Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой революции.

Воздействие, которое оказывают цифровые технологии на бизнес- модели современной медиаиндустрии, трудно переоценить. Суть вопроса состоит в том, что бизнес-модели старых СМИ теряют эффективность вследствие усиливающейся фрагментации, дробления массовой аудитории, вокруг которой прежде строилась экономика СМИ. Онлайновые медиа комбинируют традиционные для медиаиндустрии источники доходов — рекламу в интернет-СМИ, продажу цифрового контента аудитории — с новыми, такими как поминутная оплата трафика, микроплатежи, доходы от электронной коммерции, продажа персональных данных клиентов (что к тому же не во всех странах имеет легальные основания), активное внедрение подписки на все виды медиаконтента. Подобная бизнес-модель уже присутствует в сфере онлайн-музыки, где сегодня благодаря ее становлению достигается значительный экономический эффект.

От цифровой революции, оказавшей заметное воздействие на звукозаписывающую индустрию, выиграли потребители, получившие возможность либо обмениваться музыкальными файлами, либо «арендовать» песни в базах данных за невысокую плату. Сама бизнес-модель музыкальной индустрии начала меняться: контроль над записями из рук звукозаписывающих мейджоров стаз переходить в руки компаний, организующих распространение. Первый яркий пример здесь — миниатюрный медиацентр iPod компании Apple, предлагающий пользователям относительно дешевый доступ к своим музыкальным коллекциям, а в более продвинутых моделях — и к видеофайлам, и к кинофильмам. Последствия выхода на рынок iPod аналитики часто называли революцией. Потребителям, слушателям, это дало новые возможности, увеличившие мобильность цифровой музыки, скачивать которую теперь стало возможным везде. Мобильные телефоны iPhone и планшеты iPad позволили интегрировать неплохое качество мобильной телефонии с быстрым доступом в Интернет, позволяющим получать качественные звук и видео. Неудивительно, что новые элементы бизнес-модели объединили доходы от мобильной связи с платой за все виды контента. Более того, компания Apple, стремясь повысить коммерческий успех своих коммуникационных платформ, стимулировала потребителей платить не столько за контент (он практически ничего не стоит для зарегистрированных пользователей Apple), сколько за новые устройства, которые выходят с регулярностью раз в год, и за мобильные приложения к ним.

Трансформация бизнес-моделей музыкальной индустрии не ограничивается только стратегией корпорации Apple. На рынке присутствуют и другие компании-дистрибьюторы, организующие доступ пользователей к музыкальным файлам в новых формах. Ряд компаний, например MusicNet (США), реализует продукцию традиционных Мейджоров звукозаписывающего бизнеса — Warner, BMG, EMI — благодаря специальному программному обеспечению. Это позволяет выбрать любую форму месячной подписки на музыкальные файлы. Компании все чаще комбинируют различные компоненты бизнес-модели: они предлагают гибкие условия «аренды» музыки, продают напрямую музыкальные файлы, дают возможность бесплатно проигрывать их на втором компьютере, разрешают пользователям обмениваться плейлистами, бесплатно скачивать 30-минутные саундтреки и т.п.

Многие интернет-провайдеры музыкального контента активно развивают подписку: одни предлагают прослушивание неограниченного количества песен за фиксированную ежемесячную плату, другие позволяют проигрывать свои файлы на нескольких разных носителях, третьи разрешают неограниченное скачивание даже в пиринговых сетях.

Большой интерес компании новых медиа проявляют сегодня и к такой услуге, как видео по заказу (VOD), поскольку это приносит существенные прибыли. Так, по оценкам крупнейшей компании Time Warner, предлагающей услуги по прокату своих фильмов, прибыль услуг по прокату DVD в середине 2000-х гг. составляла 20 центов на каждый вложенный доллар, тогда как для VOD она оценивалась в размере 60-70 центов на 1 доллар. Конечно, говорить о значительных изменениях, к которым может привести распространение VOD, еще рано, однако уже сейчас очевидно, что речь идет не о простой замене технологий, а о становлении новых форм потребления СМИ. Как и многие другие услуги новых медиа, VOD конкурирует сразу с несколькими СМИ, прежде всего с ТВ и кино, поэтому можно предположить, что определенные преимущества, связанные с возможностью заказывать по Интернету домой кинофильмы или сериалы хорошего качества, повлияют на сам факт походов в кинотеатр или традиционного просмотра ТВ.

Однако, несмотря на многообещающие перспективы, экономисты видят в развитии традиционных бизнес-моделей, в идущих процессах и определенные проблемы. Во-первых, совершенно неочевидна готовность потребителей платить за прокат музыкальных файлов. Во- вторых, пиринговые сети, позволяющие их пользователям бесплатно обмениваться музыкальными файлами, не позволяют интернет-провайдерам получать доходы полностью. В-третьих, традиционная практика лицензирования и защиты авторских прав нуждается в существенном улучшении, что и показала история с пиринговой бесплатной файлообменной сетью «Нэпстер». [1] [2]

  • 8. Перечислите основные функции медиапредприятий.
  • 9. Что представляет собой концепция аудитории как «товара СМИ»?
  • 10. Назовите положительные и отрицательные стороны процесса фрагментации аудитории.
  • 11. Совпадают ли, по вашему мнению, понятия «СМИ» и «глобализация»? Обоснуйте свой ответ.
  • 12. Глобализм, глобальность, глобализация. Различаются ли эти понятия по значению?
  • 13. Назовите основные особенности информационной глобализации. Дайте им краткую характеристику.
  • 14. Справедливо ли утверждение медиаисследователей о том, что глобализация есть прямое продолжение технологического прогресса в индустрии СМИ? Обоснуйте свой ответ.
  • 15. Каковы рецепты производства глобально ориентированного содержания? Можете ли вы предложить свой рецепт?
  • 16. Дайте определение термина «бизнес-модель».
  • 17. На что обращает внимание бизнес-модель в практике медиаиндустрии?
  • 18. Назовите основные компоненты бизнес-модели в индустрии СМИ.
  • 19. Что вы можете рассказать о трансформации бизнес-моделей в условиях цифровой революции?
  • 20. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития бизнес-моделей в медиаиндустрии? Обоснуйте свой ответ.

  • [1] Подводя итог анализа понятия бизнес-модели в медиаиндустрии и ее основных компонентов, можно заключить следующее: ? сегодня бизнес-модель стала важным концептуальным инструментом, обращающим внимание на потенциальные пути извлечениядоходов; ? в современной медиаиндустрии выработаны специфические элементы коммерческой бизнес-модели (модели бизнеса), хотя в условиях многих стран — в силу специфики социально-политическихролей СМИ — медиаиндустрия вынуждена прибегать к комбинированию рыночных и внерыночных форм ведения бизнеса, особеннов сфере новостных медиа; ? наиболее заметное влияние на трансформацию бизнес-моделейв медиаиндустрии оказывает цифровая революция, которая фрагментирует массовую аудиторию и преобразует существующиесхемы получения доходов, заставляя медиакомпании искать новыекомпоненты для традиционных бизнес-моделей. Вопросы для самопроверки
  • [2] Спрос как экономическая категория. 2. Чем можно объяснить растущий спрос аудитории на СМИ? 3. Обозначьте основные подходы к выделению социальных групп внутри общества. Каково их значение для медиаиндустрии? 4. В чем выражается противостояние между качественной и массовой прессой? 5. Чем объясняется разделение спроса аудитории и рекламодателей? 6. Дайте определение понятия «коммодификация». 7. Что вы можете рассказать об исследованиях эффектов СМИ?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >