5. УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ АНИМАТОРА

5.1. Деловая игра, ее психолого-педагогические принципы

Целью учебных деловых игр для менеджеров-анимагоров является формирование у них определенных профессиональных умений и навыков.

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих задач:

  • • формирование у студенгов-аниматоров целостного представления о профессиональной деятельности, динамике ее развития;
  • • приобретение профессионального, социального опыта, обучение принятию индивидуальных и коллективных решений;
  • • развитие теоретического и практического мышления в профессиональной анимационной сфере;
  • • формирование познавательной мотивации, обеспечение условий для появления профессиональной мотивации аниматора.

Деловая иг ра в процессе учебного занятия представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности менеджера-анимато- ра, моделирования систем отношений.

С помощью знаковых средств (язык, речь, г рафики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводятся профессиональная обстановка, сходная но основным характеристикам с реальной, типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Деловая игра воссоздает предметный контекст будущей профессиональной деятельности и социальный контекст, в котором играющий взаимодействует с представителями друг их ролевых позиций.

В деловой игре знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии аниматора. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, не для будущего, а для обеспечения игровых действий учащегося в реальном процессе деловой игры. Наряду с профессиональными знаниями обучаемый одновременно приобретает компетентность - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества аниматора, ускоряет процесс его социализации, позволяет интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, активность и самостоятельность.

В процессе игры осваиваются: нормы профессиональных и социальных действий, каждый участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, познает себя.

На этапе разработки деловой игры для достижения поставленных учебных целей следует заложить в нее пять психологопедагогических принципов:

  • 1. Принцип имитационного моделирования, который предполагает разработку игровой модели профессиональной деятельности.
  • 2. Принцип проблемности содержания игры, где содержится гот или иной тин противоречий, разрешаемых аниматором в процессе игры, что позволяет найти выход из проблемной ситуации.
  • 3. Принцип совместной деятельности, основанный на имитации производственных функций аниматоров через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, строящееся на субъектных отношениях, при которых развиваются психологические процессы, ггрисущие мышлению специалистов.
  • 4. Принцип диалогического общения и взаимодействия игроков, являющийся необходимым условием переживания и разрешения проблемной ситуации, когда участники игры задают друг другу вопросы, а система рассуждений каждого из партнеров обусловливает движение к совместному решению проблемы, что ггорождает диалог, обсуждение и согласование позиций, действия, интересов.
  • 5. Принцип двуплаповости игровой деятельности, который дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы, нестандартного мышления, неординарности, индивидуального видения ситуации.

Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концеггцию деловой игры и должны соблюдаться на этапе разработки и на этапе реализации.

Структура и правила деловой игры. Разработку деловой игры начинают с создания моделей - имитационной, игровой, педагогической, графической.

Имитационная модель задает предметный контекст деятельности менеджера-анимагора в учебном процессе и получает воплощение в следующих структурных компонентах: в цели, предмете игры, графической модели взаимодействия участников, системе оценивания. Объектом имитации выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной анимационной деятельности, требующий системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть студенг-анима- тор за период, предшествующий игре.

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью. Компонентами игровой модели являются: сценарий, правила, цель, роли и функции игроков, присутствие сценических атрибутов, костюмов, декораций.

Педагогическая модель имеет две группы целей - обучающую и воспитательную. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры. Он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников игры отражает их количественный и качественный состав, связи, взаимодействия, пространственное расположение и оказывает большую помощь и ведущему, и игрокам.

Важный элемент сценария - генерирование событий, определяющих динамику и характер развития иг рового ггроцесса. Различают три способа проведения иг ры:

  • детерминированный - соблюдение на первых этапах игровой деятельности детерминации (ограничения) в информировании игроков, динамике проведения игры и характере развития игрового ггроцесса;
  • спонтанный - произвольное ггроведение, вызванное не внешними факторами, а внутренним видением иг рока ггроцесса игры;
  • смешанный - использование первого и второго методов проведения игры в равных долях.

Сложньгм моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются нрава, обязанности и возможные действия иг роков.

Правила деловой игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой действительности в упрощенном варианте. Существует и второй план игры - правила игрового характера. Если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратится в занятие тренажерного типа.

Требования к правилам деловой игры сводятся к ряду положений. Правила должны:

  • • содержать ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур, их элементов, ролей и функций аниматоров, системы оценивания;
  • • быть не слишком многочисленными, не более 5-10 пунктов;
  • • быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
  • • обеспечивать воспроизведение жизненных и производственных реалий и ситуаций;
  • • быть связаны с системой стимулирования игроков.

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых

решений и самоконтроль, соревновательный характер игры, предполагает содержательную оценку, позволяет оценивать деятельность, личностные качества участников, успешность работы игровых групп.

Разбор деловой игры включает обучающую, воспитательную нагрузку, подведение итогов, анализ причин, обусловивших фактические результаты.

Методическое обеспечение деловой игры предполагает наличие следующих материалов: проспекта, параметров игры, набора реальной и игровой документации, объекта имитации, а также контингента.

Техническое обеспечение деловой игры обусловливает выбор технических средств в зависимости от целей и содержания игры.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >