Репортажность - природное свойство телевидения

Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вешания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевидение перестает быть самим собой» [6, с. 75].

Максимальное приближение сообщения к «формам самой жизни», к подлинным звукам, краскам, движению объектов, усиление «эффекта присутствия» — все это природная основа телевидения. Но это также и основные жанровые признаки репортажа. И если в печати и на радио они реализуются с помощью знаков на бумаге или звучащих слов, то телевидение, в силу своей природы, наглядно проявляет репортажность — во всех передачах, какими бы жанрами они ни были представлены.

«Репортажность — не просто эффектный прием телевизионной журналистики, в ней реализуется сама природа телевещания, подчеркивая (отражая)

документальность факта и достоверность сообщения, вызывая тот самый

“эффект участия”, который из мнимого переходит в подлинный» |6, с. 781.

Мы рассматриваем репортажность как имманентное (внутренне присущее), обусловленное природой телевизионного показа и телевизионного восприятия свойство, выражающееся в распространении жанровых признаков репортажа (создание «эффекта присутствия», наглядность, динамичность) на все другие жанры тележурналистики.

Репортажность любой телепередачи образуется трехмерным построением экранного образа:

  • — изображением, передающим пластический образ происходящего действия;
  • — словом, рожденным в действии;
  • — звуковым сопровождением, передающим состояние среды, где происходит действие.

В результате:

  • — на экране отражается жизнь, «застигнутая врасплох»;
  • — зрители становятся свидетелями события в момент его свершения;
  • — возникает «эффект присутствия» как иллюзия непосредственного общения.

Проявлением репортажной природы являются репортажный показ событий и репортажное восприятие происходящего на экране.

Репортажный показ состоит из элементов, фиксирующих предмет изображения, и элементов, характеризующих работу оператора. Это так называемые генеративные элементы, приводящие изначально статичный изобразительный ряд в динамичное состояние. Генеративные элементы пронизывают не только изображение, но и речь, рождаются импровизационно, в ходе съемок, обеспечивают более высокий уровень достоверности показываемого события, его динамичность, наглядность, сиюминутность.

Репортажный показ любой телепередачи обеспечивается и активной ролью работающего в кадре тележурналиста: будучи «лицом» передачи, он одновременно — «глаза и уши» телезрителей. Именно с его помощью аудитория воспринимает и оценивает события, происходящие на экране, именно он обеспечивает «эффект присутствия».

Репортажное восприятие любой передачи телезрителями проявляется:

  • — в иллюзии непосредственного общения: в информационном сюжете они присутствуют на событии; с комментатором встречаются один на один; будучи свидетелями интервью, расширяют источники информации; вместе с участниками ток-шоу включаются в поиск истины;
  • — в возможности разоблачения противоречий между поведением и словами участников передачи, в обнажении человеческой сущности (экран делает это великолепно);
  • — в оценке ситуаций (зритель сопоставляет происходящее на экране с жизненными реалиями);
  • — в воздействии обстановки, где происходит действие;
  • — в возможности дать эмоциональную и логическую оценку происходящему.

«Телевидение от природы наделено волшебным даром убеждения в достоверности того, что преподносит зрителю. Читатель вынужден в своем воображении выстраивать образы и ситуации, описываемые в словах. А тут, на экране, все готовенькое. Читатель активен. Зритель пассивен. А посему его проще убедить. И. как оказалось, переубедить» (Р. Борецкий).

Репортажность, обеспечивающая достоверность и точность в показе актуальных событий, может быть использована и как прием манипулирования общественным сознанием.

«В экранной документалистике оказываются нерасторжимо связанными три элемента — возможность фиксации протекающей перед камерами реальности, субъективность авторского подхода и, наконец, как результат их взаимодействия, предлагаемый в кадре образ этой реальности... Можно сказать, что на экране реальная жизнь навечно обречена пребывать в законченном состоянии. Разумеется, выбор таких «цитат» зависит от самого документалиста, и уже в силу этого мы вынуждены видеть реальность как бы глазами того, в чьих руках находится камера» 132, с. 15, 11).

Охлютелесуггестия (охлос — толпа, теле — телевидение, суггестия — внушение) — орудие внушения — используется, когда желаемое надо выдать за действительное. Парадокс, но именно правда выступает в этом случае как основа лжи. Для этого используются:

  • — средства манипулирования:
    • ? подбор видеоряда,
    • ? тенденциозный комментарий,
    • ? искажение или подтасовка фактов,
    • ? акцентирование или умолчание в сообщениях о важных событиях;
  • — технические возможности манипулирования:
  • ? время выхода передачи в эфир,
  • ? место передачи в программе,
  • ? хронометраж программы,
  • ? возможности видеомонтажа.

Целенаправленное психологическое воздействие на аудиторию с помощью телевидения используется для побуждения зрителей к принятию каких-либо решений или к совершению определенных действий.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >