ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Многообразие представлений о процессе воспитания

Процесс воспитания - интересный, часто непредсказуемый, всегда творческий. Многие педагоги и психологи говорят о парадоксах воспитания, приводя вопросы, на которые трудно ответить. Почему одни и те же действия педагога в отношении детей приводят к разным, порой противоположным, результатам? Отчего в благополучной семье вырастает ребенок с явными нравственными недостатками, а другой ребенок в крайне тяжелой жизненной ситуации развивается как позитивно направленная личность, проявляющая оптимальное отношение к окружающим, собственной деятельности, миру в целом? Хочется обратиться к очень образному и вдумчивому описанию воспитания, которое дал в своей книге «Педагогика для всех» писатель, журналист «Учительской газеты» и газеты «Первое сентября» Симон Львович Соловейчик:

«Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности оно обманчиво, я бы сказал - коварно. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. ...Ребенок отличается от взрослого тем, что у него есть будущая взрослая жизнь. Мы видим Петю-сегодняшнего, но загадываем о Пете-будущем, это естественно. У нас есть образ идеального ребенка, но есть и образ Идеального Человека. Но эти два образа, Ребенка и Взрослого человека, довольно часто расходятся в голове родителя, учителя. В этом истинная причина наших разочарований. Образ Человека мы конструируем для взрослой жизни, в нем главное - самостоятельность. А образ Ребенка нужен нам такой, чтобы легче было справиться с работой воспитания, в нем главное - несамостоятельность, потому что своевольным ребенком сложнее управлять. Образ Человека - для одной цели (жить), а образ Ребенка для другой (воспитывать). Но если в одной воспитательной голове два несовместимых образа, то воспитание разлаживается, и мы перестаем что-либо понимать. Мы хвалим ребенка тогда, когда следовало бы отнестись к нему с долей осуждения, и браним, когда надо было бы похвалить. Мы ждем от него одного - и в то же время другого, мы запутываемся сами и запутываем сознание ребенка. В результате накапливается раздражение, педагогическая постройка рассыпается» (1987, с. 5,13).

Так что же представляет собой процесс воспитания? Проблема воспитания столь обширна, что ей занимаются многие науки - философия, педагогика, социология, психология и др. И каждая из этих наук обозначает свой предмет исследования в данном процессе.

Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, а также формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания.

Социология изучает социальный «заказ» системе воспитания, определяемый обществом в неявном виде, формируемый государством в документах.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у пародов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов нормативный канон человека и его влияние на воспитание.

Биология, физиология, генетика исследуют естественные основы развития, отражающиеся на процессе и результатах воспитания.

Педагогика исследует закономерности, тенденции воспитания; разрабатывает теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы и методы.

Психология выявляет психологические механизмы и закономерности процесса воспитания.

Можем ли мы дать единое определение?

На протяжении столетий понятие вое,питания неоднократно изменялось и корректировалось. Изначально слово «воспитание», однокоренное со словом «питание») было связано с понятиями «вскармливать, выращивать». В словаре В. Даля понятие воспитывать означает «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно...» (Даль В., 1989). Толковый словарь С.И. Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994).

Важно отметить, что в литературе педагогической и психологической встречается определение воспитания и как передачи социального опыта, и как воздействия на человека и группу людей, и как организации образа жизни и деятельности воспитанников, и как создания условий для развития личности. Такое многообразие определений связано с позицией автора и в то же время с влиянием обыденного сознания на формулировки данного термина.

В педагогике можно выделить три варианта научной позиции о воспитании:

  • 1. Психолого-педагогическая, в рамках которой воспитание рассматривается как внутриличностное изменение под влиянием различных факторов, усло!шй, обстоятельств.
  • 2. Праксеологическая, в которой воспитание рассматривается как особый вид педагогической деятельности.
  • 3. Системологическая, в которой понятие «воспитание» используется в значении направленного внешнего влияния, и смысл его связывается с управлением развития личности (Г.П. Синицына, 2006).

В психологической литературе мы также встречаем различные определения воспитания. Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» пишет, что «воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма. ...Из человека как биотипа оно путем отбора формирует человека как социотипа» (Л.С. Выготский, 1991, с. 92). Сам Л.С. Выготский подчеркивал значимость не прямого воздействия иа ребенка в процессе воспитания, а через изменения среды, условий его жизни.

В психологии процесс воспитания рассматривается в первую очередь как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных), способствующих формированию 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Важно отметить, что психологи связывают процесс воспитания с развитием «смысловой сферы личности - личностных смыслов и выражающих их в поведении личности смысловых установках» (А.Г. Асмолов, 2002, с. 383), с «развитием мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, процесса открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельност» (Б.Ц. Бадмаев, 2000, с. 115).

Рассматривая воспитание с точки зрения психологической науки, обратим внимание на механизмы, закономерности развития личности человека, которые определяют весь ход этого процесса.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >