Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Методика телевизионной журналистики

Глава 4 Методика подготовки «разговорных» передач

Выступление в кадре

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаше всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практически такое обращение не столько жанр, сколько метод донесения до зрителей любой информации: от прямого включения телерепортера с места события до монолога в портретном очерке. Но в любом случае выступление содержит не только информацию, но и отношение к ней, авторскую оценку [45, с. 179]. В плане техники показа выступление в кадре — самая простая форма передачи. Для выступающего — это максимальная реализация всех его духовных и творческих возможностей.

«На всеобщее обозрение, “на всенародные очи” общественный деятель

выносит не только свою речь, декларацию, свое мнение — всего себя, свой

человеческий облик, свой интеллект, свою искренность» (В. Л. Саппак).

Специфика телевизионного выступления:

  • — масштаб публичности: в отличие от ораторов, выступающих перед публикой в зале, находящийся в кадре человек обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя себе многочисленную аудиторию, рассредоточенную в пространстве;
  • — отпечаток диалогической природы телевидения: предполагается своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог мысленный, когда выступающий заранее старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на все эти вопросы, выстраивая свою речь соответствующим образом;
  • — высокий эффект эмоционально-логического воздействия на зрителей, связанный с такими свойствами телевизионного сообщения, как его персонифицированность, разговорность стиля и интонация.

Выступление — одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен, и поныне является важнейшим средством воздействия на общественное сознание. В 335 г. до н.э. Аристотель в своей «Риторике» назвал три составные части ораторского искусства: личные свойства и способности оратора, принципы построения публичных выступлений, технику ораторской речи.

Особые требования к выступающему:

  • — выступающий должен быть личностью, представляющей интерес для зрителей: носитель эксклюзивной информации, известный человек со своим взглядом на происходящие события, высокопоставленный государственный или общественный деятель, чье появление на экране носит официальный характер;
  • — основанием для появления оратора на телеэкране служит его умение ярко и оригинально мыслить, глубоко и многосторонне анализировать известные события и явления, делать верные выводы;
  • — текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии;
  • — внешний облик выступающего, мимика, жесты, речевое поведение должны соответствовать содержанию излагаемого материала.

Эти же требования были сформулированы и в старинном сочинении «Физиономист»; «Твой лик, о человек, есть зеркало твоей души и духа твоего, на котором Господь собственным перстом начертал, что ты есть перед ним и всяким творением, живущим на земле, чтобы каждый узнавал — кто ты в добре и зле».

Любое телевизионное выступление основано на утверждении какой-либо концепции, идеи, которая раскрывается в ходе авторского рассуждения, подкрепляемого необходимыми доказательствами.

Этапы работы над выступлением определили еще древние риторы:

  • — инвенцио (изобретение мыслей);
  • — диспозицио (расположение мыслей);
  • — елокуцио (словесное выражение);
  • — моториа (запоминание);
  • — акцио (произнесение).

Подготовка телевизионного выступления — это конструирование текста в соответствии с творческой задачей журналиста и интересами целевой телевизионной аудитории. На этот процесс действует несколько групп факторов;

  • — генетические: журналистский замысел и авторская концепция, масштаб проблемы, объем собранной информации, оперативность материала;
  • — целевые (связанные с предназначением текста): констатация, утверждение, отрицание;
  • — формальные (связанные с формой и внешними параметрами текста): жанр, размер, использование иллюстративного материала, место выступления в программе передач.

Эти факторы тележурналист учитывает изначально, приступая к процессу создания своего выступления.

Важнейшим организующим элементом выступления, определяющим его содержательную цельность, логичность изложения и завершенность материала в виде мотивированных выводов, является композиция. Она должна соответствовать следующим требованиям:

  • — наличие трехчастной структуры;
  • — вступление содержит определение темы, знакомит телезрителей с кругом обсуждаемых вопросов;
  • — основная часть излагает факты и доказательства авторской концепции в трактовке этих фактов;
  • — заключение предлагает краткие и точные выводы из сказанного;
  • — способы смыслового решения заключительной части выступления: дидактический (делается однозначный вывод), приглашение телезрителей к дискуссии, «неустойчивая нота» (автор не делает однозначных выводов);
  • — составные части должны быть соразмерными;
  • — в телевизионном выступлении доминирующий элемент — слово, но при необходимости возможно использование изобразительного материала, как иллюстрации, соответствующей слову, подтверждающей и аргументирующей его, способствующей более полному и эффективному восприятию передачи.

Типы структурных моделей выступления определяются с помощью формальных характеристик. Одна из них — порядок расположения наиболее активно действующих аргументов:

  • — «антикульминационная модель» (сильные аргументы даются в начале выступления);
  • — «пирамидальная модель» (сильные аргументы — в основной части);
  • — «кульминационная модель» (сильные аргументы — в конце).

Выступление может быть построено на основе включения в него «односторонних» и «двусторонних» сообщений: первые содержат только сообщения автора, вторые наряду с ними содержат и контраргументы мнимого или реального оппонента.

Виды телевизионных выступлений:

  • — текстовые, написанные самим выступающим и отредактированные телевизионным редактором (выдаются в эфир с помощью телесуфлера);
  • — тезисные, где обозначена тема, намечен основной ход мысли, прокомментированы центральные вопросы, которые затрагиваются в ходе выступления; текст рождается импровизационно;
  • — импровизированные, где обозначены только тема и хронометраж выступления, требуют тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речевая культура, телегеничность и т.д.).

Выступление в кадре (речевая деятельность) по своей сути является произнесением заранее подготовленного текста. Текст — мысль, облеченная в определенную (словесную) форму.

Основные характеристики текста:

  • — цельность (проявление единства авторского замысла);
  • — связность (необходимое условие цельности);
  • — завершенность (наличие выводов, связывающих воедино начало и конец).

Общие правила речевой деятельности:

  • — не содержать отступлений от языковых норм;
  • — адекватно передавать авторскую мысль;
  • — экономно использовать выразительно-изобразительные языковые средства;
  • — текст должен быть понятным и интересным аудитории телезрителей.

Правила, продиктованные функциональным стилем:

  • — сообщение представляет актуальное событие;
  • — привлекает и удерживает внимание целевой аудитории;
  • — воздействует на мировоззрение телезрителей.

Условие успеха любого выступления — умение выступающего публично думать, просто говорить о сложном, убеждать без дидактики. Вот почему оратор должен владеть в высокой степени мастерством убеждения, пользоваться речью как средством взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры, жесты рассчитаны на зрителей и предназначены им.

«Поскольку выступающий “приходит домой” к зрителю, он не должен забывать о тоне выступления. Любая аудитория всегда чувствует подготовленность. широту' кругозора оратора. Для этого совсем не требуется обилия цитат, наукообразных выражений, иностранной терминологии. Гораздо более действует на людей честное освещение фактов и явлений» [7, с. 43].

Самое главное и самое трудное — с первых слов завоевать внимание аудитории. Чтобы найти такое начало, надо продумать основные положения будущей речи, определить, какой из тезисов поставить на первое место. Выступающий в эфире должен в совершенстве владеть нормами устной речи (текст предназначен для ушей), знать основные риторические правила, делающие сообщение не только убедительным, но и эмоциональным, экспрессивным.

Умение использовать основные риторические операции (члени- мость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция — сведение сложного к простому и т.д.) и типы риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гипербола, литота, эвфемизм), а также чисто технические приемы произнесения текста выступления (дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов, интонация) в немалой степени определяют уровень методологической культуры «говорящей головы».

«Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной... Голые логические построения нс могут эмоционально действовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу... Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать нс только мысли, но и чувства» |43, с. 4|.

Эффективность телевизионного выступления определяется не только содержанием и мастерством изложения информации, но и воздействием на аудиторию невербальных факторов. Внешний облик выступающего, его поведение в кадре, мимика, жесты, умение общаться с аудиторией — все должно работать на результат и соответствовать содержанию выступления. Методика подготовки и исполнения выступления в кадре используется на телевидении в таких жанровых формах, как устная вербальная информация, комментарий, эссе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы