Современное состояние музейного деда

Обычно у каждого музея имеются три основные задачи — сохранять культурное наследие, изучать его и показывать его посетителям. И если с первыми двумя задачами музеи во всем мире как-то справляются, то с привлечением посетителей дело обстоит весьма неблагополучно. По сути дела музеи проигрывают соревнование за свободное время посетителей. Ограниченные финансовые возможности музеев нс позволяют им на равных конкурировать с предприятиями развлекательной индустрии — Диснейлендами, аквапарками, игорными заведениями, спортивными центрами, которые тратят огромные средства на маркетинг своих продуктов.

Возможности более широкого привлечения в музеи туристов также оказываются ограниченными. И хотя туристы являются самыми верными посетителями музеев, они всегда испытывают дефицит времени в процессе организации экскурсий. И в самом деле, для основной массы путешественников девизом является «галопом по Европам». На просмотр музейной экспозиции у них остается весьма мало времени. В результате все ограничивается беглым осмотром нескольких шедевров да знакомством с путеводителем.

Положение музеев усугубляется тем, что постоянно снижается их финансовая поддержка со стороны государственных органов. Сегодня в США 90% всех музеев являются частными. Многие британские музеи переходят к двойному финансированию — государственному и частному. Все более четкая тенденция к самофинансированию музеев наблюдается и в Италии. По сути дела музеям предоставляют возможность самим зарабатывать деньги, например открывая на своей территории кафе и магазины. Еще одна проблема состоит в том, что директора многих музеев не умеют и не хотят зарабатывать деньги, считая, что «храм искусства» выше этого. И именно это приводит к тому, что многие музеи, особенно средние и небольшие, оказываются в сложном положении.

В этих условиях необходимо было коренным образом пересматривать исторически сложившийся взгляд на музейную деятельность. Решение проблемы лежит, видимо, в двух плоскостях. Во-первых, необходим поиск новых подходов к большему привлечению туристских потоков и, во-вторых, создание новых, более привлекательных форм работы с местным населением. Многие музейные работники считают, что самих по себе произведений искусства недостаточно для привлечения широких масс населения. И, видимо, настал момент перейти от убеждения «музей — место для элиты» к рыночной концепции «клиент всегда прав». По существу речь идет о более широком использовании приемов и методов маркетинга к такой интересной сфере услуг, какой является музейное дело.

Следуя потребительской концепции маркетинга, работники музеев должны задаваться вопросом: что необходимо сделать, чтобы заинтересовать людей? И зачем они ходят в музей? По мнению директора Национальной центральной библиотеки Флоренции Антониа И. Фонтана, они ходят туда, чтобы получить эмоции. А это значит, что продавать надо не товар, а связанные с ним эмоции. И первое, что необходимо сделать с помощью инструментов маркетинга, — как можно больше увеличить время, которое люди будут проводить в музеях. При этом следует учитывать, что их мотивации могут быть различными. Кому-то нравится общаться с друзьями, и они предпочитают ходить в музеи в компании. Для таких посетителей следует создавать специальные программы, рассчитанные на небольшие группы. Для тех, на кого оказывает влияние социальная среда, надо постараться сделать посещение музея престижным.

Далеко не все люди являются ценителями экспонатов, представленных в музеях. Кому-то больше нравится общая обстановка или интерьеры, архитектура или оформление внутренних двориков. И это обстоятельство можно использовать для организации различных мероприятий не внутри, а снаружи музейных помещений. Например, именно так проводят большую часть времени посетители одного из богатейших и успешнейших музеев США - Музея Поля Гетти.

Многое для правильного понимания того, как следует строить свою работу в новых условиях, дает исследование поведения посетителей музеев. По американским данным, среднестатистический американец попадает в музей раз в год и проводит там около двух часов. Из этого времени лишь один час уходит на осмотр экспозиции, а остальное время расходуется на общение с детьми, посещение кафе и т.п. Следовательно, необходимо предоставлять посетителю возможность заниматься разными делами. И ряд музеев такую работу проводит. Например, Freer Gallery of Art Смитсоновского института в Вашингтоне позиционирует себя как место, где можно отдохнуть от городской суеты, расслабиться после работы, пообщаться с друзьями.

Много полезного можно почерпнуть из анализа наиболее часто встречающихся ошибок при организации музейной деятельности в современных условиях. Для музейных работников очень важно знать эти ошибки и уметь их устранять. Особенно это относится к молодым работникам, которые привлекаются к процессу создания новых музеев в тех регионах, где еше не сложилась высокая музейная культура. Наиболее типичные из этих ошибок можно представить в следующем виде.

Вы ошибаетесь, если:

считаете, что музейный экспонат — это абсолютная ценность; вы забываете, что главное — это посетитель;

не исследуете ваш рынок и не следите за его динамикой; считаете, что маркетинг — это выпуск календариков с экспонатами вашего музея;

думаете, что промоушн (продвижение) — это лишь часть работы, и притом самая минимальная, что ваши конкуренты — это другие музеи. На самом деле вы конкурируете со всем — спортом, шопингом, гигантскими корпорациями индустрии развлечений за свободное время людей;

работаете лишь с посетителями. В структуре доходов наиболее успешных музеев наибольшую прибыль дают спонсоры;

называете приходящего в музей посетителем, клиентом и прочими словами из бизнес-терминологии. Они боятся этого как огня — для вас они прежде всего должны быть людьми, личностями. Поэтому нс переборщите с сегментацией и количеством проектов для разных аудиторий.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >