Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Защита интеллектуальной собственности

2.4. Передача авторских прав

Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке наследования (за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации) (ст. 1283 ГК РФ) и по авторским договорам (ст. 1285 и 1286 ГК РФ). Наследники автора вправе осуществлять защиту всех прав. Все споры о признании авторства, а также споры юридических лиц рассматриваются судами общей юрисдикции.

Свое правомочие по распоряжению исключительным правом на произведение автор может передать по авторским договорам, которые подразделяются на авторские договоры о передаче исключительного права на произведение другому лицу; авторские договоры, предоставляющие другому лицу право использования произведения в установленных договором пределах; договоры авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ). В случае неисполнения договора аванс подлежит возврату (ст. 1290 ГК РФ).

В случае договора авторского заказа автор обязуется сначала создать произведение, а затем уже передать его пользователю. В договоре заказа должно быть подробно зафиксировано, какие требования предъявляются к будущему произведению. В частности, определяется его назначение, объем, устанавливается срок и форма представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т. д. При этом автор имеет право на получение аванса. Указанный договор является рисковым, поскольку заказчик несет риск творческой неудачи автора.

Авторские договоры могут также подразделяться в зависимости от способа использования на издательские, постановочные, сценарные и т. д.

Авторский договор заключается на определенный срок. Однако если в договоре отсутствует условие о сроке, то договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 мес. до расторжения договора (ст. 1288 ГК РФ).

Основная обязанность автора по авторскому договору — создать предусмотренное по договору произведение и передать его пользователю. Созданное и оформленное в надлежащем виде произведение передается пользователю в указанный в договоре срок.

Основная обязанность организации-пользователя — осуществлять использование произведения указанным в договоре способом.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы, либо иным образом (например, при издании принято выплачивать вознаграждение за один авторский лист, равный сорока тысячам знаков). Необходимо учитывать, что обязательства, вытекающие из авторского договора, носят личный характер, не переходят по наследству и прекращаются в связи со смертью автора.

Размер, порядок и сроки выплаты аванса, выплачиваемого при заключении договора-заказа, устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

К авторскому договору применимы общие правила гражданско-правовой ответственности. Так, если в договоре участвует коммерческая организация, то ее ответственность наступает независимо от вины.

Авторский договор прекращается со смертью автора, поскольку он не может быть заменен его наследниками. Речь идет об обязательствах, в которых личность должника имеет существенное значение (п. 1 ст. 418 ГК РФ). Ликвидация организации-пользователя также является основанием для прекращения договора.

Авторские права могут защищаться от нарушений с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя до недавнего времени на практике она практически почти не применялась. Следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.

Основной способ защиты нарушенных авторских прав — применение норм гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска.

В случае нарушения имущественных прав автор может требовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав (ст. 1301 ГК РФ). Вместо возмещения убытков, выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, возможно возмещение доходов или взыскание прибыли (п. 3 ст. 1252 ГК РФ). Суд также может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафакцией также является безвозмездное использование произведений, права на которые принадлежат другому лицу.

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор имеет право на его взыскание, т. е. возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов должно лицо, нарушившее права автора.

К возможным случаям нарушения права на вознаграждение относятся:

  • • невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения;
  • • неправильное использование произведения без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомочном использовании произведения.

В настоящее время в России отсутствует государственный орган, комплексно занимающийся вопросами авторско- правовой охраны, хотя в определенной мере это относится к компетенции Роспатента.

В таких областях, как культура и информация (радио, телевидение, концертная деятельность и т. п.), количество используемых произведений различных авторов стало столь велико, что заключение индивидуальных договоров с каждым автором оказалось практически неосуществимо. Массовое использование объектов, охраняемых авторским правом, уже нельзя эффективно проконтролировать силами индивидуальных правообладателей. Отдельный автор не в состоянии проследить, когда, кем и как было использовано его произведение. В свою очередь, пользователи не имеют возможность заключать договоры с каждым из правообладателей. Поэтому для реализации и охраны, авторских прав в Российской Федерации 12 августа 1993 г. было создано Российское авторское общество (РАО) — некоммерческая общественная организация, действующая на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления, осуществляющая свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Главными задачами РАО являются:

  • • управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности);
  • • содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;
  • • представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях.

При коллективном управлении авторским правом и смежными правами организации коллективного управления на основании указаний ВОИС чаще всего охраняют:

  • • право на публичное исполнение (музыка, воспроизводимая или исполняемая на дискотеках, в ресторанах и других общественных местах);
  • • право на эфирное вещание (“живые” или записанные исполнения по радио и телевидению);
  • • право на механическое воспроизведение музыкальных произведений (на компакт-дисках, магнитных лентах, виниловых пластинках, кассетах и других формах записи);
  • • право на исполнение драматических произведений (театральных пьес);
  • • право на репрографическое воспроизведение литературных и музыкальных произведений (фотокопирование);
  • • смежные права (права исполнителей и производителей фонограмм на получение вознаграждения за эфирное вещание или воспроизведение фонограмм для всеобщего сведения).

Имеются разные виды организаций коллективного управления или групп таких организаций в зависимости от категории соответствующих произведений. Традиционные организации коллективного управления, действующие от имени своих членов, согласовывают с пользователями ставки вознаграждения и условия использования, предоставляют лицензии, разрешающие использование, собирают и распределяют вознаграждение. Сами правообладатели непосредственно не участвуют в каком-либо из этих действий.

Полный спектр услуг — это своего рода коалиция отдельных организаций коллективного управления, предлагающих пользователям централизованный источник, где можно легко и быстро получить разрешение. Наблюдается четкая тенденция создавать такие организации из-за растущей популярности мультимедийных продуктов, которые требуют получения самых разнообразных разрешений.

В области музыкальных произведений коллективное управление публичным исполнением и эфирным вещанием базируется на документации, лицензировании и распределении.

В области драматических произведений практика коллективного управления отличается тем, что организация коллективного управления действует в качестве агента, представляющего авторов, и согласовывает с организациями, представляющими театры, общий контракт, в котором указываются условия использования конкретных произведений.

В области печатных произведений коллективное управление означает предоставление права на репрографическое воспроизведение, другими словами — разрешение на фотокопирование охраняемого материала такими учреждениями, как библиотеки, общественные организации, университеты, школы и ассоциации потребителей. Принудительные лицензионные соглашения, если они допускаются международными конвенциями, могут быть включены в национальное законодательство. В этих случаях за вознаграждение предоставляется право на использование, которое не требует согласия правообладателя. Организации коллективного управления получают и распределяют вознаграждение.

Согласно принципу национального режима, закрепленного в Бернской и Римской конвенциях, в большинстве случаев иностранные правообладатели приравнены к национальным правообладателям.

В последние годы нарастает тенденция передачи произведений, охраняемых авторским правом, в цифровой форме через Интернет. Растущие возможности этой глобальной сети позволяют осуществить массовое хранение и доставку охраняемого материала в режиме он-лайн. Наряду с широчайшими возможностями это создает и многочисленные проблемы для владельцев, пользователей и организаций коллективного управления.

В 1996 г. под эгидой ВОИС были заключены два договора, направленные на решение проблем охраны авторских и смежных прав и управления ими в век цифровой информации. Известные как Договоры ВОИС в области Интернета. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам рассматривают среди прочего обязательства, касающиеся принятия мер технической охраны и информации об управлении правами в условиях цифровой информации; обеспечивают охрану интересов правообладателей при распространении их произведений через Интернет; содержат положения, требующие от национальных законодателей обеспечить эффективную охрану технических мер путем запрета импорта, изготовления и распространения незаконных устройств или материалов, а также запрета действий, которые могут нанести ущерб системам информации об управлении правами.

К основным международным актам в области авторских прав, в которых участвует Россия, относятся Стокгольмская конвенция об учреждении ВОИС, заключенная 14 июля 1967 г.; Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886) в редакции 1971 г., или Бернский Союз (Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции 1886 г. в 1994 г., к Бернской конвенции в редакции 1971г. — в1995г.); Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО и подписанная в Париже в 1952 г. (Россия присоединилась к Всемирной конвенции по авторскому праву 1952 г. в 1973 г., к Всемирной конвенции в редакции 1971 г. — в 1995 г.; административное управление осуществляет ЮНЕСКО; ДАП для России вступил в силу с 5 февраля 2009 г.).

Всемирная конвенция по охране авторского права имеет раздел “Специальные положения, относящиеся к развивающимся странам”, устанавливающий ряд льгот для развивающихся стран. В частности, если присоединившаяся к Конвенции развивающаяся страна, учитывая свое экономическое положение и свои социальные и культурные потребности, не считает себя в состоянии немедленно ввести в действие положение по охране всех прав, предусмотренных Всемирной конвенцией по охране авторского права, то при соблюдении ряда правил она пользуется льготами, установленными Конвенцией. Это положение создает предпосылки для установления адекватного режима защиты авторских прав в развивающихся странах.

Вступление Российской Федерации в ВТО означает принятие Российской Федерацией положений Соглашения по ТРИПС. В настоящее время у России существует также ряд двусторонних соглашений с другими государствами по вопросам защиты прав авторов.

В Соглашении по ТРИПС в области авторского права зафиксированы следующие общепринятые положения со ссылкой в ряде мест на статьи Бернской конвенции 1886 г. по охране литературных и художественных произведений:

  • • охрана авторских прав распространяется на выраженные в объективной форме результаты творчества, но не на идеи, процедуры, методы работы или математические концепции как таковые (п. 2 ст. 9 Бернской конвенции);
  • • компьютерные программы, как исходный текст, так и объектный код, охраняются как литературные произведения в соответствии с Бернской конвенцией в редакции 1971 г. (п. 1 ст. 10 Бернской конвенции);
  • • в отношении записи своего исполнения на фонограмму исполнители имеют возможность не допускать следующих действий, предпринятых без их разрешения: записи их незаписанного исполнения и воспроизведения такой записи; эфирного вещания и сообщения для всеобщего сведения их живого исполнения (п. 1 ст. 14 Бернской конвенции);
  • • производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм (п. 2 ст. 14 Бернской конвенции);
  • • вещательные организации имеют право запрещать следующие действия, предпринятые без их согласия: запись, воспроизведение записей и ретрансляцию через каналы эфирного вещания и публичное телевизионное вещание таких записей (п. 3 ст.14 Бернской конвенции).

Вопросам охраны авторских прав уделяют внимание государственные, общественные и профессиональные организации в Российской Федерации. Эта деятельность в последнее время характеризуется рядом государственно-административных и общественных мероприятий.

Авторское право и смежные права — направление деятельности Роспатента. Ранее вопросы авторского права и смежных прав относились к компетенции Российского агентства интеллектуальной собственности при Президенте РФ (РАИС) и РАО, организатором и первым руководителем которых был д.ю.н., проф. Михаил Александрович Федотов.

Основные мероприятия по развитию международного сотрудничества в данной сфере осуществляются в рамках созданного ВОИС постоянного Комитета по авторскому праву и смежным правам.

Контрольные вопросы

  • 1. Что относят к объектам авторского права?
  • 2. Какие объекты интеллектуальной собственности охраняет авторское право?
  • 3. Какие объекты интеллектуальной собственности относят к служебным произведениям? В чем заключается творческий вклад при создании этих произведений?
  • 4. В чем состоит творческий вклад при создании составных произведений?
  • 5. В чем заключаются права соавторов?
  • 6. Раскройте содержание неимущественных и имущественных авторских прав.
  • 7. Как осуществляется передача авторских прав?
  • 8. Какие общепринятые положения в области авторского права зафиксированы в Соглашении по ТРИПС?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы