Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Риторика диалога: теоретические основания и модели

2.7.1. Модели исполнительской фазы РитД

Представление моделей имеет смысл начать с модели РитД по исполнению РТ, выполненной в той же методологии, что и модели деятельности, деятельности общения, РМД, РитД в целом.

  • ? Ритд по исполнению РТ: активность автора по реализации собственной целевой установки в процессе устного выступления в конкретной аудитории с оказаниям ("или неоказанием) планируемого влияния на адресатов в ходе общения;
  • ? субъект исполнения РТ: автор;
  • ?другой(ие) субъект(ы) исполнения: аудитория (слушатели), адресат.

3.7.1.1. МОДЕЛИ-СХЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УСТНОГО ИСПОЛНЕНИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЯ)

Представляемые модели-схемы позволяют разобраться в риторических и иных действиях, которые выполняются автором в процессе устного исполнения.

В модели три части: вступление, основная часть и заключение. В каждой из частей так же три составляющие, расположенные в Разных столбцах: первая описывает функции, реализуемые этой частью схемы; вторая - действия, которые позволяют выполнить эти функции; третья - «идеальные продукты» этих действий.

ВСТУПЛЕНИЕ

  • предъявление автором себя;
  • привлечение внимания к теме (полезность, привлекательность для аудитории и т.п.);
  • • введение в контекст.

Автор:

- ориентировка в пространстве («обжить»).

Автор-аудигория:

- установление контакта:

I

  • обращение;
  • включение в процесс (варианты привлечения внимания, его поляризация на себя);

? контакт; ?вовлечение в общение;

II

  • - актуализация темы:
  • введение в ситуацию;
  • • обсуждение регламента общения;

? ориентировка в пространстве общения;

III

- предъявление задачи.

? введение в обсуждаемую проблему.

«Основная часть» выступления моделируется в той же методологии, что и «вступление».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

последовательно предъявить части (смысловые блоки) тезиса вместе с аргументацией, без искажения и отвлечения от сущности);

Произнесение частей (смысловых блоков) тезиса вместе с аргументацией, использованием речевых средств управления восприятием (вниманием) и осмыслением (пониманием):

  • • обеспечить осмысление тезиса аудиторией с выходом в понимание;
  • • повлиять доказанным тезисом на адресата (его выбор позиции: принял, отверг, усомнился,
  • • с повторением, логическим ударением, интонационным выделением наиболее значимых понятий;
  • • с диагностикой внимания и понимания через средства диалогизации: вопрос - ответ, восклицание, адресация и т.п.;
  • • с обобщением (фиксацией) уже сказанного и определение места в развитии тезиса.
  • ? продуктивное внимание и контакт;
  • ? обратная связь;
  • ? понимание;
  • ? самоопределение в отношении тезиса.

«Заключение» выступления моделируется в той же методологии, что и «основная часть» и «вступление».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • обеспечить целостность осмысления (понимания) тезиса;
  • • предупредить искажение или непонимание целевой установки;
  • • стимулировать отклик (эмоциональной реакцией, вопросом, действием) с ответственностью

Обобщение тезиса (по

возможности в сжатой, образной, системной, ... форме).

Повторение (теми же или иными средствами) целевой установки.

Произнесение «слов»,

приглашающих и побуждающих к отклику.

  • ? целостное представление о тезисе;
  • ? фиксация влияния как намерения;
  • ? возможность отклика;

за последствия;

• культурно завершить общение.

Произнесение соответствующих завершению этикетных формул.

? сигнал к завершению общения.

3.7.1.2. МОДЕЛИ-СХЕМЫ ДЕЙСТВИЙ ПИСЬМЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ (ПИСЬМЕННЫЙ РТ)

Как уже отмечалось, практически после или даже в процессе разработки композиции осуществляется написание письменного РТ, завершающим исполнительским действием является редактирование по правилам, заданным риторической ситуацией.

ВСТУПЛЕНИЕ

> Введение в контекст (культуры, темы, текста (по усмотрению));

> представление себя как автора;

> актуализация темы для «пробуждения» адресата в читателе;

> формулирование задачи.

ОСНОВНАЯ

ЧАСТЬ

> Последовательное развертывание частей (смысловых блоков) тезиса с аргументацией в ЛИ с использованием соответствующих речевых и графических средств, управляющих восприятием (вниманием) и осмыслением (пониманием) читающего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

> Обобщение тезиса и целевой установки.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы