Коммодификация содержания.

Исследователями уже давно было определено, что наиболее очевиден процесс коммодификации в сфере производства содержания. Известный французский социолог А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1966) попытался объяснить многие явления культуры через призму рыночной философии и экономических концепций рынка. Отталкиваясь от высказывания Э. Дюркгейма о том, что общественные феномены суть вещи (т.е. измеряемые и оцениваемые явления. — Е. В.), А. Моль перебросил мостик от понятия «информация»/«сообщение»кэкономическойтеории.Опираясьна теорию информации, предлагающую рассматривать информацию в материалистических понятиях, применительно к последней он ввел понятие «товар»[1].

Информация, обращающаяся в современном обществе как товар, может быть приравнена ко многим другим товарам. В предыдущей главе отмечалось, что стоимость информации в СМИ как товара измеряется и деньгами, и временем, и даже вниманием аудитории, т.е. основными известными экономической науке редкими ресурсами. Интересно, что А. Моль подчеркивает важность не статичной информации, существующей вне коммуникации, информации как таковой, но именно информации распространяемой, присутствующей в коммуникационных системах, т.е. информации динамической. Очевидно, что информация имеет разную ценность для журналистов и для аудитории, однако в современных условиях понятия товарного обмена распространяются и на все нематериальные явления. В результате возникают «коммуникационные товары», т.е. информационные продукты, стоимость которых формируется не только в процессе производства (в случае СМИ — журналистами, редакционными коллективами, авторами рекламных сообщений), но и в процессах распространения и потребления аудиторией содержания, ведущих к возникновению целевых аудиторий, на которые «выходят» рекламодатели. Именно процесс социальной, массовой или немассовой — в зависимости от типа контента и «широты» — коммуникации, т.е. распространения и потребления содержания, произведенного редакциями СМИ, и создает основную ценность контента.

А. Моль подчеркивает, что в современном обществе «человек экономический» (homo economicus) трансформируется в «человека социального» (homo socialis), поскольку «в наше время все виды человеческой деятельности... уже не сводимы к обмену товаров, во всяком случае, без распространения понятий товарного обмена на такие нематериальные факторы, как сила идей, власть культуры, цена гениальности»[2].

Следовательно, ни экономическое, ни социальное бытие современного человека невозможно без его участия в процессах массовой коммуникации. Опираясь на это общее положение, можно сделать важный вывод и для медиаиндустрии: значительная часть стоимости массовой информации, т.е. содержания СМИ, формируется в процессе межличностной и все больше массовой коммуникации. В результате происходит трансформация современного человека в «человека коммуникационного» (homo communicatus), что является сегодня важнейшей характеристикой современного общества. «Человек коммуникационный» — это член общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется информационными продуктами, создаваемыми

СМИ и потребляемыми в процессах массовой/социальной коммуникации, а также коммуникационными отношениями и интересами индивида:

homo economicus —» homo socialis —> homo communicatus.

Пытаясь совместить материальную и знаковую часть мира, А. Моль приходит к выводу о том, что мир знаков «не тождествен материальным носителям знаков, хотя и обязательно связан с ними определенными отношениями... Появление средств и каналов массового распространения информации подчеркнуло значение материальной стороны знаков... В рамках диалектики абстрактного и конкретного, материального и нематериального современная техника коммуникации играет важную роль — сближает идеи, формы, элементы культуры с миром вещей и наделяет их свойствами вещей»[2].

Таким образом, ценность/полезность информации (в данном случае — содержания СМИ) для общества и в конечном счете — для аудитории формируется не только в процессе ее создания журналистами, редакционными коллективами, но и в процессе социального распространения, коллективного и индивидуального потребления аудиторией.

  • [1] Моль А. Социодинамика культуры. M.: УРСС, 2008. С. 86.
  • [2] Моль А. Социодинамика культуры. С. 87.
  • [3] Моль А. Социодинамика культуры. С. 87.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >