Музейная образовательная среда как фактор становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет

Для дальнейшего рассмотрения нашей проблемы необходимо определить понятия «среда», «образовательная среда», «музейная образовательная среда», «музейно-ориентированная среда». По мнению В.А. Левина, среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [230]. Основным критерием выделения среды является факт взаимодействия. Рассматривая среду, в которой ребенок включается во все большее количество опосредованных культурой связей с окружающим миром, где происходит процесс приобретения опыта жизнедеятельности, новых адаптивных качеств, позволяющих ему ориентироваться в классе освоенных задач и более эффективно решать новые, мы можем говорить об образовательной среде [21, 155].

Образовательная среда как педагогическое явление - это развивающаяся целостность, система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития. Образовательную среду можно классифицировать по широте охвата, уровням соподчиненности: образовательная среда региона, муниципального образования, района, социальных институтов. Границы содержания образовательной среды определяют предметность культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе [181]. Образовательная среда рассматривается как совокупность специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление его социокультурного опыта [193]. В большинстве научных исследований понятие «образовательная среда» связывается с деятельностью конкретного учреждения и рассматривается как совокупность условий, обстоятельств, непосредственно воздействующих на конкретную личность, включённую в образовательный процесс данного учреждения.

Учёные по-разному выявляют развивающий потенциал среды: средство воспитания [123]; способ жить и развиваться [20]; средство, способствующее усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни [157]; целостная социокультурная система, способствующая распространению культурных ценностей [36]; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности [132]; средство вовлечения субъекта в орбиту деятельности [193].

В контексте нашего исследования понятие «образовательная среда» определяется как совокупность психолого-педагогических условий становления социокультурного опыта в образовательном учреждении - детском саду и учреждении культуры - музее.

Для дальнейшей разработки нашей проблемы значимым является рассмотрение структуры образовательной среды музея и музейноориентированной среды дошкольного учреждения.

Особенности образовательной среды определяются спецификой составляющих её компонентов. Своеобразие музейной среды подчёркивают музейные предметы, социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный отбор, подлинные свидетельства, убедительные доказательства исторического прошлого и настоящего национальной и мировой культуры; вспомогательные средства, включающие предметы музейного значения (аудиовизуальные, мультимедийные средства, музейное оборудование, дидактический материал, сенсорные киоски и др.); само здание музея, городской и природный ландшафт, историческая территория [217].

В основе музейной среды лежит как объективно-информационное, так и субъективно-образное начало. Документальная достоверность и художественная образность как равнозначные составляющие музейной среды способствуют постижению историко-культурных ценностей как на когнитивном, так и на интуитивно-эмоциональном уровне, включает механизм соразмышления, сопереживания, сотворчества, что так важно в становлении социокультурного опыта субъекта.

Большинство исследователей музейной образовательной среды затрагивают проблему музейного предмета как историко-культурного памятника, убедительно свидетельствуют о том, что в музейно-образовательном процессе должна быть активизирована эмоциональная сфера, воздействующая на личностные качества человека. Отсюда учёные говорят о построении музейной среды, направленной не на информативно-иллюстративное отражение прошлого социокультурного опыта, а на его личностное оценочное восприятие [34, 47, 142, 189]. Музейный предмет становится «образом действительности» [24]. Именно подлинник даёт основание для современного переосмысления прошлого, определения его значимости для ныне живущих поколений.

Изучение особенностей образовательной среды музея имеет значение для обоснования проблемы становления социокультурного опыта ребёнка. Функции музейной образовательной среды в становлении социокультурного опыта личности заключаются в том, что

  • - именно музейная среда создаёт оптимальные условия и для «вхождения» в культуру, и для общения в культуре, так как возникает уникальная нравственная атмосфера высокой духовности и сопричастности к величайшим ценностям человечества. В музейной среде имеется возможность погрузиться в прошлое, соприкоснуться с иной средой, познакомиться с иными нормами и традициями, что позволит человеку осознать себя субъектом культуры, понять своё место в историко-культурном континууме;
  • - развивая символическое, образное мышление, музейная среда помогает обнаружить в окружающей жизни предметы музейного значения, осмыслять подлинные ценности, а это делает жизнь человека интересной, насыщенной;
  • - в музейной среде диалог на межличностном уровне включает обмен мнениями, идеями, мыслями, нравственным опытом, переживаниями. Постижение истин, сосредоточенных в музее, намного активнее происходит в процессе общения;
  • - в музейной среде активизируется творческий потенциал человека. В музее, испытывая воздействие среды историко-краеведческих, художественных, естественно-научных, этнографических и др. музеев, прямо или опосредованно личность совершает внутренний акт самоопределения, соотнеся свои взгляды и представления, знания и опыт с нормами других эпох и культур. Музейная среда способствует её культурной идентификации, так как актуализирует личностный опыт, стимулирует ценностное отношение человека к окружающей действительности, используя для этого социокультурный потенциал памятников; соотнесение себя с иным временем и другими людьми может актуализировать процесс создания человеком самого себя;
  • - педагогический потенциал современной музейной среды проявляется в том, что он активно помогает преодолеть изолированность содержания образовательных областей, предусмотренных федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Чтение», «Художественное творчество», «Физическая культура». Музейная среда позволяет познать целостность окружающей действительности во всём её многообразии и развитии. Включаясь в систему непрерывного образования и одновременно воздействуя на интеллектуальную, нравственную, эмоциональную сферы личности, музейная среда формирует целостное отношение к прошлому и настоящему, к социокультурным традициям и реалиям современности, интегративные качества личности.

Подтверждением этому служат исследования Н.В. Бурова, Е.Н. Масте- ницы, Л.И. Шляхтиной, М.Ю. Юхневич и др.

Образовательная деятельность дошкольного учреждения - специфическая сфера социальной жизни, создающая особый культурный контекст, стимулирующий социальное и личностное развитие ребёнка. Задачи, стоящие перед детским садом, предполагают его открытость и тесную связь с другими социокультурными институтами, помогающими ему в их решении. Одним из этих институтов является музей, его материалы, которые могут иметь место в образовательной среде детского сада. Понятие «предметно-развивающая среда» дошкольного образовательного учреждения введено С.Л. Новосёловой (1995) и определяется ею как система материальных объектов действительности ребёнка, функционально моделирующих содержание развития его духовного и физического облика, как единство социальных и предметных средств, обеспечивающих разнообразную деятельность [144]. А.В. Петровским разработаны принципы построения развивающей среды для организации детей и взрослых в системе дошкольного образования, к которым отнесены принципы открытости- закрытости, динамичности-стабильности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогенности [155].

Федеральные государственные требования к условиям организации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [203] определяют, что развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна соответствовать принципам информативности, вариативности, педагогической целесообразности, психологической комфортности, полифункциональности и трансформируемости. Ими следует руководствоваться и при построении музейно-ориентированной среды как части предметно-игровой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Особое значение для её создания имеют следующие принципы:

  • - информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. Музейный предмет, предмет музейного значения, внесённый в развивающую среду дошкольного учреждения, несёт «в себе» и «на себе» информацию, так как, будучи материальным объектом, является свидетельством фактов, событий, принадлежностью к прошедшей эпохе, людям, жившим до нас. Ребёнок в музейно-ориентированной среде не просто получает информацию. Он может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, подлинных объективных социокультурных реалий, убедительных доказательств прошлого и настоящего национальной и мировой культуры. Музейная экспозиция, состоящая из музейных предметов, предстоит перед ним особой реальностью благодаря достоверной информации, воссоздавая атмосферу прошлого и давая возможность общения с его ценностями;
  • - педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть наличие разнообразных музейных материалов в свободном доступе детей. Главное требование его реализации - систематическое применение педагогом музейных материалов в разных формах организации детей, в частности, не только создание мини-музея, но и его функционирование. При этом следует учитывать специфику музея как носителя культуры, социокультурного опыта, где восприятие информации строится на единстве логического и эмоционального;
  • - полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования предметно-развивающей среды. Реализация этого принципа требует продуманной организации предметного пространства, в частности, мини-музеев, музейных уголков, их рационального размещения, цветового, светового решения. Исходя из понимания, что музейноориентированная среда должна стимулировать детскую активность, следует предоставить возможность заниматься разными видами детской деятельности, так как социокультурный опыт формируется только в деятельности;
  • - вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. Этот принцип нацеливает на отбор музейных материалов в соответствии с образовательными ситуациями, организуемыми в разных формах, что требует постоянного обновления музейно-ориентированной среды.

Таким образом, содержательное обогащение и ценностное наполнение принципов построения развивающей среды музейными материалами, предметами музейного значения, активизация деятельности детей с ними способствует обогащению их социокультурного опыта.

В нашем исследовании мы уточняем понятие музейной образовательной среды применительно к дошкольному учреждению и называем её музейноориентированной, так как в детском саду, в отличие от среды традиционного музея, невозможно соблюсти все требования к его организации. Музейно- ориентированную среду дошкольного учреждения мы понимаем как взаимосвязь и взаимопроникновение педагогических сред музея и детского сада, в которой созданы психолого-педагогические и материально-обеспечывающие условия, направленные на интериоризацию субъектом музейных ценностей в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической, рефлексивно-оценочной деятельности с целью решения воспитательных, развивающих и образовательных задач.

В дошкольной образовательной системе музейная среда может быть востребована и успешно представлена в интеграционном процессе в следующих вариантах:

  • - вариант «Детский сад-музей», отличающийся музейно-ориентированной средой в системе дошкольного образовательного учреждения, предполагающий расширение базового образовательного пространства детского сада использованием воспитателем музейных средств, созданием и функционированием мини-музеев, музейных уголков в групповых, организацию непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей в системах «ребёнок- воспитатель», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-семья», «семья-воспитатель», «воспитатель-воспитатель»;
  • - вариант «Музей-детский сад», характеристикой которого является создание музейно-образовательной среды, единого образовательного пространства этих социокультурных институтов, плодотворное взаимодействие их в решении воспитательных, развивающих, образовательных задач по инициативе сотрудника музея при поддержке воспитателя. Это дополнительное к основному образование, обеспечивающее выявление личностных интересов, одна из форм раскрытия внутреннего потенциала ребёнка в результате возникновения образовательных ситуаций по желанию участников образовательного процесса. Их формами могут быть экскурсии, музейные клубы, музейные праздники, музейные события в системах «ребёнок-сотрудник музея», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-семья», «семья-сотрудник музея».

Наиболее плодотворным в становлении социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет можно считать в образовательном процессе детского сада продуманное сочетание названных вариантов среды.

Таким образом, музейная образовательная среда в свете решаемой проблемы рассматривается нами как совокупность условий и возможностей, активизирующих взаимодействие субъектов музейно-педагогического процесса с целью становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет. Опираясь на мнение В.А. Левина о структурном характере образовательной среды [230], нами создана модель музейной образовательной среды, в которой представлены её варианты и выделены компоненты предметно-пространственный, деятельностный, субъектный.

Предметно-пространственный компонент включает помещение, его дизайн, оборудование, фонды, экспозицию. Повышение эффективности воздействий на ребёнка музейно-образовательной среды зависело от её аттрактивности, обустроенности, доступности, лёгкости трансформации. Особое значение имела музейная экспозиция. Изучение детьми незнакомых музейных предметов, которые являются продуктом творческой мысли человека, стимулировала их интерес к музейной культуре, музею, историко-культурным ценностям.

Деятельностный компонент представлен реализацией совокупности образовательных мероприятий, направленных на становление социокультурного опыта детей. Полагаем, что основными принципами его организации должны стать адресность, учёт возрастных особенностей детей, что раскрывается через своеобразие организации, характеризующейся интерактивностью, субмерсив- ностью, диалогичностью; системность, проявляющаяся в программном обеспечении и реализации музейно-образовательного процесса, содержанием которого являются материальные и духовные музейные ценности как эталоны культуры и социума; деятельностное освоение культурных практик, подчёркивающее, что только в практической деятельности возможно освоение музейных ценностей ребёнком; принцип контекстности, означающий, что музейнообразовательное пространство соотносится с жизненно значимой личностной сферой ребёнка и взрослого, взаимодействие с которыми становится поводом их ценностно-смысловых исканий в процессе личностно-ориентированных встреч.

Субъектный компонент развивающей культуросообразной музейнообразовательной среды в дошкольном образовательном учреждении и музее представлен положением, что личность и среда выступают в субъект- субъектной системе отношений, что ведёт к взаимному влиянию их друг на друга.

На основе знания динамичности каждого компонента возможно использование целостной музейно-образовательной среды в дошкольном учреждении и музее в целях становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет и приобщения его к культурно-историческим ценностям. Предметно-пространственный компонент включает вещественные элементы среды: здания, групповые комнаты, игровые атрибуты, дидактические пособия музейного содержания, художественные средства, фонды и др. Этот компонент музейной среды является базисом для проявления и развития разных видов деятельности субъектов, их общения, создаёт условия для самостоятельного приобретения опыта жизнедеятельности. Деятельностный компонент включает программно-методическое обеспечение, формы, методы организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, что систематизирует влияние всех компонентов музейной образовательной среды, обеспечивая интенсивность становления социокультурного опыта ребёнка. Субъектный компонент как процесс взаимодействия участников образовательного процесса предполагает учёт их потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных возможностей, что способствует повышению степени воздействия музейной образовательной среды в становлении социокультурного опыта ребёнка, обеспечивая психологическую комфортность детей и взрослых.

Таким образом, образовательные среды дошкольного учреждения и музея имеют своеобразие, поэтому взаимодополняют друг друга.

Основной характеристикой среды является факт взаимодействия - не только она влияет на субъектов, но и субъекты оказывают на неё влияние. Это взаимодействие включает достаточно широкий круг контактов человека с музейной образовательной средой, что обеспечивает актуализацию и развитие способностей - интеллектуальных, ценностно-смысловой сферы, личностных особенностей. Социокультурный опыт, представленный в музейной образовательной среде, присваивается через механизм интериоризации музейных ценностей, в результате чего возникает не только чувство принадлежности к данной культуре, но и утверждение своей индивидуальности в культуре и социуме. Л.С. Выготский определял интериоризацию ценностей культуры и социума как формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Ребёнок в результате присвоения социокультурного опыта, представленного в музейной среде, способен понять своё внутреннее состояние. Он может вести себя адекватно ситуации, давать оценку, высказывать суждение, что позволяет выстроить личностный образ - человека музейной культуры, познающего не только ценности музейной среды, но и самого себя. Поэтому для дальнейшего раскрытия проблемы становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет в музейной образовательной среде представляется необходимым уточнить понятие «музейная культура личности».

Характерной чертой научных исследований проблем формирования музейной культуры является рассмотрение её как фактора становления социокультурного опыта личности и как его компонента. Одним из первых явилось исследование этой проблемы А.К. Ломуновой, которая и ввела в 1980 году в научный оборот термин «музейная культура» [116].

Л.И. Скрипкина под музейной культурой понимает всю совокупность материальных и духовных ценностей музейного значения, весь музейный фонд нашей страны и мира, называет музейную культуру «набором музейных предметов и нематериальных ценностей». В её трактовке любой музей и его материалы могут быть представлены как фрагменты музейной культуры человечества [180]. А.А. Сундиева считает, что в понятие «музейная культура» включаются не только музейные предметы, идеалы, традиции, но и развитие идей музееведческой теории, развитие музейно-педагогической мысли в России и за рубежом [191]. Такое понимание музейной культуры позволяет рассматривать её как фактор становления социокультурного опыта личности.

Музейная культура как фактор становления социокультурного опыта личности ребёнка развивается в процессе интериоризации доступных ему эталонов духовной и материальной музейной культуры общества, раскрывающих общечеловеческие ценности музея и личностные ценности через механизм развития социумных качеств личности (способности к совместной деятельности, интериоризации, адаптации, инкультурации).

Е.Г. Ванслова музейную культуру личности понимает как осознание ребёнком историко-культурного контекста любого памятника и бережное к нему отношение, а также умение ориентироваться в музее, что предполагает широкое толкование этого понятия как введение ребёнка в поле культуры. Она доказала, что детям младшего школьного возраста доступны представления о движении времени, осознание себя продолжателем дела предков и предком своих потомков, оценка исторических явлений с точки зрения сегодняшнего дня и с позиции прошлого, осознание изменчивости человеческих идеалов, понимание необходимости документирования исторического процесса явлений природы и общества [35]. Эти идеи были поддержаны и нашли отражение в научных работах Н.А. Кульчинской, М.В. Мацкевич, Е.Б. Медведевой, Б.А. Столярова, Т.П. Чумаловой, М.Ю. Юхневич.

Попытка конкретизировать показатели сформированности музейной культуры детей-школьников впервые сделана О.Г. Петриковой-Агафоновой, которая определяет содержание этого понятия как «качество личности, находящее выражение в осмысленном отношении к художественной жизни» [154]. Е.Б. Медведева в содержание музейной культуры включает «готовность посетителя к восприятию музейной экспозиции» [126].

Большинство авторов определяют музейную культуру как интегративное качество личности, сформированное в результате интериоризации музейной культуры человечества. В этом смысле правомерно говорить о музейной культуре как компоненте социокультурного опыта личности. Музейная культура как компонент социокультурного опыта человека представляет интегративное качество личности, характеризующееся подготовленностью её к восприятию и осмыслению музейных материалов, механизм которой представляет уровень развития субъектных качеств личности (саморегуляции, самопознания, самоидентификации, самоактуализации, индивидуализации). Имеющиеся научные работы (Е.Б. Медведева, Т.П. Мышева, О.В. Петрикова-Агафонова, Т.А. Приставкина, Б.А. Столяров, Т.П. Чумалова и др.) посвящены проблемам музейной культуры детей школьного возраста. В нашем исследовании мы уточняем содержание этого понятия как личностного качества применительно к старшему дошкольнику и рассматриваем музейную культуру ребёнка 5-7 лет как приобретённое развивающееся личностное качество, представляющее синтез познавательной, эмоциональной, поведенческой его сфер, отражающих адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально позитивное отношение к нему, освоенные способы коммуникаций в музейной образовательной среде в разных видах деятельности. Именно эти три сферы определяют системность личности ребёнка и позволяют целостно охарактеризовать это социоценное качество [58, 98, 221].

Так как музейная культура как качество личности представляет синтез трёх её сфер - познавательной, эмоциональной, поведенческой [108, 171], а в структуру социокультурного опыта входят три составляющих - знания, отношения, способы деятельности [110, 188, 229], мы подчёркиваем взаимосвязь, взаимовлияние социокультурного опыта и музейной культуры по следующим компонентам - когнитивному, эмоционально-ценностному, деятельностному (см. табл. 2.).

Взаимосвязь социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет и его музейной культуры

Таблица 2

Компоненты социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет

Компоненты социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет, присвоенного в музейной образовательной среде

Музейная культура как результат присвоении социокультурного опыта ребёнком 5-7 лет в музейной образовательной среде (интегративные качества личности)

1

2

3

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ

Представления о культурных ценностях, истории развития человеческой цивилизации; представления об истории своей семьи, её связи с историей страны, мира; представления о государстве и принадлежности к нему, знания о традициях своего народа

Первичные представления о музейных ценностях истории и культуры, прежде всего, своего родного края

Понимающий смысл музейных ценностей

Первичные знания о себе, обществе, природе

Представления о музее, выделение его из окружающей среды, понимание его значимости в жизни людей

Освоивший первичные представления о мире, природе, обществе, себе, их истории на основе культурных эталонов

Знания средств общения, способов взаимодействия; знания способов решения интеллектуальных и личностных проблем в зависимости от ситуации

Знания особенностей музейной среды, способов её освоения,средств коммуникации в музейной среде, различение средств выразительности музейного текста

Освоивший элементарные приёмы музейной коммуникации, способный решать интеллектуальные и личностные задачи в музейной образовательной среде

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ

Отклик на эмоции людей, события происходящие в мире, сопереживание героям художественных произведений

Яркость эмоций при восприятии и осмыслении музейных ценностей, эмпатийные проявления (сопереживание адекватно содержанию музейных материалов)

Эмоционально отзывчивый на музейный экспонат, произведения искусства

Интерес к новому в мире вещей, людей и их отношений, к себе, рефлексивные проявления

Интерес к музею, его экспонатам как эталонам культуры и социума

Любознательный и активный в освоении музейной среды

Бережное отношение к культурному наследию, нетерпимость к вандализму

Бережное отношение к музейным ценностям

Аккуратный, бережно относящийся к вещам, музейным экспонатам

1

2

3

Основы патриотических чувств, чувство семейной, гражданской принадлежности

Интерес к истории своей семьи, родного края, страны.

Соотносящий себя с положительными образами семьи, отечества, представленными в музейных материалах

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ

Умения и навыки для осуществления разных видов деятельности, репродуктивной и творческой;

умения применять усвоенные знания, способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребёнком; умения перенести приобретённый опыт в жизненные ситуации

Умения, навыки детской деятельности на основе впечатлений, полученных в результате музейных коммуникаций, как репродуктивной (умения работать по образцу, выполнять инструкции), так и творческой (предлагать свой замысел, воплощать его в продуктах художественной, познавательной, игровой деятельности); умения интерпретировать музейные материалы в разных видах деятельности

Овладевший умениями и навыками репродуктивной и творческой деятельности в музейной среде

Поведение на основе первичных ценностных представлений, требований взрослых и детского сообщества

Умения музейных коммуникаций; музейный этикет

Соблюдающий нормы и правила поведения в музее, овладевший средствами общения и способами взаимодействия

Таким образом, социокультурный опыт общества, присваиваемый ребёнком 5-7 лет в музейной среде (внешнее) через механизм интериоризации преобразуется в личностные структуры (внутреннее), его музейную культуру ребёнка. С другой стороны, человек музейной культуры способен к более результативному обогащению социокультурного опыта, его преобразованию. Вследствие этого можно говорить о взаимосвязи и взаимовлиянии становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет и формирования музейной культуры его личности.

Особую ценность приобретает опыт партнёра-взрослого, посредника между ребёнком и музейной средой, увлечённость и музейную эрудицию которого в этом процессе невозможно переоценить. Так как самостоятельное освоение ребёнком музейной образовательной среды на начальных этапах онтогенеза затруднено, мы говорим о педагогическом сопровождении данного процесса. Педагогическое сопровождение определяется учёными как современная категория личностно-ориентированного образования, смысл которой означает не столько педагогическое влияние, сколько косвенное направление, содействие. Сопровождать можно то, что есть в наличии, что уже развивается, хотя и на недостаточном уровне. Педагогическое сопровождение не в следовании «рядом», а «вместе», оказывая взаимопомощь и поддержку в случаях затруднений [46, 99, 119, 226]. Анализ научных исследований позволяет нам определить педагогическое сопровождение как обеспечение необходимых условий для полноценного осуществления процесса становления социокультурного опыта ребёнка в музейной образовательной среде. На основании анализа понятий «педагогическое сопровождение» и «социокультурный опыт» мы определили педагогическое сопровождение становления социокультурного опыта в музейной образовательной среде как тип педагогической деятельности, направленный на содействие ребёнку, оказание помощи в осознании значения ценностей музейной среды как эталонов социокультурного опыта человечества, формировании интереса к музею как носителю социокультурного опыта, в поддержке индивидуальных проявлений в деятельности на музейных материалах, в придании социальной направленности поведению.

Недостаточность жизненного опыта, складывающиеся ценности и ориентации делают ребёнка открытым как позитивным явлениям культуры, так и негативным. Но есть и такие особенности его как субъекта культурного развития, которые затрудняют оказание педагогической помощи ему в этом процессе и которые следует учитывать в педагогической деятельности. А.Г. Гогоберидзе отмечает, что ребёнок

  • - во многом потенциален, познание его носит скорее прогностический характер, что накладывает особую ответственность на познающего взрослого;
  • - не всегда может сообщить информацию о себе, поэтому о его возможностях свидетельствуют, прежде всего, результаты его деятельности, что требует особой наблюдательности от исследующего ребёнка;
  • - развивается стремительно, поэтому познание ребёнка часто не успевает за его биологическими, психологическими, социокультурными изменениями;
  • - принадлежит к особому миру детства, где своя субкультура, что обязывает исследующего ребёнка владеть инструментами интерпретации [50].

Раскрывая проблему становления социокультурного опыта старшего дошкольника и становление социокультурного опыта в музейной образовательной среде, следует отметить своеобразие в связи с особенностями развития и саморазвития личности на данном возрастном этапе, которые следует учитывать, организуя условия взаимодействия субъектов этого процесса. Кроме того, становление социокультурного опыта в музейной среде протекает и индивидуально, в соответствии с предшествующим жизненным опытом ребёнка, особенностями его высшей нервной деятельности, социокультурными условиями, в окружении которых он находится, что требует учёта в подборе системы педагогических воздействий и взаимодействия. Мы понимаем принцип индивидуального подхода широко, ещё и как поддержку уникальности, самобытности социокультурного опыта каждого ребёнка в процессе освоения музейной образовательной среды, что с позиции личностно-ориентированного образования представляется необходимым и обоснованным.

Таким образом, музейная образовательная среда рассматривается нами как совокупность условий и возможностей, активизирующих взаимодействие субъектов музейно-педагогического процесса с целью становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет. В дошкольной образовательной системе музейная среда востребована и представлена в двух вариантах - «Детский сад- музей», «Музей-детский сад». Педагогическое сопровождение процесса становления социокультурного опыта старшего дошкольника в музейной образовательной среде понимается нами как тип педагогической деятельности, направленный на создание условий для оказания помощи ребёнку в осознании значения ценностей музейной среды, формировании интереса к музею как носителю социокультурного опыта.

В структуру социокультурного опыта дошкольника, обретаемого им в процессе освоения музейной образовательной среды, входят когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный компоненты.

Присвоенный социокультурный опыт в музейной образовательной среде способствует образованию интегративных личностных качеств - музейной культуры, которую мы понимаем как приобретённое развивающееся личностное качество, представляющее синтез познавательной, эмоциональной, поведенческой сфер ребёнка, отражающих адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально позитивное отношение к нему, освоенные способы коммуникаций в музейном пространстве в разных видах деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >