Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Культура филологического труда

Конкорданс как источник эмпирического материала и база филологического исследовании

Конкорданс в современной лексикографии и в филологии

Конкорданс в современной лексикографии и в филологии. В современной филологии отчётливо просматриваются две тенденции —

1) лексикографизация методов и 2) корпусность, под которой понимают ориентацию на большие массивы текстов — корпусы.

Лексикографической формой, в которой сходятся обе тенденции, является конкорданс — список словоупотреблений с отсылкой ко всем контекстам8. Большой толковый словарь определяет конкорданс как «алфавитный перечень всех слов какого-либо текста с указанием контекстов их употребления» [БТС: 449]. Конкорданс может быть полным, в котором даётся перечень всех слов какого-либо текста с указанием всех контекстов их употребления, или неполным, когда словарь дифференцирован, а цитация контекстов избирательна.

От традиционных словарей, например толковых, ориентированных на нормативность, конкордансы отличаются нацеленностью на исчерпывающее представление лексики. При этом конкорданс стремится отразить вариативность слова.

Поскольку в конкордансе регистрируются все случаи употребления того или иного наименования, он оказывается удобной лексикографической формой, отражающей все индивидуальные особенности стиля конкретного произведения или конкретного автора. Вот почему в зарубежной лексикографии, в частности английской и американской, конкорданс стал ведущим и общепринятым жанром писательских словарей, создаваемых с помощью электронно-вычислительной техники по универсальным программам в короткие сроки (об этом см.: [Карпова 1989: 62-67]). В течение XX столетия форма конкорданса к отдельным произведениям и ко всему творчеству художника слова не только утверждалась, но и совершенствовалась. Известны конкордансы к Библии, произведениям Чосера, Шекспира, Байрона, Фолкнера, О’Нила, Фитцджеральда и др.

В русской лексикографической традиции конкордансы составлялись преимущественно к поэтическим текстам. В антологии «Русская авторская лексикография XJX—XX веков» наряду с первыми опытами неполного конкорданса к стихотворениям Г.Р. Державина, сочинениям и переводам Д.И. Фонвизина представлены конкордансы

* Контекст — это связный фрагмент мегатекста, включающий данную словоформу и достаточный для понимания её смысла и синтаксического окружения. Обычно это строфа, сонет или предложение.

к произведениям нескольких русских поэтов: Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, О. Мандельштама. Эти конкордансы, выполненные машинным способом, были подготовлены за границей в 70—80-е годы XX столетия [Русская авторская лексикография 2003].

Благодаря развитию компьютерных технологий стало возможным составление полных конкордансов непосредственно в нашей стране. Так, в конце XX в. увидел свет конкорданс к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», включающий все словоформы, встречающиеся в этом произведении [Русская авторская лексикография 2003: 203-213]. Известен опыт конкорданса — «словаря-навигатора» к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» [Опыт 2003]. С 2005 г. издаётся конкорданс к стихотворениям М. Кузмина [http://www.imho- club.ru/books/?did=30084775].

Курские лингвофольклористы подготовили и издали четыре конкорданса русских народных песен Курской, Архангельской, Олонецкой губерний и Сибири [Бобунова, Хроленко 2007—2010].

Достоинства конкорданса видятся в следующем: это источник готового иллюстративного материала; база современной лексикографии; инструмент решения языковедческих задач (создание списков слов различного назначения; выявление и анализ ключевых слов; анализ частотности слов и словосочетаний; сопоставительный анализ лексиконов разных авторов; выявление устойчивых конструкций различного типа).

Обычно конкорданс выполняет две основные функции — поисковую и эвристическую. Первая функция основывается на возможности быстрого поиска всех фрагментов того или иного текста с необходимым для пользователя словом, а эвристическая функция предполагает решение целого ряда задач исследовательского характера, касающихся семантики слова, его связей, особенностей синтаксических конструкций, выявления тематических групп лексики, сопоставительных наблюдений и др. По мнению ряда исследователей, интерес к конкордансам является свидетельством характерной тенденции современной науки — стремления преодолеть «гуманитарный» субъективизм при анализе явлений искусства [http://www.imhoclub.ru/ books/?did=30084775]. Таким образом, конкорданс предстает как высоко информативная форма словарного описания.

Конкорданс может быть в книжной (бумажной) и электронной версии. Каждая версия имеет свои достоинства и недостатки. Остановимся на разработанной нами автоматизированной версии конкорданса.

Даже в тех случаях, когда филолог исследует текст конкретного произведения, он сознательно или на бессознательном уровне учитывает потенциальную совокупность текстов, связанных между собой тем признаком, который актуален в анализе избранного текста.

Эмпирической базой филологического анализа может явиться совокупность текстов, которую мы назвали термином мегатекст. Для нас мегатекст — это совокупность текстов, которые воспринимаются или исследуются как единое дискурсивное целое, пронизанное общими темами, лейтмотивами, архетипами, символами, ключевыми словами, стилевыми приёмами. Обычно мегатекст воспринимают как нечто виртуальное, потенциальное, фоновое, как некую совокупность, которая присутствует в голове исследователя и учитывается им при выявлении особенностей того или иного конкретного текста, имеющего отношение к данной совокупности.

Для тех, кто использует количественные технологии, мегатекст — это текст, объединяющий конкретные паспортизированные тексты, существующий реально и материально представленный в письменной или электронной форме. Если произведение это данность, не зависящая от исследователя, то мегатекст — образование искусственное, определяемое задачами исследования. Объединяющим началом мегатекстов может явиться жанровая, территориальная, индивидуальноисполнительская принадлежность объединяемых текстов.

Каждый мегатексг — это совокупность паспортизированных песенных текстов, существующая в бумажной и электронной версиях. Электронная версия мегатекста объединена в один комплекс со специально разработанной компьютерной программой посредством электронного автоматизированного словника, который позволяет практически мгновенно извлекать из мегатекста любую лексему или словоформу с полным набором контекстов, в котором есть искомое слово. По сути, в этом случае исследователь обладает надёжным поисковосправочным инструментом.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы