МОРАЛЬ И ЭТИКА ФИЛОЛОГА

Умственный груд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека к высшему назначению человечества.

В.О. Ключевский

Наука непогрешима, но учёные часто ошибаются.

А. Франс

Современная наука и этическая проблематика

Одна из примечательных особенностей современной науки — акцент на этическую проблематику. Н.Н. Моисеев заметил: «Вопрос о моральной стороне науки — независимо от религиозного, государственного или философского проявления морали — для учёного становится на очередь дня. Он становится действенной силой, и с ним придётся всё больше и больше считаться» [Моисеев 1998: 342].

Все, кто писал на тему как стать учёным и каким должен быть представитель науки, мимо вопросов нравственности, морали и этики пройти не смогли. Академик О.Н. Трубачёв в своей концептуальной статье, о которой говорилось выше, сообщает:

Наш выдающийся языковед В.И. Абаев в день своего семиде- сятипятилетия, отвечая на приветствия и поздравления, сказал: «Если бы меня сейчас спросили, какая наука важнее всего в наше время? Языкознание? — я ответил бы: нет. Физика? — Нет, не физика. Сейчас для нас важнее всего этика» [Трубачёв 1993а: 11].

Этот вывод юбиляра О.Н. Трубачёву показался как нельзя более актуальным. «Порой думается, что этика у нас находится в таком же запущенном состоянии, как упоминавшиеся выше каллиграфия и ораторское искусство» [Там же].

В книге Г. Селье, о которой речь уже шла, есть фрагмент «Этика», в котором автор пишет о том, что у учёных есть все основания беспокоиться о своей этике, о своём отношении к работе и людям, поскольку энтузиазм и стремление достичь совершенства связан с риском превратить исследователя в робота. Отсюда необходимость время от времени спрашивать себя, «является ли цель достойной прилагаемых для её достижения усилий» [Селье 1987: 98]. Г. Селье настаивает на том, что в науке необходимо следовать трём принципам — простота, честность и милосердие. Мало быть честным в отношении авторства своих открытий, надо следовать этическим стандартам в других областях своей деятельности. Самая серьёзная этическая проблема, с которой сталкивается учёный, — проблема последствий его работы [Там же: 100—101].

В.К. Харченко, о книге которой уже говорилось, в заключительной главе «Поведение учёного» утверждает, что в этом поведении должно быть три константы — доброта, честность, достоинство.

Известны публикации философов, посвященные научной морали, которые, однако, не содержат «чего-то поучительного и правдивого для начинающего исследователя», поскольку представляют собой «какие-то трюизмы, штампы, голые принципы — без попытки разобраться в том, как эти (или прямо противоположные?) постулаты работают в настоящей жизни и деятельности учёных» [Щавелёв 2010: 19]. Автор этого критического утверждения доктор философских и доктор исторических наук С.П. Щавелёв предложил свой взгляд на феномен научной этики в большой, содержательной, живо написанной книге «Этика и психология науки», носящей подзаголовок «Дополнительные главы курса истории и философии науки». В книге рассматривается широкий спектр этических канонов и реальных нравов в сообществе учёных, многие вечные коллизии и новейшие проблемы на пути к обретению истины в науке. Этическая проблематика органически увязана с психологией научного поиска и рассматривается на фоне социальных процессов в современном научном познании. Интересны и поучительны очерки о выборе профессии учёного, о взаимоотношениях «отцов» и «детей» в академической организации, о мотивации научной работы, об учителе и учениках, о самозванцах в науке, о «смертных грехах» учёного, о спорах и конфликтах в науке.

Книжная полка

Щавелёв С.П. Этика и психология науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену кандидатского минимума. Курск: Изд-во Курского мед. ун-та, 2010.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >