ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В МУЗЕЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Анализ научных исследований становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет

В рамках рассмотрения теоретических основ становления социокультурного опыта детей в музейной образовательной среде необходимо определить сущностные характеристики социокультурного опыта, его функции, этапы его становления; осмыслить основные понятия, характеризующие данный процесс: «культура», «социализация», «опыт личности» и др. Данные категории являются предметом осмысления философов, культурологов, психологов, социологов, педагогов.

В Энциклопедической и лингвистической литературе понятие «опыт» рассматривается как совокупность знаний, умений, приобретаемая индивидом в процессе взаимодействия с внешним миром, как отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова [146]). Философская интерпретация категории опыта - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности. Введению данной категории в педагогический инструментарий во многом способствовали педагогические труды Д. Дьюи, утверждавшего, что функция воспитания заключается в реконструировании опыта, в обогащении содержания личного опыта [59]. С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер на основе выявления личного опыта ребёнка определяли дальнейшие направления его воспитания [213, 216]. Педагогические словари трактуют опыт как совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознаёт, как результат основанного на практике чувственно-эмпирического познания объективной реальности, которая выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний, умений, отношений [42]. Таким образом, педагогическая интерпретация опыта заключается в том, что опыт рассматривается через призму образовательного процесса.

Происхождение термина «социокультурный опыт» связано с именем Уайта Лесли Алвина, который в книге «Наука о культуре» (1949) определил различия между социологией и культурологией. Социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, а культурология изучает элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.) [16].

В 50-х годах XX в. выдающийся французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье вместо таких понятий, как «формирование культуры», «приобщение к культуре» вводит «социально-культурная деятельность», которую определяет как сознательную, преднамеренную, организованную аккультурацию, альтернативу методам анархичной социокультурной обусловленности. В качестве основной цели он выделяет активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре, а также называет эффективное средство воспитания - управляемая деятельность, осуществляемая для адаптации к техническим и социальным изменениям общества и становления социокультурного опыта человека [231].

В настоящее время в научной литературе применение термина «социокультурный» не предполагает безусловного разделения социальной и культурной составляющих педагогической действительности [80, 99].

Учитывая это, понятие «социокультурный» применительно к опыту личности мы рассматриваем как результат взаимодействия её с миром культуры в процессе социализации.

В представлениях учёных понятие «социокультурный опыт» включает культурный опыт социума и опыт субъекта. Социокультурный опыт человечества, накопленный за всю историю его существования, является основой, содержанием социокультурного опыта личности, причём, освоенный опыт социума, лежащий в основе опыта субъекта, не конгруэнтен субъектному, а присвоен лично- стно. По отношению к личности типами социокультурного опыта человечества определяются возможный опыт личности, имеющий априорные основания, и реальный опыт, предполагающий критический анализ совершающегося опыта, основания которого утверждаются в самом опыте личности [152].

В научной трактовке социокультурного опыта личности прослеживаются разные подходы. Опыт личности рассматривается учёными как опыт в обучении [22], как опыт накопления способов и средств, способствующих активному взаимодействию с миром [81]. В рамках культурологического подхода [25; 96], рассматривающего воспитание как культурный процесс, который предполагает субъективацию объективных ценностей человеческого сообщества, социокультурный опыт определяется как «опыт жизнедеятельности, саморефлексии, самореализации». Интерес для решения нашей проблемы представляет исследование И.Ю. Рыжухиной, в котором раскрывается понятие «субъектный социокультурный опыт», понимаемый как результат онтогенетического развития личности, содержание, структура и динамика которого определяются организацией целостной жизнедеятельности личности [173].

Что же составляет содержание социокультурного опыта личности? По мнению И .Я. Лернера, социокультурный опыт личности составляют знания, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, людям, себе [110]. В качестве ядра социокультурного опыта И.Я. Лернер рассматривает эмоции, которые являются своего рода индикатором личностного отношения, одним из условий при переходе на собственно личностный, субъектный уровень развития. По его мнению, социокультурный опыт - совокупность потребностей общественного характера, устойчиво направленных на социально значимые объекты и деятельность; способность к испытанию эмоций, к нравственным, эстетическим, интеллектуальным, социальным переживаниям.

В.В. Столин в содержание социокультурного опыта человека включает когнитивный, эмоциональный, отношенческий компоненты [188].

И.С. Якиманская составляющими сущностное содержание социокультурного опыта личности называет знания, представления, понятия о предметах, в которых материализован опыт человечества; способы познания и выполнения действий (умственных и практических), составляющие культурно-духовное наследие; эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, жизненные стереотипы) [229].

Е.В. Бондаревская выделяет следующие компоненты этого опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры: аксиологический (ценностно-смысловой, включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами, отношение человека к миру, людям, самому себе); культурологический (различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности); жизнетворческий, событийный (события жизни, способы их организации и проживания); морально-этический (накопление опыта переживания и проживание эмоционально-насыщенных ситуаций, гуманного нравственного поведения); личностный (насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, выбора принятия решений, рефлексии своего поведения, самооценки, проектировании своего поведения); индивидуальнотворческий (содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом жизненных и воспитательных ситуаций) [25].

Специфику содержания социокультурного опыта личности подчёркивает А.В. Запорожец. Он выделяет взаимодействие следующих форм опыта: видового, который передаётся будущим поколениям в виде наследственнофиксированных морфологических свойств нервной системы; индивидуального, приобретённого индивидом путём приспособления к наличным условиям существования; социального, воплощённого в продуктах материальной и духовной жизни общества (орудиях труда, языке, произведениях искусства, способах общения) [63].

Таким образом, социокультурный опыт личности рассматривается исследователями как комплексное и многоаспектное явление, среди его главных характеристик выделяют влияние на познавательную, эмоциональноценностную и действенную её сферы. Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что социокультурный опыт ребёнка 5-7 лет включает когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный компоненты.

Социокультурный опыт личности важен не сам по себе, а с точки зрения функций, которые он выполняет в жизнедеятельности человека.

А.Г. Здравосмыслов определяет следующие культурные функции социального опыта. Во-первых, это аккумулирование способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей с целью повышения взаимопонимания, согласия, выработки общих оценочных критериев, что «ведёт к формированию структурной и содержательной специфике всякого конкретного исторического коллектива людей». Во-вторых, культурной функцией социального опыта этот учёный считает аккумуляцию локальных культурных черт и на уровне социальных мини-коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов, так как всякий человек, помимо усвоенного социального опыта общественного проживания, его культуры, обладает и уникальным личностным социальным опытом, складывающимся в ходе его жизни и специфичным в соответствии с биографией данного человека. Наконец, третья культурная функция социального опыта - социальное воспроизводство сообществ, трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению [65]. Э.А. Орлова считает, что содержание наследуемых традиций, норм, ценностей и есть социальный опыт данного сообщества, передаваемый посредством разных форм социализации и культурации нового поколения. Процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им социокультурного опыта в виде накопленных сообществом знаний о мире, принципов, умений, навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в обществе [147].

Присвоение социокультурного опыта личности позволяет построить свой индивидуальный способ взаимодействия с окружающим миром. И.С. Якиманская отмечает, что «с позиции этого опыта наводится порядок восприятий окружающей действительности через избирательность, обеспечивающую индивидуальное видение бытия» [229].

В течение всей жизни человека его личностный социокультурный опыт расширяется, обогащается, переосмысливается, поэтому важной педагогической проблемой является его становление. Мы используем этот термин, разделяя мнение В.Г. Зарубина, понимающего «становление» как процесс, не имеющий конечного результата, являющийся отправным пунктом последующего развития, как приобретение новых признаков и форм под воздействием определённых условий [64].

В нашей трактовке социокультурный опыт ребёнка 5-7 лет - это поэтапно формирующееся личностное образование, результат присвоения ценностей и смыслов общечеловеческой культуры в активном взаимодействии его с окружающей средой.

В первые годы жизни человека становление его социокультурного опыта происходит особенно интенсивно, стремительно, что определяется возрастными особенностями: сензитивностью к присвоению опыта, подражательностью, активностью, любознательностью, пластичностью нервной системы. Социокультурный опыт, присвоенный в дошкольном детстве, становится фундаментом дальнейшего его становления на последующих возрастных этапах, поэтому имеет исключительное значение для всей жизнедеятельности [45, 69, 200, 210].

Наше исследование направлено на выделение особенностей становления социокультурного опыта старшего дошкольника, ребёнка 5-7 лет, так как к этому возрасту наиболее ярко проявляются его потенциальные возможности, а именно:

  • - способность к познанию культуры и социума, развивающаяся в деятельности, в культурных практиках;
  • - способность к коммуникациям в культурной среде, развивающаяся через диалог, общение, совместную деятельность;
  • - способность к рефлексии, самовыражению, самопрезентации своего социокультурного опыта в развитии творчества;
  • - способность к интериоризации ценностей, раскрытию личностных смыслов, развивающаяся в процессе культурной идентификации.

В связи с этим возникает проблема определения путей становления социокультурного опыта растущей личности, её культурация и социализация (процесс вхождения в культуру и социум) [80, 95].

Важнейшим путём этого процесса является культурация, содержание которой представляет процесс присвоения ребёнком 5-7 лет культурных ценностей и смыслов, поэтому мы придерживаемся определения, по которому культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. [83].

Сущность культуры как основы социокультурного опыта человечества, закономерности её функционирования в обществе раскрывают работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, В.Е. Давидович, М.С. Кагана и др. Аналитический обзор философских, культурологических исследований (М.А. Ариарский, А.С. Ахиезер, Н.В. Буров, С.Н. Иконникова, Ю.М. Лотман и др.) позволяет констатировать, что культура - порождённая человеком форма бытия, которая включает в себя многообразие созданных человеком материальных и духовных ценностей; сверхприродные качества и способы деятельности человека; общение как средство реализации потребности людей друг в друге.

Исходя из этого, среди функций культуры выделяют инструментальную (создание и преобразование окружающей среды); инкультурации (создание и преобразование самого человека); нормативную (система средств организации коллективной жизни); сигнитификативную (знаковая, «означивание», благодаря которому осуществляются умственные и эмоциональные действия человека); познавательную (дает возможность создать картину мира); коммуникативную (обеспечивает передачу культурной информации между поколениями) (М.М. Бахтин, Ю.В. Бромлей, Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин и др.). Важнейшая особенность культуры состоит в том, что в ней происходят диалектически взаимосвязанные процессы. Это создание духовных и материальных ценностей, сохранение, передача накопленного культурного богатства от одного поколения к другому, его трансформация (А.Ю. Тихонова). Для нашего исследования выделение данных функций значимо в свете определения основных направлений становления социокультурного опыта личности в её познавательной, эмоционально-ценностной, деятельностной сферах.

Разработке проблем состояния культуры в обществе, её влиянию на формирование отношения социума и его членов к миру посвящены исследования Г.Е. Глезермана, В.Т. Лисовского, Т.В. Соколова и др. Культурав её образовательном значении понимается в них как система ценностей и способ жизни, имеющие реальных носителей.

Ценности культуры выступают цементирующей основой социума, жизненным ориентиром для человека. «Значимость ценностей культуры в жизни ребёнка определяется их потенциальными возможностями в открытии смыслов жизни» (Н.А. Платохина). Именно в дошкольном возрасте начинает складываться основа системы ценностно-смысловых ориентаций, поэтому на более старших возрастных ступенях культура присваивается с гораздо большим трудом [157]. На восприятие, осмысление, переживание, присвоение ценностей культуры и социума ребёнком 5-7 лет оказывают влияние новизна, яркость содержания опыта, постоянное погружение в культурный контекст и систематическое взаимодействие со средой, интенсивность воздействия этого опыта на разные сферы личности - когнитивную, эмоционально-ценностную, деятельностную. Как правило, личностным опытом человека становятся те ценности, которые значимы именно для него, то из общественного социокультурного опыта, что имеет смысл жизнедеятельности. Эти положения подтверждают научные выводы В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, Н.А. Платохиной и др.

Выделение классификации ценностей позволяет определить те, которые могут быть усвоены ребёнком 5-7 лет. А.А. Леонтьев называет три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение ценностей, личностные ценности. В.Т. Фоменко классифицирует ценности по направлениям: сугубо личностные, ценности родного очага, ценности малой родины, отечественные ценности, общечеловеческие ценности. В.П. Тугаринов выделяет ценности культуры: материальные (пища, жилище, техника и проч.), социально-политические (мир, свобода, братство, равенство и проч.), духовные (наука, искусство, образование, культура и проч.). Е.В. Бондаревская на основе культурологического подхода к образованию называет ценностями человека «как предмета воспитания», культуру как среду, «растящую и питающую личность», творчество как способ развития человека в культуре [25].

Однако, несмотря на разные подходы к выделению ценностей, во всех классификациях обязательно присутствуют ценности человеческого существования в духовном и материальном воплощении как основа социокультурного опыта.

Другим путём становления социокультурного опыта растущей личности является процесс её социализации, когда идёт усвоение и дальнейшее развитие ценностей, трудовых навыков, знаний, традиций, накапливаемых от поколения к поколению, процесс включения в систему общественных отношений и формирование у неё социальных качеств. Именно в этих процессах раскрывается адаптивная функция культуры (В.С. Библер, А.В. Мудрик и др.).

Современные исследования позволяют уточнить термин «социализация» с точки зрения субъект-субъектной позиции индивида в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Во-первых, социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления личности, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия [86, 132]. Подобное понимание социализации подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития как процесса усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей, позволяющих функционировать ему в качестве равноправного члена общества.

Социализация - процесс и результат присвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта [91]. Применительно к дошкольнику как растущей и развивающейся личности целесообразнее использовать термин «социальное развитие», а не социализация. Однако такие исследователи, как Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичёва полагают, что относительно дошкольного детства нет чётких разграничений в процессах социализации и социального развития ребёнка.

Подтверждением тому является концепция Д.И. Фельдштейна в отношении сущности социализации, по которой процесс социального развития представляет собой постоянно воспроизводящийся результат социализации- индивидуализации. Д.И. Фельдштейн отмечает, что «в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делая своим достоянием, происходит социализация». В то же время человек приобретает всё большую самостоятельность, автономность; происходит индивидуализация. Условием социального развития ребёнка учёный называет задаваемую деятельность как раскрытие его внутренних возможностей. Согласно концепции Д.И. Фельдштейна, постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон, социализации и индивидуализации, представляет социальное развитие личности. Социализация в нём - присвоение требований, норм социума, а индивидуализация - формирование, понимание и открытие себя как субъекта [207].

Положение о взаимосвязи индивидуальной и собственно социальной природы в человеке необходимо для понимания процесса усвоения социокультурного опыта, так как позволяет констатировать, что становление социокультурного опыта осуществляется в результате развития субъектности личности (процессах самоидентификации, самопознания, саморегуляции, индивидуализации) и в развитии социумности (процессы интериоризации, адаптации, социализации, инкультурации). Это даёт возможность определить механизм становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, социокультурный опыт человека формируется в постоянном соотнесении себя с образами других людей, в процессе идентификации им ценностей и смыслов культуры. Культурная идентификация - основной способ познания, освоения, осмысления опыта ценностей культуры, норм социальных действий и интериоризации их в когнитивную, аффективную, деятельностно-поведенческую сферы (Е.В. Бонда- ревская, В.Е. Давидович, Н.А. Платохина и др.). Содержание социокультурного опыта общества (культура) в процессе социализации интериоризируется, в результате чего у ребёнка складывается определённая модель мира, отношений к обществу, себе. Этот процесс идёт не только на когнитивном уровне, но превращается в содержание его социокультурного опыта.

Анализ исследований позволил нам выделить основные механизмы становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет. Во-первых, единство подражания, имитации, идентификации социокультурного опыта, сущность которого проявляется в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого социокультурного наследия предшествующих поколений. Во-вторых, особо выделяется механизм оценки и самооценки «желаемой деятельности и поведения в процессе социального контроля» [151]. В-третьих, механизм конформности, некритического принятия и следования господствующим в данной ситуации стандартам. Как правило, в содержание понятия этого механизма входит следование обычаям и традициям.

В связи с такой возрастной особенностью дошкольника, как подражательность, особую роль в становлении социокультурного опыта играет механизм передачи поведенческих навыков потомству путём научения его через условный рефлекс подражания [61, 195]. Целостный жизненный опыт на ступени дошкольного детства во многом формируется неосознанно и непроизвольно, так как функционирует важнейший механизм трансляции социокультурного опыта - традиция, которая является способом поддержки, сохранения устойчивых культурных норм, ценностей, образцов. Традиция - избирательное сохранение элементов социокультурного опыта [166].

Анализируя трансляцию культурных традиций, Н.В. Меднис выделяет два субъекта - носителя культуры и её пользователя, которые должны овладеть механизмами передачи и освоения социокультурного опыта. Такими механизмами он называет семиотический, предполагающий передачу и восприятие культуры через знаковые системы, сохраняющие и передающие информацию. При этом присутствует оценка объекта, которая тоже может транслироваться семиотически; имитационный, основанный на взаимодействии носителей опыта и пользователей, который заключается в визуальном представлении образцов опыта и предполагает наличие субъектов этого процесса, хотя роль их здесь неоднозначна; интерактивный, заключающийся во взаимодействии субъектов, ключевым моментом в котором является понимание социальной интеракции как процесса непосредственного или опосредованного воздействия их друг на друга. Акцент переносится со стандартизированного ролевого поведения на процессы выработки новых значений в совместном поиске истины [128].

Все названные механизмы трансляции опыта человечества для дошкольника значимы по-своему, но особое значение для присвоения его социокультурного опыта имеет механизм интерактивный, так как в этом случае личность становится субъектом этого процесса.

Пониманию функционирования механизмов трансляции социокультурного опыта человечества и присвоение его индивидом способствует культурноисторическая концепция развития личности Л.С. Выготского, согласно которой даже элементарные и возникающие на самых разных этапах жизни человека функции имеют опосредованную, специфически человеческую структуру, культурное, прижизненное происхождение. С первых дней жизни человека развивают существующие в культуре способы взаимодействия с действительностью через освоение им определённых достижений культуры [45]. Основными условиями этого процесса Л.С. Выготский считал физиологические особенности мозга и общение, а источником его - среду. Опираясь на его положение о механизмах воздействия среды на личность, где важную роль отводится «социальной ситуации развития», мы считаем, что среда преломляет, направляет и любое воздействие на ребёнка, и реакции, идущие от него. При этом связь ребёнка со средой зависит от их взаимоотношений, определённого «поля» - общей системы значений (межличностных, ценностных, семантических и т.д.). Если тип взаимосвязи личности и среды конгруэнтен, можно говорить об их взаимовлиянии, удовлетворённости личности в своей среде. Такая среда и должна быть результатом профессиональной деятельности педагогов. В этом случае наличное социокультурное содержание превращается в средство и содержание образования, в «собственно образовательную среду». Это место, где происходит встреча, «сретение» социокультурного и личностного опыта ребёнка (В.И. Слободчиков).

Исторически сложившимися механизмами передачи и усвоения социокультурного опыта являются общение и совместная деятельность людей. Чем более насыщена деятельность человека общением, тем результативнее процесс становления социокультурного опыта личности. Для ребёнка дошкольного возраста общение и совместная деятельность со взрослым - необходимое условие присвоения культурных ценностей и смыслов общественного опыта. Чем младше ребёнок, тем большую потребность в этом он испытывает.

В условиях человеческого общения информация - социокультурный опыт общества, который не только передаётся, но и формируется, развивается, уточняется [114]. В структуру общения входят три стороны - коммуникативная, интерактивная, перцептивная [7]. Значит, коммуникация является элементом деятельности общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, то есть, передаётся и усваивается социокультурный опыт другого человека. Следовательно, развитие коммуникативных способностей личности ребёнка как средство накопления ею социокультурного опыта является важной психологопедагогической проблемой. Большинство исследователей рассматривают общение как интерсубъектный процесс, в их работах очевидно внимание к изучению процессов развития личности ребёнка, его самосознания, субъектности (Н.М. Борытко, О.С. Газман, Г.К. Селевко и др.), что в отдельных случаях приводит их к необходимости обращения к понятию «социокультурный опыт личности».

Другим механизмом присвоения социокультурного опыта является деятельность как проявление активности, реализации своего отношения к миру, обществу, себе. В деятельности усваивается не только содержание социокультурного опыта, но и способы его присвоения и актуализации [66, 103]. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, в которой происходит социализация, процесс присвоения социокультурного опыта [223]. Ребёнок активен по своей природе. Н.Н. Поддъяков выделяет два типа активности ребёнка - собственная активность, которая детерминирована его состоянием как свободной личности, реализуемой свою волю, свои потребности, а также активность, стимулируемая взрослым как деятельность, формируемая в соответствии с заданными параметрами. Ребёнок рано понимает разницу этих типов активности, идущую от него самого и идущую от взрослого, и гораздо больше ценит свои достижения. Именно на основе данного типа активности возникает ряд специфически детских деятельностей, даже вопреки запретам взрослого, это экспериментирование и игра.

Старший дошкольник не просто усваивает с помощью взрослого содержание культуры, он в процессе преобразующей поисковой деятельности осуществляет широкое опробование разных объектов, получая социокультурный опыт, далеко выходящий за рамки нормативных способов действий. Он активно творчески привносит в этот процесс такое содержание собственного опыта, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает творчество. Эти знания не всегда отчётливы, но дают материал - основу активной мыслительной деятельности, в результате которой ребёнок приходит к ясным суждениям. Научные данные свидетельствуют об условиях, при которых деятельность ребёнка под влиянием взрослого превращается в детскую самодеятельность. Н.Н. Поддьяков неоднократно отмечал в своих исследованиях, что для дошкольника характерно практическое освоение действительности [158].

У ребёнка 5-7 лет происходит становление опыта отношений с окружающими людьми, формируется внутренняя позиция к своему «Я», появляется круг обязанностей, он способен чувствовать отношение окружающих и адекватно реагировать на это. С этих позиций особенно важно рассмотреть проблемы приобщения детей к социокультурному опыту человечества, воплощённому в музейных материалах, сформировать ценностное отношение к миру, культурно-историческому наследию предков, к себе.

Важнейшим механизмом, позволяющим человеку осмысленно и целенаправленно осуществлять автотрансформацию культуры - самосознание, то есть, широкое знание о своём глубинном бытие, своих возможностях. Запускающим механизмом самопознания уже в дошкольном возрасте является рефлексия, способность анализировать свой опыт действий во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и собственные действия по самооценке [170, 200]. Проблема развития образа «Я» чрезвычайно актуальна для педагогических поисков в становлении социокультурного опыта растущей личности. В этом плане важно содействовать средствами воспитания процессу самосознания, саморазвития. Сложность усвоения социокультурного опыта в том, что, будучи производной общественных отношений, растущая личность остаётся самостоятельной ценностью. В каждом виде социокультурной деятельности она проявляет себя, отражает своё отношение, производит дальнейшую переработку усвоенного опыта, его систематизацию, что ведёт к целостным изменениям личности, возникновению новых структур. [10, 168]. Именно поэтому в нашей работе проводится мысль о становлении социокультурного опыта, а не о его формировании.

Таким образом, в педагогических, психологических, социологических и философских исследованиях, раскрывающих пути и механизмы становления социокультурного опыта ребёнка, подчёркивается сложность данного процесса, связанного с его целостным развитием в процессе приобщения к миру социума и культуры и самоопределения в нём.

Какие же факторы оказывают влияние на действие этих механизмов, на становление личностного социокультурного опыта? Л.С. Выготский предопределил сочетание социального и личностного факторов в этом процессе С.Л. Рубинштейн рассматривает вопрос взаимодействия человека и культуры как феномен соотношения внешнего и внутреннего. По его принципу детерминизма, эффект всякого действия зависит не только от внешних причин, но и активности внутренних условий. Значит, на процесс становления социокультурного опыта ребёнка оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

В исследованиях И.А. Колесниковой, М.В. Корепановой выделено влияние внешних факторов - институтов семьи, образовательных учреждений как социальных групп; влияние детского сообщества. По их мнению, растущая личность осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию двух взаимопересекающихся и взаимопримыкающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых обладает определённой значимостью для неё. Взрослому принадлежит важная роль в процессе личностной идентификации ребёнка, когда он выстраивает собственный образ «Я». Детское сообщество выполняет функции социальной идентификации личности [87], [92]. В обществе функционируют специально созданные социокультурные институты передачи общественного опыта подрастающим поколениям. Это государство, которое обязано обеспечить условия саморазвития человека, это семья, образовательные институты, призванные влиять на становление духовно богатой, социально активной личности, освоившей опыт предшествующих поколений. Среди них особую роль играет музей как социокультурный институт, хранитель, транслятор социокультурного опыта человечества. Содержание этого опыта в музейной среде представлено музейной культурой [35, 142, 180, 191].

Работы учёных А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова и др. подчёркивают влияние и внутренних факторов, актуализируют проблемы активного характера усвоения ребёнком социокультурного опыта. По их мнению, главный источник развития лежит внутри человека в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой и субъектным опытом. Ими подчёркивается, что на уровне личности события, собственные действия субъекта являются предметом его отношения к миру и существенно влияют на технологию становления его социокультурного опыта как субъекта культуры.

Вклады общественного опыта в личность становятся зависимыми от самой личности, создающей себя при изменении жизненных обстоятельств. Саморазвитие становится потребностью в самосовершенствовании, в развитии и реализации себя как личности [109], [158]. У неё закладываются и развиваются важные созидательные способности - творческое воображение, мышление, ориентация на другого человека, эмпатия, рефлексия. В этом процессе содержание социокультурного опыта человечества превращается в систему открытых проблем, которые подлежат осмыслению. Это происходит в деятельности и диалоге и может рассматриваться как источник становления социокультурного опыта ребёнка.

Мы приходим к выводу, что только взаимодействие всех факторов, внешних и внутренних, воздействующих на старшего дошкольника, способствует становлению его социокультурного опыта.

В контексте рассматриваемой проблемы представляется важным выделение последовательности становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет. Во-первых, при восприятии эталонов культуры и социума возникают положительные эмоции, понимание своих чувств, чувств других людей, сопереживание. Во-вторых, далее происходит осознание чувства принадлежности, понимание ценностей своего близкого окружения. В- третьих, чувственно воспринятые и осознанные ценности становятся регулятором поведения и деятельности. И, наконец, в-четвёртых, возникает творческая деятельность, направленная на переосмысление культурных эталонов [10, 177]. Вследствие этого нами условно выделены этапы

становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет, в основе чего лежит изменение его субъектной позиции в этом процессе. Такими этапами стали ориентировочный, нормативный, рефлексивно-оценочный, культуротворческий (см. табл. 1).

Выделение этапов становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет имеет большое практическое значение, так как позволяет определить пути педагогического воздействия на этот процесс. Особенности протекания этапов определяют характер дальнейшего становления социокультурного опыта старшего дошкольника, вектор которой может быть как восходящим, так и нисходящим. Следствием этого выступает личностный рост или личностный регресс.

Таким образом, анализ современных исследований процесса становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет позволил нам определить его сущность как поэтапно формирующееся личностное образование, результат присвоения ценностей и смыслов общечеловеческой культуры в активном взаимодействии его с окружающей средой; выявить особенности становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет как процесса, протекающего стремительно, интенсивно; определить этапы становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет (ориентировочный, нормативный, рефлексивнооценочный, культуротворческий), что связано с изменением субъектной позиции в этом процессе.

Таблица 1

Этапы становления социокультурного опыта ребёнка 5-7 лет

l-й этап

Ориентировочный

П-й этап Нор мат и вн ы й

Ш-й этап

Рефлексивно-

оценочный

lV-й этап

Культуро-

творческий

Содержание:

Освоение

общепринятых

социокультурных

правил,

действующих в

обществе,

интерес,

потребность в

обретении

социокультурного

опыта

Содержание:

Осознание

ценности

социокультурных

норм,

формирование

смыслов,

устойчивых

мотиваций в

освоении

социокультурного

опыта

Содержание: Самоотождеств- ление себя с другими, принятие социокультурных ценностей общества, самостоятельность и активность в освоении

социокультурного опыта, рефлексия субъектного опыта

Содержание:

Трансформация

усвоенного

социокультурного

опыта,

ответственность за свои социальнозначимые действия

Механизм.:

Подражание

культурным

эталонам

общества

Механизм.: Оценка взрослого, значимого Другого

Механизм.:

Самооценка,

интериоризация

социокультурных

ценностей

Механизм.:

Творческая

социокультурная

деятельность

Итог:

Опыт знания, умений, положительных эмоциональноценностных переживаний

Итог:

Расширение социокультурного опыта, опыт ценностного отношения к социокультурной реальности, к себе

Итог:

Опыт

самостоятельных

социокультурных

действий,

актуализация

усвоенного

социокультурного

опыта в условиях

выбора

Итог:

Опыт культуро- творчества

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >