Количество слушателей и стиль лекции

Однажды А.Ф. Лосев в беседе со студентами поделился своим опытом академического общения с аудиторией.

Когда передо мной пять-шесть человек, я скорее буду говорить строго научно и логически обработанно. В гаком случае я вправе рассчитывать на обостренное внимание слушателей, требовать от них интенсивного напряжения мысли. Но чем больше аудитория, тем более меня тянет на разговор. Хочется выразить и то, и это. На язык наворачиваются как бы сами собой метафоры, сравнения. Вместе с аудиторией растет и разговорность [Лосев 1989: 353].

Внимание аудитории — надежный указатель установившегося контакта с лектором. «Внимание — это регулятор процесса познания» (С.Л. Рубинштейн, психолог). Человек живет в мире информации и постоянно находится в точке пересечения многочисленных конкурирующих потоков её. Задача лектора как раз и состоит в том, чтобы оказаться конкурентоспособным, чтобы говоримое им отвлекало внимание слушателей от всякой другой информации.

Внимание — это направленность психической деятельности, сосредоточение её на объекте, имеющем для личности определенную значимость, устойчивую или ситуативную. Психологи выделяют три вида внимания: а) непроизвольное, б) произвольное и в) после- произвольное. О каждом из них лектор должен знать и умело пользоваться этим знанием. Неожиданно раздался шум, в аудиторию кто-то вошёл, за окном взревел двигатель автомашины — и каждый раз человек непроизвольно фиксирует на этих неожиданных явлениях своё внимание. В аудиторию вошел лектор, и каждый слушатель, обратив внимание на ту или иную внешнюю особенность лектора, отметил наличие в руках папки, блокнота, листков бумаги, манеру держаться на трибуне. Непроизвольное внимание — кратковременно, но воспользоваться им лектор обязан, чтобы сразу овладеть аудиторией, настроить её на восприятие последующей лекции.

Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, требует от слушателей известного волевого усилия (борьба с посторонними раздражителями, преодоление умственной усталости и т.п.). Задача лектора — всемерно помогать слушателю преодолевать трудности восприятия и поддерживать его волевой импульс. Послепроизволь- ное внимание приходит к слушателю, когда он захвачен материалом лекции и попал под обаяние лектора. Посторонние раздражители в этот момент слушателю не мешают. Вызвать у аудитории послепро- извольное внимание может только большой мастер в ораторском искусстве, точно определивший социальные и интеллектуальноэмоциональные потребности слушателей и полностью удовлетворивший эти потребности.

Восприятие отличается своими законами, которыми не должен пренебрегать лектор. Во-первых, восприятие имеет дискретный, прерывистый, пошаговый характер. Это означает, что информация воспринимается не беспрерывной лентой, а членится слушателями на смысловые куски, обрабатывается и отправляется в память оперативную и долговременную. Размер “кусков” в разных аудиториях различен. Это зависит от прошлого опыта слушателей, словарного запаса, знаний, навыков слушания, уровня культуры, образования. Лектор может помочь слушателям, так построив своё повествование, чтобы воспринимаемые «куски» заранее были определены и соответственно скомпонованы. Другими словами, лекция должна состоять из цепочки сравнительно законченных микролекций.

Во-вторых, восприятию свойственно прогнозирование. Не успели мы произнести слово, как слушатель мысленно продолжает его другим словом, неосознанно и постоянно предугадывает говоримое. Не успели привести пример, как слушатель пытается сообразить, зачем мы его привели и какой отсюда вывод следует, и т.д. и т.п. Здесь возможны два исхода. Первый — слушатель предугадывает всё, что скажет лектор. С одной стороны, своя сообразительность приятна, с другой — оказывается, что ничего нового слушатель не получил. Второй исход — слушатель ничего не может предугадать, он перестаёт думать и слушать. Так бывает, когда в лекции сообщается абсолютно не известный аудитории материал. Из сказанного следует практический вывод. В лекции должно быть оптимальное соотношение информативного и избыточного.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >