Слагаемые профессиональной культуры

Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому распространению с помощью технических средств актуальной социальной информации. С другой стороны, это общественная деятельность, в ходе которой проявляются идейно-политические, морально-нравственные, эстетические позиции каждого отдельного тележурналиста, а также уровень его социальной ответственности за воздействие на общественное сознание.

Как любая другая профессия, тележурналистика имеет свою специфику. Она представляет собой социально-технологический механизм, созданный обществом для обеспечения его материальных и духовных потребностей, предназначенный для производства информационного продукта, имеющий свою профессиональную культуру. В структуре профессиональной культуры в целом и профессиональной культуры журналиста, в частности, теоретики выделяют две взаимодополняющие стороны: праксеологическую и ментальную. Праксеологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной культуры с орудиями, средствами и предметами труда, а также степень его готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные умения, знания, навыки, в том числе стиль профессионального мышления. Ментальная сторона свидетельствует о состоянии коллективного и индивидуального сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылках деятельности.

Важнейшие элементы профессиональной культуры журналиста:

  • профессиональное самосознание как основа формирования и функционирования механизмов социально-психологической консолидации журналистского сообщества и поддержания стабильности его социального статуса;
  • профессиональное мировоззрение как специфический срез общего мировоззрения, отражающий не только общую или специальную, но и социальную картину мира;
  • профессиональное мышление как организующее начало в становлении и самоопределении журналистики.

Подразделения профессиональной культуры:

  • социологическая культура (научное постижение истины, исследовательский подход ко всем явлениям жизни, объективное отражение действительности);
  • правовая культура (взаимоотношения журналиста и общества — государств, партий, капитала, общественных организаций);
  • нравственно-этическая культура (значимость морально- этической позиции, уровень социальной и нравственной ответственности);
  • психологическая культура (органическое соединение психологических знаний с правовой и нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности);
  • логическая культура (знание основныхлогических законов мышления и изложения мыслей, умение использовать эти законы для выяснения причин, условий развития событий и изменения ситуаций, для исследования оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выявления современных противоречий, тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей).

Одной из важных составляющих профессиональной культуры является информационная культура тележурналиста, специфика которой состоит в том, что телевидение — не только часть общей культуры, но и ее распространитель.

Информационная культура:

  • — включает в себя волевую, познавательную, эстетическую, эмоциональную и нравственную сферы журналистики;
  • — проявляется в высокой культуре мышления и познания, во владении языком;
  • — соединяется с мировоззренческой и политической культурой;
  • — рассматривается только в конкретных исторических условиях;
  • — может не только развиваться, но и вырождаться;
  • — журналистскую работу рассматривает как призвание;
  • — предполагает наличие чувства ответственности у каждого журналиста.

Как профессиональное качество информационная культура проявляется:

  • — в получении информации:
    • ? организации духовного и делового сотрудничества,
    • ? моделировании (выявлении содержания и формы информационных потоков для телевидения);
  • — в обработке информации:
  • ? редактировании телепередач,
  • ? собственном творчестве тележурналистов;
  • — в выпуске массовых информационных потоков:
  • ? планировании (текущем и перспективном),
  • ? конструировании (разработке концепций),
  • ? использовании технических средств,
  • ? обеспечении обратной связи с аудиторией телезрителей.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >