Методические приемы обучения упражнению

Методический прием - это отдельное специфическое действие преподавателя, дополняющее определенный метод обучения телесно-двигательному упражнению.

Существуют следующие основные разновидности методических приемов: 1) физическая помощь; 2) страховка; 3) звуковые сигналы; 4) зрительные ориентиры; 5) облегченные условия обучения упражнениям; 6) усложненные условия обучения упражнениям; 7) образное сравнение и др.

Под физической помощью понимается контактное воздействие преподавателя на занимающегося с целью акцентирования его внимания на силовые или ритмовые компоненты упражнения, а также коррекции двигательных действий ученика. При оказании физической помощи (далее - помощи) преподаватель обязательно соприкасается с обучаемым с той или иной силой физического воздействия на последнего, что и определяет степень решения учеником двигательной задачи. А это возможно путем получения эффекторных сигналов от проприорецепторов как обучаемого, так и преподавателя, их срочного взаимного анализа и принятия двигательных решений учеником. Следует сказать, что последнее возможно лишь при условии владения педагогом техникой помощи, что позволяет ему предвосхищать действия обучаемого, прогнозировать свои решения и действия обучаемого, выбирать приемы помощи, адекватные возникшей ситуации.

Существуют следующие разновидности физической помощи характерные преимущественно для видов спорта, связанных с искусством движений:

  • 1) проводка - действия преподавателя, сопровождающие обучаемого едва ощутимым прикосновением по всему упражнению или отдельной его фазе;
  • 2) обкрутка - это та же проводка, но выполняемая с разной степенью прилагаемых усилий преподавателя без потери скорости движений;
  • 3) фиксация - это удержание обучаемого в статическом положении в определенной позе упражнения;
  • 4) подталкивание - кратковременная помощь посредством толчка обучаемого одной или двумя руками, направленного в определенную часть тела в определенном направлен и и;
  • 5) поддержка - кратковременная помощь при перемещении обучаемого сверху вниз;
  • 6) подкрутка - кратковременная помощь обучаемому при выполнения упражнения с вращениями.

Из приведенных разновидностей помощи выбираются наиболее приемлемые для обучения конкретному упражнению. Например, при обучении кувырку вперед можно применить прием фиксации положения обучаемого в позе образцовой группировки посредством встречного надавливания одной рукой на верхнюю часть спины, другой - на голени; позы начала переката вперед, путем удержания занимающегося за голени прямых ног со стороны оттянутых носков; позы начала разгруппирования. Другим приемом может быть подталкивание обучаемого иод поясницу при завершении кувырка, что возможно в случае недостаточной силы отталкивания и полезно для осознания учеником целостности структуры упражнения. Такие приемы как фиксация, поддержка, проводка характерны для видов спорта, связанных с поднятием тяжестей, метаний и толкания ядра в легкой атлетике.

Безусловно, в каждом виде целенаправленной двигательной активности свои специфические приемы обучения, способствующие формированию различных структур телесно-двигательного упражнения как системы двигательных действий. Знание будущим специалистам возможно большего количества приемов и биомеханических особенностей их применения является безусловным признаком его профессиональной компетентности.

Под страховкой понимается постоянная, на протяжении всего упражнения готовность и действия преподавателя но предотвращению травм обучаемого, включая целесообразный физический контакте ним. Обеспечение безопасности обучаемого при самостоятельном или относительно самостоятельном выполнении упражнения является основной функцией страховки.

В процессе страховки преподаватель должен проявлять постоянную готовность к нейтрализации травмоопасности при выполнении учеником учебного задания. Для этого необходимо занять удобное для целей страховки положение в пространстве относительно обучаемого, целенаправленно перемещаться, манипулировать руками с имитацией действий его поддержки при падении, входить в физический контакт с учеником в случае возникновения травмоопасной ситуации и устранять ее.

При обучении кувырку вперед прием страховки малоприемлем. А на этапе овладения этим же упражнением, но выполняемым прыжком с разбега, страховка возможна в случае поздней группировки или недостатка вращения. Она заключается в подталкивании обучаемого в верхнюю часть спины и предупреждении удара поясницей при касании опоры. Следует отметить, что в процессе обучения упражнению возможно и часто даже целесообразно совмещение различных приемов при выполнении спортсменом одного и того же учебного задания.

Реализация приемов помощи и страховки имеет свои особенности и связь с фазовой структурой формирования двигательного навыка при обучении упражнению. Первая фаза - создание двигательного представления о разучиваемом упражнении, о возможной помощи и страховке. Для второй половины фазы разучивания упражнения характерно уменьшение помощи преподавателя и ее наличие только в отдельные моменты выполнения учебных заданий. То есть преподаватель осуществляет своеобразное управление движениями обучаемого внешним воздействием и только в тех моментах, в которых внутреннее управление, осуществляемое самим учеником, еще не сформировалось. Для фазы совершенствования техники характерен полный переход от применения помощи к страховке, а затем и к отказу от последней.

В дальнейшем, по мере формирования умения, обучаемый повышает свою целенаправленную двигательную активность, постепенно появляется уверенность в двигательных действиях и отпадает необходимость осуществления учителем помощи и страховки. Появляется постепенно и самостраховка, связанная с предвидением экстремальных ситуаций и умением выходить из них без риска для здоровья.

Звуковые сигналы представляют собой резкие, отрывистые или протяжно- отрывистые повелительные возгласы преподавателя или другие звуки, подаваемые с разными целями: 1) начало выполнения упражнения; 2) подчеркивание голосом определенного акцента движения; 3) скорость одиночного движения; 4) команда повторения учебного задания; 5) команда о завершении упражнения и т.д. Например, для учебного задания, связанного с имитацией толчка ногами в кувырке с их полным выпрямлением, звуковым сигналом к началу упражнения и характеру его выполнения может быть подготовительный протяжный возглас «и-и-и», а затем исполнительный - «Раз!». Отработка быстроты группирования в положении лежа на спине может осуществляться по комплексному звуковому сигналу: подготовительному «и-и-и», исполнительному - одному отрывистому хлопку, означающему характер исполнения движения, и последующему медленному возвращению в исходное положение после двух хлопков. Надо помнить о том, что занимающимся следует предварительно сообщать о целенаправленных звуковых сигналах с их показательной имитацией.

Зрительный ориентир как методический прием представляет собой пространственный физический объект, в сторону которого направляется усилие или перемещение занимающегося при овладении техникой упражнения (предмет, линия, ограниченное пространство, часть помещения и др.). По целевому назначению зрительные ориентиры подразделяются на ориентиры направленности движения, ограничения перемещения, места приземления н др. Например, при обучении толчку ногами в кувырке вперед и активному движению скругленной спиной вперед в качестве ориентира применяется горка матов, в которую обучаемый должен упереться спиной в конце толчка, а если длина траектории движения в кувырке чрезмерно мала, то используются ориентиры для опоры ногами в начале упражнения и по его окончанию. При этом расстояние между ориентирами такое, которое стимулирует выполнение более длинного кувырка. При обучении перевороту боком очень эффективен прием зрительного ориентира - прямая линия, начерченная на опоре, которая служит местом последовательной постановки рук и ног, или очерченный на полу «коридор», который ограничивает выполнение упражнения в боковом направлении. При обучении соскокам хороший эффект имеет обозначенный ориентир в виде квадрата или круга для места приземления.

Облегченные условия обучения упражнению заключаются в овладении учебными заданиями и упражнением в целом в ситуациях, облегчающих формирование его техники. Примером может быть создание предпосылок получения недостающей скорости линейного или вращательного перемещений для увеличения высоты полета, быстроты начальных действий, безопасности приземления, замедленных движений для чувственного восприятия и осознания структуры движений, составляющих упражнение, и др. Приемы облегченных условий применяются преимущественно на этапах создания двигательного представления об изучаемом упражнении и его непосредственного разучивания.

Примером облегченных условий обучения кувырку вперед является применение наклонной дорожки (рис. 88-11), которая дает возможность выполнять кувырок с достаточной скоростью линейного и вращательного перемещения, а в целом овладеть структурой техники. Более сложным примером может быть обучение двойному сальто сначала на батуте с подвесным поясом, затем без пояса и лишь после этого в стандартных условиях. Батут в этом случае передает обучаемому энергию упругой деформации сетки, полученной ранее от спортсмена, чем увеличивает время пребывания ученика в воздухе, а подвесной пояс позволяет уточнить направление отталкивания и создать условия для безопасного приземления.

Усложненные условия обучения упражнению заключаются в применении специально созданных ситуаций, затрудняющих его целостное выполнение, но не вызывающих негативные изменения в технике упражнения. Этим приемом решаются задачи: 1) закрепления и совершенствования техники изучаемого упражнения; 2) развития двигательных способностей, обеспечивающих технически верное выполнение упражнения. Отмеченные задачи часто решаются одновременно. Усложненные условия, связанные с прикладным характером выполнения упражнения, также способствуют совершенствованию его техники. При совершенствовании техники кувырка вперед в качестве усложненных условий можно применять ту же наклонную дорожку, но в этом случае выполнять кувырок вперед «в гору» (рис. 88-12). Такие условия стимулируют увеличение усилия обучаемого при толчке ногами, а значит, обеспечивают совершенствование скоростно-силовых качеств. С другой стороны, требование образцового выполнения упражнения в таких условиях п достижение этого обучаемым стабилизирует технику исполнения, делает ее совершенной.

Образное сравнение - это прием, связанный со сравнением формы упражнения или механизма выполняемых в нем движений, со знакомыми ученику предметами, процессами, явлениями. Образное сравнение позволяет вызвать у обучаемого ассоциации форм, двигательных действий, схожих с объектом сравнения, с целью последующего собственного осознанного воспроизведения. Этот прием применяется преимущественно на этапах создания двигательного представления об изучаемом упражнении и его разучивания. Он вызывает положительные эмоции, особенно у детей младшего возраста, и приносит неизменно хороший результат. Так, при овладении плотной группировкой в положении лежа на спине ученики часто не наклоняют голову на грудь, не прижимают согнутые ноги к груди, разводят локти и т.д. Преподаватель предлагает поиграть в «колобок». Каждый ребенок исполняет роль колобка. Преподаватель дает детям установку на то, что перед выходом из леса волка колобки должны стать максимально «круглыми». По команде «Волк идет!» дети-«колобки» должны себя спасти, то есть принять и зафиксировать образцовую группировку, превратиться в «шарик». Образ катящегося колобка или просто шара может также стимулировать как плотную группировку, так и подготовительные действия для быстрого качения но опоре.

Следует сказать, что применение приема образных сравнений напрямую связано с проявлением преподавателем творческих и артистических способностей, особенно в работе с детьми младшего возраста, ибо эффективность таких приемов значительно выше, если они применяются (там, где это к месту) на фоне вызванных положительных эмоций. Такое умение, безусловно, приходит с опытом и при желании им овладеть.

Выбор и применение приемов звуковых сигналов, зрительных ориентиров, облегченных и усложненных условий обучения упражнениям, образных сравнений являются важнейшими признаками проявления творчества преподавателя как при разработке методики обучения, так и в практическом учебном процессе. Проявление творчества - это главный признак формирования высокого профес- с и она;: и зм a 11 еда гога.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >