативно оценивает объект, имеющий позитивное значение. В терминологическом плане на основе указанного различения возможно двоякое употребление термина «ценности». Так, например, Л.Л. Зеленов и М.В. Вронский за основу использования данного термина берут реальную значимость объектов для субъекта: «те явления, действия, которые обладают позитивным значением (для человека, ибо человек - мера всех вещей), являются ценностью» [2, с. 46; см. также: 7]. Другие философы, например, П.С. Гуревич, в основу применения термина «ценности» кладет субъективную оценку значимости какого-либо объекта: «Ценность - это то, что человек считает значимым лично для себя» [5, с. 1]. Таким образом ценности понимаются и в данном учебнике. Принимается положение о том, что любой объект (материальный, духовный, реальный, воображаемый, художественный, природный, рукотворный, вещь, действие или событие и т.д.) рассматривается как ценность, если только он позитивно оценивается субъектом. Те социальные явления, которые субъект оценивает негативно, выступают для него как антиценности.

Ценности выступают для людей как принципы, цели или средства деятельности, как «образцы» и модели поведения, которым они стремятся подражать, как идеалы, на которые они ориентируются в своей деятельности, и т.д. Особенно важное место в системе компонентов сознания социального субъекта, определяющих его субъективное отношение к тому или иному явлению, занимают такие тесно связанные друг с другом состояния готовности личности к определенному способ}' действий, для обозначения которых в социологии используют термины «жизненная позиция», «направленность интересов», «социальная установка», «доминирующая мотивация», «ориентация» и т.п. Ориентации (установки) людей на определенные ценности называют ценностными ориентациями. Они оказывают огромное влияние на социальное поведение людей, обеспечивают наиболее высокий уровень его регуляции.

С учетом отмеченных выше особенностей и аспектов ценностного отношения в системе понятий данного учебника вводится понятие культуры.

Культура - процесс, средства и результаты деятельности субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по осмыслению, созданию и сохранению тех социальных явлений, которые он, ориентируясь на определенные социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности. В зависимости от того, о культуре какого социального субъекта идет речь, имеет место соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом.

Компонентами культуры являются социальные нормы, идеалы, образцы, модели поведения, смыслы, символы, которые определяют характер и направленность различных форм и сфер социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности. Вместе с тем, как отмечал Н.З. Чавчавадзе, важно учитывать, что «с культурой мы имеем дело только тогда, когда идеально-духовные ценности, в самом прямом смысле этих слов реализуются, материализуются, облекаются плотью, обретают временно-пространственно-протяженное тело...» Поэтому надо различать две подсистемы культуры: «нормативносемиотическую» (систему норм, правил, идеалов, символов и т.п.) и «материально-денотативную» (материальное воплощение символических форм культуры) [см.: 14, с. 16, 17].

В основу указанного понимания культуры положена такая интерпретация ценностей, при которой они связываются с субъективной оценкой значимости объекта. Но, как отмечено, встречается другой подход, когда за основу понимания ценностей берут реальную значимость объекта для субъекта. В соответствии с этим меняется понимание культуры: «Те явления, действия, которые обладают позитивным значением (для человека, ибо человек — мера всех вещей), являются ценностью. Они и образуют своим субстанциональным (носитель) и функциональным (значение) включением в общественную жизнь культуру» [2, с. 46; см. также: 7]. В системе понятий, используемых в данной книге, учитывается возможность двоякой интерпретации ценностей и культуры, основанной на различении субъективной оценки значимости какого-либо объекта и его реального значения для субъекта. В соответствии с этим предполагается, что, приобщаясь к миру культуры, социальный объект приобретает культурный статус. Характеристика этого статуса социального объекта предполагает указание на следующие его аспекты: оценивает ли его субъект как ценность; способен ли данный объект в принципе по своему потенциалу обеспечивать процесс производства, потребления, сохранения и развития тех или иных ценностей (вопрос о его культурном потенциале); насколько этот потенциал реализуется, какую роль данный социальный объект действительно играет в указанном процессе (вопрос о реальной культурной значимости объекта).

Особенно важное место в культуре занимают универсальные ценности (универсалии культуры) - такие категории, как «добро», «зло», «красота», «истина», «долг», «совесть» и т.п. Человек, сформировавшийся в условиях определенной культуры, ориентирован на соответствующие универсальные ценности. Чаще всего они выступают для него «как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою жизнедеятельность» [4, с. 1042]. Философия, напротив, пытается осмыслить и обосновать универсалии культуры. Анализом комплекса проблем, связанных с их философской рефлексией, с осмыслением сложного и многообразного мира ценностей культуры, занимается дисциплина, которую чаще всего называют «культурологией», а также «аксиологией» [см.: 2, 13, 14].

Культурологические (аксиологические) проблемы приобретают особенно важное значение в такие переломные периоды развития общества, когда ранее сложившаяся система ценностей, традиционные жизненные идеалы и смыслы (представления о человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости ит.д.) перестают удовлетворять новым социально-экономическим, политическим условиям и потом)' начинают подвергаться сомнению, критической оценке. Возникает потребность поиска новых ценностей, жизненных идеалов и смыслов, призванных сориентировать человека в этих новых условиях. Решению этой задачи призвана содействовать философия путем теоретического (научно обоснованного) анализа этих проблем, рационального осмысления новых ценностей и формирования новых мировоззренческих ориентиров жизнедеятельности человека и общества в целом [17]. Этим обусловлена ее важная мировоззренческая функция.

С культурологическими (аксиологическими) проблемами тесно связаны эстетические и этические проблемы. Эстетические проблемы касаются эстетического отношения человека к миру, в основе которого лежат такие эстетические ценности, как красота, возвышенное, героизм и др., а также содержания и значения эстетической деятельности человека. Этические проблемы возникают при анализе сферы морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Анализом этих эстетических и этических проблем занимаются соответственно такие философские дисциплины, как эстетика и этика.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >