Предмет философии техники. Основные направления современной философии техники

Под предметом науки обычно понимают проблемное поле данной дисциплины, тот круг вопросов, который встает перед исследователями в связи с познаваемым объектом. Поэтому понять своеобразие философии техники как области познания можно, уяснив, в чем специфика ее предмета по сравнению с другими техническими и социогуманитарными науками, изучающими технику.

Прежде всего отметим, что философия техники — это предельно широкая рефлексия над техникой, включающая разнообразные трактовки этого феномена. Она не представляет собой какой-то единой теории, цельного учения. Это, скорее, общая область познания, совокупность самых различных течений, школ и концепций. Объединяет их единый предмет: все эти школы, течения рассматривают различные аспекты бытия техники.

Немецкий исследователь Фридрих Рапп предлагает следующий перечень основных проблем, поднимаемых философией техники:

исследования в области истории техники и ее отношение к культуре;

— социологическое рассмотрение всеобщего характера современной техники и труда;

аксиологический подход к анализу труда, деятельности, социальной и политической активности;

выявление особенностей взаимодействия органического и технического мира;

анализ проблем управления в будущем постиндустриальном обществе;

— соотношение техники и общечеловеческих ценностей [5].

К проблемному полю философии техники относятся также

вопросы о различении естественного и искусственного, взаимоотношении науки и техники, об оценке техники и т.п.

Суммируя этот перечень, основной круг проблем философии техники можно ограничить следующими четырьмя вопросами:

Что такое техника?

Каковы социальные последствия этого феномена?

Как складываются отношения между человеком и техникой?

Как влияет техника на развитие материальной и духовной культуры?

Это позволяет выделить четыре структурообразующих отношения, которые определяют философские способы рассмотрения техники: техника — природа; техника — общество; техника — человек; техника — культура. В соответствии с этим все многочисленные концепции можно условно свести к четырем направлениям, в рамках которых и раскрывается предмет философии техники:

  • — онтология техники;
  • — методология техники;
  • — антропология техники;
  • — культурология техники.

Онтологическое направление рассматривает технику как самостоятельную реальность, как особую форму бытия. В рамках данного направления исследуются следующие вопросы:

  • — понятие техники, технической реальности;
  • — природа и сущность техники;
  • — различение естественного и искусственного;
  • — техника как единство субъекта и объекта;
  • — основные функции технических артефактов;

техника как глубинный аспект всякой человеческой деятельности;

техника как синтез природы и духа на фоне истории и т.п.

В этой области плодотворно работали такие философы, как М. Хайдеггер, Ф. Дессауэр, X. Закс.

Среди методологических проблем философии техники внимание исследователей привлекают следующие вопросы:

— специфика технического знания;

разграничение между техническим и научным знанием;

  • — структура и динамика технического знания;
  • — методология технических наук;

проблема детерминации технического знания и технологического развития;

  • — система технических наук и ее специфика;
  • — история технических наук;

фундаментальные и прикладные исследования в технических пауках;

взаимосвязь технических, естественных и социогумани- тарных наук и т.д.

Наиболее яркими представителями данного направления можно считать Ф. Раппа, X. Бека, В.Г. Горохова, В.М. Родина, В.С. Степина, М.А. Розова, Б.И. Иванова и др.

Антропология техники акцентирует внимание на философском смысле проблемы «человек—техника». Рассматриваются вопросы:

— человек как творец техники;

зависимость человека от технических систем обеспечения;

— технические ритмы и образ жизни;

влияние техники на формирование новых человеческих потребностей;

роль техники в процессе отчуждения человека;

  • — господство человека над техникой или техники над человеком;
  • — проблема заменимости человека автоматом;
  • — проблема искусственного интеллекта;
  • — техническое образование и воспитание;
  • — система ценностей, превалирующая в условиях техногенного общества;
  • — роль технической интеллигенции в развитии техники и т.д.

Этим проблемам посвящены, в частности, работы Н.А. Бердяева, X. Ортеги-и-Гассета, Ж. Эллюля, А. Хуниига и др.

Философско-культурологический контекст сосредоточивает внимание на проблемах НТП и его социальных последствиях. Изучаются проблемы:

  • — влияния научно-технического развития на тип социальной организации;
  • — техника как социальное явление и компонента социальной системы;
  • — НТП и процесс глобализации;
  • — противоречий техногенной цивилизации;
  • — глобальных проблем современности;
  • — техники и культуры;
  • — проблемы будущего человечества и т.п.

Интересные исследования в этом направлении представлены творчеством К. Ясперса, О. Шпенглера, Э. Аггаси, Л. Мэм- форда, А. Печчеи, Р. Арона, Д. Белл, У. Ростоу, А.И. Ракитина, И.И. Моисеева, О. Тоффлера, Г. Рополя и др.

Все вышеперечисленные проблемные области часто пересекаются, что усиливает тенденцию к синтезу названных исследований и подчеркивает условность деления концепций на направления. Таким образом, философия техники является одной из наиболее молодых сфер философского знания, имеющей своим предметом исследование онтологических, гносеологических, методологических, аксиологических и мировоззренческих проблем техники и технической деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >