Методика 1. «Несуществующее животное»

Методика относится к числу проективных. Результаты анализа могут быть представлены в описательной форме. Тест ориентировочный и обычно как единственный метод исследования не используется, а применяется совместно с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция. «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Рисунок выполняется на белом нелинованном листе обычного формата и обязательно простым карандашом средней мягкости, так как для полноценной интерпретации необходимо учитывать расположение рисунка на листе, характер линий и интенсивность нажима.

Показатели и интерпретация

  • 1. Положение рисунка на листе. В норме рисунок располагается по средней линии листа (лист ориентирован по вертикали). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем выше, тем более выражено) трактуется как показатель высокой самооценки, склонности к самоутверждению, неудовлетворенности своим положением в группе сверстников, претензий на продвижение и признание и переживания недостаточности признания. Положение рисунка в нижней части рассматривается как проявление обратной тенденции и, таким образом, указывает на неуверенность в себе, низкую самооценку, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие склонности к самоутверждению.
  • 2. Пространственная организация. Пространство, расположенное сзади и слева от изображения, связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и сверху связаны с будущим и активной деятельностью. Левая сторона и низ листа связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью, правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
  • 3. Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется или испытуемый пытается осуществить, активно переходит к реализации своих тенденций. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко таким испытуемым присуща боязнь активных действий или нерешительность. (Варианты — отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.) Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.
  • 4. Детали головы и лица. «Уши» — прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с изображением языка при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность — иногда то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на порицание и суждение). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы, что означает наличие боязливости, тревожности. Особое значение придают глазам. Это символ переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Ресницы — истероидно-манерные черты, присущие истероидно-демонстративному поведению, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одевания. Увеличенный в соответствии с фигурой в целом размер головы говорит о том, что цениться рациональное начало, эрудиция в себе и окружающих. Наличие рогов — защита, агрессия; характер этой агрессии определяется по сочетанию с другими признаками: спонтанное или защитно-ответное — изображение когтей, щетины, игл. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, а также к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на свою сексуальную роль.
  • 5. Опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент). Рассматривается соотношение этой части с размерами фигуры в целом и ее формы: наличие ног, лап - основательность, обдуманность, рациональность; отсутствие или почти отсутствие ног — поверхность суждений, иногда импульсивность в принятии решений. Следует обратить вни- т

мание на характер соединения ног с корпусом — точное соединение, тщательное или небрежное, слабое соединение или его отсутствие свидетельствуют о характере контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями: однотипность и однонаправленность формы ног, лап — комфортность суждений, установок в принятии решений, их стандартность и банальность; разнообразие форм и положения этих деталей - своеобразие установок и суждений и небанальность, при необычной форме - творческое начало (близкое к патологии).

  • 6. Детали, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек- кудрей — свидетельство энергии охвата различных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, желания быть соучастником как можно большего числа дел окружающих, завоевания места в жизни и среди людей, увлеченности своей деятельностью. Украшение указывает на демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
  • 7. Хвост. Выражает отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции. Хвост повернут вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям, к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Хвост направлен вверх — уверенность, положительность, бодрость; опущенный хвост — недовольство собой, сомнения в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние.
  • 8. Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов типа щитов, панцирей, игл, прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих: агрессивная, если она выполнена в виде острых углов; страх и тревога, если имеет место затемнение, «запачканная» контурная линия; опасение и подозрительность, если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направление такой защиты соответствует пространственному расположению: в верхнем контуре фигуры — против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту — родителей, воспитателей, учителей, педагогов; в нижнем контуре — защита против насмешек, непризнание, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; в боковых контурах — ощущения недифференцированной опасности и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Когда указывающие на защиту элементы расположены справа, речь идет преимущественно о защите в сфере деятельности, а слева - больше о защите своих мнений и убеждений.
  • 9. Общая энергия. Критерии: 1) количество деталей: чем больше деталей, тем выше энергия; в обратном случае — экономия энергии, астеничность; 2) интенсивность линии: резкая, с нажимом или слабая, паутинообразная.
  • 10. Оценка характера линии (удвоение, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, за- чернение частей рисунка, «запачкивание», стереотипность и т. п.).

Тематически животные делятся на угрожающих, переживающих угрозу и нейтральных. Это отношение к собственной персоне, представление о своем положении в мире. Степень агрессивности выражена количеством углов и агрессивных символов — когти, зубы, клювы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >