Формирование экологически ориентированного «Образа мира» студентов

Рассматривая особенности экологических знаний, следует обозначить две самостоятельные линии: объективную, отражающую общие тенденции синтеза естественнонаучных знаний в научной картине мира с одной стороны, и субъективную, синтезирующую личностные впечатления студента и новые знания о мире, приобретенные в процессе обучения.

Взаимосвязь объективного и субъективного в формировании экологической культуры студентов может быть рассмотрена и как трансляция научных знаний о мире в «Образ мира», а также как синтез и отражение экологических знаний на уровне личности.

Научная картина мира, будучи объективно определенным синтезом знаний о мире, одновременно является основой развития системных и целостных знаний об окружающей действительности. Рамки научного познания определяет преподаватель, который по существу является транслятором и интегратором знаний. Вместе с тем, педагогическая функция преподавателя заключается и в том, чтобы в образовательном процессе знания не оставались нейтральными к личности, а являлись основанием в формировании ее экологической культуры.

Эволюция научных представлений о мире имеет свою историю, где можно констатировать резкие смены различных научных картин мира. Этот процесс отражает поиск человеком своего места в системе космических отношений и дает материал не только для оценки интеллектуального потенциала общества, но и философии, этики, эстетики бытия и деятельности человека на протяжении многих эпох.

Научная картина мира (НКМ), по определению М.Г.Ярошевского и Л.Я. Зориной, является высокой и особой формой систематизации знаний. Высокой она является потому, что в ней интегрируются основные идеи, положения различных научных теорий. Особой ее можно обозначить из-за того, что она, будучи целостной системой знаний, не представляет собой теорий в истинном смысле этого слова и описывается в основном в философских терминах.

В определении сущности НКМ можно выделить три различных взгляда: одни считают, что НКМ - это специфическая форма систематизации научных знаний, другие рассматривают НКМ как раздел философии, третьи - как мировоззренческое знание.

Содержание НКМ определяется взаимодействием различных знаний: естественнонаучное знание выступает теоретической основой формирования НКМ, например, теория классической механики выступает теоретической основой механической картины мира; чувственно- эмперическое знание, отражает чувственно-предметное, материальное взаимодействие человека с объектом познания, а это обуславливает формирование «Образа мира» человека.

В литературе встречается деление НКМ на различные уровни.

Первый уровень НКМ - это так называемые локальные картины мира, выступающие в роли определенных форм систематизации и интеграции фундаментальных положений частных наук (географическая КМ, математическая КМ и др.)

Второй уровень НКМ состоит из более общих картин мира, объединяющих и систематизирующих фундаментальные положения нескольких наук, например, естественнонаучная КМ в виде общей картины природы, как связанного целого или единая картина общества - социальная КМ.

Третий уровень НКМ предполагает, что единая научная картина мира является отображением мира как целостного образования в виде конкретно-исторической системы фундаментальных положений всех наук, изучающих различные стороны действительности.

Проанализируем историю становления и развития НКМ, выделив необходимые моменты. Мир первобытного человека ограничивался восприятием естественной среды, в которой он жил и основу его мировосприятия составляла вера в однородность видимой и невидимой природы, где в систему природных взаимоотношений включался сам человек.

Религия, решая проблему отношения человека и мира, является определенным типом миропонимания, мироощущения и миро отношения. Религия восполняет в мистифицированном виде неудовлетворенные потребности людей. Религиозная картина мира (РКМ) дает верующему те нормы и принципы, которые доминируют в его жизни и поведении, способствуют формированию общей культуры. Особенно это относится к тем элементам РКМ, которые связаны с пониманием места человека в мире, его сущности, его отношения к социальным институтам, другим людям, к себе. В православной России всегда делался упор на культовую сторону религии. Русский славянофил А.С. Хомяков писал, что православие в России можно рассматривать как богообщение, а не богопозна- ние.

Кризис в религиозном объяснении мира возник в силу научных открытий. Географические знания с самого своего зарождения были связаны с мировоззрением и философией. Еще греческий философ Фалес Милетский создал свою картину мира на основе географических представлений, полученных во время торговых поездок и путешествий. Географическая картина мира (ГКМ) того времени отражала представления об устройстве окружающей природной среды, конечно, в соответствии с уровнем первоначальных знаний человека. В основе ГКМ лежали географические представления об Ойкумене.

В середине ХУП в. НКМ называлась «механической» - это система общих представлений о природе, как грандиозном механизме, который работает по точным математическим законам. Этому времени характерна вера в безграничное могущество объяснения явлений окружающего мира на основе математического подхода. Все тела в природе составлены из мельчайших частиц - атомов и молекул. Они движутся и взаимодействуют, контакт осуществляется через специальный эфир с идеальными механическими характеристиками. Любое превращение в природе, сводилось на уровень микропроявлений и механике атомов и молекул, движение и взаимодействие которых описывалось законами динамики Ньютона, т.е. НКМ строилась на идее макромира и микромира. Состояние Вселенной рассматривалось как результат предшествующего и причина последующего, а мир неизменен.

На смену механической КМ пришла новая НКМ - электромагнитная, она обозначилась во второй половине XIX в. на основе электродинамики Максвелла и концепции об эфире. Электродинамика Максвелла объединила в одну систему электромагнитные и оптические явления, была сделана попытка объяснить все явления в мире посредством законов электродинамики и на основе данной гипотезы построить единую электромагнитную картину мира.

В 1905 году была создана теория относительности и на ее основе была создана следующая картина мира - релятивистская. Согласно этой теории материя существует в двух видах: вещества и полей, пространства времени связаны друг с другом и с материей; материя связана с движением. Но и эта картина мира не отражала всех свойств действительности. Возникла квантовая механика, она внесла свое представление в физическую картину мира.

Во второй половину XX в. обозначилась новая картина мира - эколого-гуманистическая. По определению А.Г. Асмолова, экологическая картина мира строится на основе осознания человеком себя как части всего живого и позволяет ему определить для себя приоритеты в мире общечеловеческих ценностей. Исследование окружающего мира не может быть ограничено только осмыслением проблем биосферы. Для того чтобы понять мир во всем его многообразии, необходимо рассмотреть то, что, по мнению «Римского клуба», может быть названо «этосферой». «Этосфера» включает в себя сложное переплетение ценностей, культур, традиций и отношений между ними, детерминирующих поведение мировой системы в целом.

В настоящее время в науке делается попытка создать достаточно надежную математическую модель глобального динамического единства технических и социальных систем. Конечная цель таких исследований - «проиграть» на модели ряд наиболее вероятных сценариев развития целостной НКМ для того, чтобы выбрать оптимальную стратегию дальнейшего развития цивилизации. По мнению Н.Н.Моисеева существует принципиальная возможность создать такую модель НКМ, где просмотреть динамику биосферы и возможные варианты ее изменения под воздействием человека.

В этой связи необходимо обратиться к исследованиям В.И. Вернадского. Он впервые указал на реальную возможность и необходимость синтеза геологических, социальных и философских знаний в процессе разработки проблем глобальной деятельности человека. Область активного проявления научной мысли он именовал ноосферой, подчеркивая великую значимость именно знаний, их превращение в производительную силу и участие в перестройки биосферы. Под ноосферой В.И.Вернадский понимал прежде всего область активной геологической деятельности человека, который перестраивает окружающую среды, руководствуясь велением разума и научными знаниями. В ноосфере проявляется планетарная и космическая функция человека, где взаимодействует мысль и действие. Вместе с тем, область проявления деятельности человека за весь период развития цивилизации он также назвал ноосферой. Один из очевидных выводов учения В.И. Вернадского: человечество, общественные системы, научное знание, развитие техники и технологий находится в единстве с окружающей средой. Гуманизация какого- либо компонента рано или поздно сказывается на состоянии всей системы и она приобретает новые качества. Популярность концепции «био- сферы-ноосферы» объясняется объективными причинами и созвучна глобальным проблемам человечества - обострением экологической ситуации на планете и в связи с этим актуальность формирования экологической культуры человека.

А. Швейцер в начале нашего века, исследуя вопросы культуры и этики обозначил главные особенности этической системы будущего: ориентация на глобальное поддержание жизни, на сохранение биосферы не только как совокупности природных ресурсов, но и как прекрасного и единственного во всей доступной нам Вселенной. В проекции на плоскость научного познания этика благоговения перед жизнью предстает экологической этикой.

История становления НКМ для ученых интересна и поучительна. Сменяющиеся картины отражают напряженнейший поиск человеком своего места в системе космических отношений и дают материал не только для оценки интеллектуального потенциала общества, состояния его науки, но и философии, этики, эстетики бытия и деятельности человека разных эпох.

Смена научных картин мира

Название НКМ

Ученые, внесшие вклад в развитие НКМ

Характеристика представлений о НКМ

1 .Донаучные представления о мире

Истоком естественнонаучной КМ является натурфилософия древних. Основу мироощущения человека составляла наивная вера в однородность всей видимой и невидимой природы. В рамках натурфилософии идея тождества мира во всех его частях оформилась в идею внутреннего единства двух высокоорганизованных миров: Микрокосма и Макрокосма. Человек - уникальная мера всех вещей универсума.

2.Механическая КМ

Демокрит

Галилей

Декарт

Ньютон

Парадигма механической КМ: все явления в природе имеют только механическое объяснение, функционирование всех деталей природного механизма имеет механическую сущность и высокую точность. Все тела в природе состоят из атомов и молекул. Любые превращения в природе сводились к их взаимодействию на уровне закона динамики Ньютона.

3. Электромагнит ная КМ

Фарадей

Максвелл

Эйнштейн

Мироздание рассматривается как целостность, состоящая из трех частиц: электрона, протона, фотона. Силам природы приписывали электромагнитный и гравитационный характер. Для КМ характерна одно-

значная определенность, отсутствие внутренних противоречий.

4.Экологогуманистическая КМ

Лоренц

Эйнштейн

Бор

Дирак

Г ейнзерберг

Шредингер

Материя рассматривается на более фундаментальном уровне. Теория, на которой базируется данная КМ позволяет измерить различные параметры вещества и поля, рассчитать их и предсказать. Элементарные частицы - единственно возможные формы существования материи. Случайность выступает в диалектической связи с необходимостью.

5.Экологогуманистическая КМ

Т.де Шарден

A. И. Войков

B. И. Вернадский Швейцер

Р. Шерлок А.Г. Асмолов

Осознание человеком себя как части всего живого, как элемента экосистемы планеты. В понимании мира используется принцип симметрии, для объяснения КМ необходимо интегрирование всех естественных и общественных наук. Идея саморегуляции материи. Развитие новой области научных знаний - синергетики.

Параллельно естественнонаучной КМ развивается КМ социума.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >