Гражданство Израиля

Особый интерес представляет понятие «гражданство» (ивр. эзрахут). Закон «О гражданстве» от 1952 г. воспринял национальную концепцию, заложенную в Декларации независимости, согласно которой «государство Израиля определяется как еврейское и демократическое», поэтому в основе принятия гражданства лежит принцип крови. Способов приобретения израильского гражданства всего шесть: репатриация (возвращение), проживание в стране, рождение в стране у родителей, хотя бы один из которых имеет израильское гражданство. После Шестидневной войны 1967 г., в 1968 г. Закон был дополнен еще одним способом приобретения гражданства — гражданства в силу рождения и проживания. В соответствии со ст. 4(а)«тот, кто родился после образования государства Израиля на израильских территориях и у него никогда не было другого гражданства, вправе получить израильское гражданство»[1]. Эта поправка была введена для того, чтобы предоставить права гражданства тому населению, которое проживало на территориях, отошедших к Израилю после этой войны. Следующий способ — в силу приема в гражданство осуществляется при соблюдении следующих условий: проживания на территории Израиля не менее 3 лет, получения статуса постоянного жительства, связь с государством, знания иврита и отказ от предыдущего гражданства (ст. 5 Закона).

Первый способ — репатриация или возвращение более детально изложен в Законе «О возвращении» (ивр. Швут) от 1950 г., который не раз становился объектом споров в обществе и рассмотрения в Верховном Суде. Согласно данному закону стать гражданином Израиля может любой еврей в мире (ст. 1 и ст. 4). В этом контексте особый интерес представляет юридическое определение терминов «еврей», «еврейский» и «национальность», «нация» применительно к понятию гражданства. Согласно галахе, определение еврейства осуществляется по матери-еврейке. Еще во Второзаконии приведен недвусмысленный запрет: «И не родись с ними: дочери своей не давай его сыну, и его дочери не бери для сына своего. Ибо он отвратит сына твоего с пути моего, и будут служить они божествам чужим; и воспылает гнев Господа на вас, и истребит он тебя немедля» (Втор 7:3-4). Первоначально этот запрет распространялся лишь на браки с народами, населявшими древний Ханаан (Втор 7:1). Однако впоследствии Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет на смешанные браки с представителями всех народов, среди которых жили евреи (Езд 9-10; Неем 10:30, 13:23-27).

Как отмечает М. Зильберг по делу Б. Шалита против министра внутренних дел Израиля[2], слова «народ» и «нация» (dp и отхЬ соответственно) в иврите выступают как синонимы с одним и тем же значением. Свидетельство этому — синонимический параллелизм библейских стихов, например: «Внемлите мне, народ Мой, и нация Моя» (Ис 51:4), «Покорит Он народы под нами и нации — под ногами нашими» (Пс 46:4) или «...того будут проклинать народы, того будут клясть нации» (Пр 24:24)[3]. В рамках обсуждения вышеуказанного дела[4] судья Мени замечает, что понятие «национальность» или «нация» в своем «естественном», а не политическом (нация — государство) смысле есть историко-динамический концепт, не подлежащий точному определению.

Судья М. Зильберг упоминает два критерия для установления принадлежности человека к еврейской нации: объективный, принятый га- лахой, согласно которому мать-еврейка или гиюр — исключительные отличительные признаки еврея; и субъективный — приверженность еврейской культуре и ее ценностям[5].

Однако система правового регулирования института гражданства Израиля не лишена недостатков. В связи с отсутствием четкого определения понятия «еврей», не ясно, относится ли это понятие к национальности, к вероисповеданию или одновременно и к тому, и к другому. Подобная неопределенность послужила причиной так называемого «дела брата Даниэля» — попытки Освальда Руфайзена, принявшего католицизм еврея по происхождению, в судебном порядке оспорить отказ в предоставлении ему израильского гражданства. В 1962 г., когда в Верховном Суде слушалось дело брата Даниэля, израильское законодательство, а именно закон о возвращении еще не содержал определения еврея. В связи с этим суд пришел к выводу о важности мнения большинства еврейского народа в данном вопросе, постановив, что евреем может считаться лишь тот, кого другие евреи считают таковым. Следовательно, евреем не может быть признан человек не иудейского вероисповедания.

На сегодняшний момент судебная практика и правовая доктрина не пришли к единому мнению относительно однозначного выбора одного из критериев, хотя после дела Руфайзена в 1970 г. Кнессет внес поправки в «Закон о возвращении» (от 1950 г.) и постановил: «Еврей — это тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и он не исповедует другую религию» (п. 3). Таким образом, закрепляется объективный, формальный подход к вопросу о еврействе.

Важным и, пожалуй, единственным ограничением на право получения гражданства является заключение министра внутренних дел о том, что ходатайствующий о получении гражданства: осуществлял действия, направленные против еврейского народа; может представлять опасность для здоровья граждан страны или безопасности Израиля; имеет криминальное прошлое, которое может представлять опасность для общественного порядка (параграф 2(бет)(3) Закона «О возвращении»), Данное право было подтверждено Верховным Судом Израиля в известном деле Меир Ланский против Министра внутренних дел № 442/71 в 1971 г.[6]

В 2011 г. министр внутренних дел предоставил гражданство Израиля «по замужеству» одному из супругов гомосексуального брака[7] [8]. В том же году члены Кнессета от правящей партии Ликуд А. Дихтер и 3. Элькин предложили проект Основного закона «Государство Израиль — национальное государство еврейского народа». В соответствии со ст. 1 законопроекта (получившим известность как «закон Дихтера»)«государство Израиль создано для реализации права еврейского народа на самоопределение, независимость и осуществление его национальных интересов и чаяний. Право на самоопределение в Израиле исключительно и уникально для еврейского народа»[9]. Язык иврит провозглашался единственным государственным языком, вместе с тем арабскому должен был быть отведен особый статус, обеспечивающий арабскому населению право на доступ к государственным документам на их родном языке.

Этот законопроект встревожил общество и вызвал появления аль- тернатвных законопроектов, которые уже обсуждались в 19 созыве Кнесета в 2013 и в 2014 г. Например, в альтернативном проекте, предложенном в 2013 г. Депутатами Яривом Левином и Аэлет Шакедом, отсутствует норма про статус языка иврит, но зато появилась норма об уважении прав человека и Декларации Независимости Израиля[10]. В первой статье провозглашается, что «государство Израиль — это национальный дом еврейского народа, в котором он воплашает свое стремлению к самоопределению согласно своему культурному и историческому наследию». Также подчеркивается (п. Гимель ст. 1): «Эрец- Исраэль — историческая родина еврейского народа и название этому месту Государство Израиль»[11]. Противостояние между Министром юстиции Ц. Ливни, которая была против поддержки проекта Закона[12], и Премьер-Министром Б. Нетаньяху привели в конечном итоге в роспуску Кнессета и назначению новых выборов, которые прошли в марте 2015 г.

  • [1] http://www.nevo.co.il/law_html/lavv01/011_001.htm.
  • [2] БаГаЦ 58/68 от 1962 г. Сборник Постановлений 23(2) 477. Цит. по: Еврей — кто он?С. 46.
  • [3] Там же. С. 47. Не углубляясь в историю появления субъективного критерия, стоит отметить, что такой подход исторически восходит к теории contract social Ж. —Ж. Руссо, впоследствии уточненному Э. Ренаном и Г. Еллинеком.
  • [4] 41,1 Там же. С. 169.
  • [5] Там же. 47.
  • [6] Подробнее см.: Быть евреем..., С. 441-499.
  • [7] Ahrcn R. Ministry grants citizenship to gay spouse of immigrant [Электронныйресурс]. URL: http://www.haaretz.com/weekend/anglo-file/ministry-grants-citizen-
  • [8] ship-to-gay-spouse-of-immigrant-1.382066
  • [9] 2 Электронный ресурс URL: http://wwvv.ynet.co.i1/articles/0,7340, L-4103660,00.html 4,9 См. текст законопроекта на сайте Минюста -http://indexjustice.gov.il/StateIdentity/ProprsedBasicLaws/Pages/NationalState.aspx.
  • [10] Электронный ресурс URL: http://wwvv.haaretz.co.i1/l.2055462
  • [11] См. текст законопроекта на сате Минюста http://index.justice.gov.il/StateIdentity/ProprsedBasicLaws/Pages/NationalState.aspx.
  • [12] 1122 На сайте Министерства юстиции Израиля размещены три законопроекта (Законопроект Дихтера, Законопроект Кальдерон и Законопроект Ярив Левина), http://index.justice.gov.il/StateIdentity/ProprsedBasicLavvs/Pages/Proposals.aspx
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >