Звуковое оформление телепередач.

Звук является важнейшим компонентом телевизионной образности как организующее ритмическое начало. Соотношение изображения и звука проявляется в разных формах:

  • — изображение подчинено звуковому решению;
  • — звук подчинен изображению;
  • — звук усиливает изображение;
  • — звук разрушает изображение;
  • — изображение порождает новый звуковой образ.

Типы звуковой телевизионной образности:

  • — контрапунктический (временное, эмоциональное или смысловое несовпадение звука и изображения, придающее новый смысл видеоряду; используется как яркий драматургический прием);
  • — иллюстративный (зрительный ряд задает программу звуковому; роль — сопровождение, а не драматургический прием);
  • — сюжетный (в основе — музыкальная фонограмма, используется в клипах);
  • — диффузный (сочетание изображения и звука с цветом и светом).

Звук представлен на телеэкране музыкой, шумами, шумомузыкой, паузой.

Музыка как элемент телевизионной образности.

Музыка, обладая огромной силой эмоционального воздействия, является одним из самых востребованных выразительных средств современного телевещания и выполняет множество разнообразных функций: от организующей до драматургической, делая эфир ярче, зрелищнее, привлекательнее.

Созданная специально для звукового оформления телепередач медиамузыка (от англ, media — средство) — полноправный элемент звуковой художественной образности. Такая музыка может быть оригинальной (специально написанной композитором для определенного телепроизведения) или компилятивной (подобранной из фонотеки). Основа современного телевидения — музыка компилятивная.

Внутрикадровая музыка (на месте действия) выполняет следующие функции:

  • — характеризует действующих лиц;
  • — содействует сюжетным поворотам;
  • — создает атмосферу действия;
  • — определяет ритмический тонус передачи;
  • — передает «подтекст» общения;
  • — продолжает «территорию кадра», сообщает о происходящем за рамкой экрана;
  • — соединяя звук и изображение, создает новый образ.

Внекадровая музыка (вне действия, ее слышат только телезрители) раскрывает внутренний смысл происходящего;

  • — создает атмосферу действия;
  • — обнажает и усиливает внутреннее действие в эпизодах с текстом;
  • — указывает на «второй план»;
  • — иллюстрирует «внутренние монологи»;
  • — обостряет конфликты;
  • — озвучивает пейзаж.

«Медиамузыка — очень обширная область, требующая особого изучения и практического освоения. Иначе не избежать музыкально-звуковых неудач, даже если сценарий передачи при этом был просто идеальным...Телевизионного журналиста и отличает то качество, что он имеет точное представление о работе не только с видеоизображением, но и со звуком, важнейшими компонентами которого являются речь и медиамузыка» 152, с. 54|.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >