Теории когнитивного научения в необихевиоризме

В середине XX в. в рамках бихевиоризма возникло новое направление, названное необихевиоризм, или когнитивный бихевиоризм (от англ, cognition - познание).

Необихевиористы усложнили классическую формулу поведения «S - R», включив в нее промежуточные переменные, недоступные для прямого наблюдения и фиксации: мотивы, цели, ожидания, установки, знания, гипотезы, «когнитивные карты» и другие психические явления, присущие животным и человеку. Наиболее известные когнитивные (информационные) теории научения были созданы Э. Толменом, К. Халлом, Дж. Брунером.

Теория научения с помощью когнитивных карт Э. Толмена

Теория Э. Толмена, одного из пионеров когнитивного подхода в теории научения, базируется на схеме «стимул - промежуточные переменные - реакция», из которой следует, что поведение зависит не только от внешних стимулов, но и от особых внутренних регуляторов - когнитивных карт.

Эдвард Чейс Толмен (1886-1959) - американский психолог, создатель когнитивного направления необихевиоризма. Автор программной книги «Целевое поведение у животных и

человека» (1932). Его вариант психологии был противопоставлен теории Дж. Уотсона и основывался на идее целостного, или «молярного», подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные лабиринты.

Согласно представлениям Э. Толмена, все поступающие сигналы из окружающей среды обрабатываются и преобразуются мозгом. При этом в мозге создаются своего рода карты окружающей среды, или когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в какой-либо новой ситуации или при внезапном изменении привычных обстоятельств.

Э. Толмен пришел к этому выводу, когда установил, что обучение крыс в лабиринте происходит не чисто механически, как считали бихевиористы. Если бы речь шла о простом механическом усвоении, то в случае перекрытия обычного пути в лабиринте или изменения каких-то условий крысе пришлось бы путем нового научения методом проб и ошибок отыскивать маршрут, ведущий к цели. Э. Толмен же обнаружил, что если крыса уже научилась находить пищу по кратчайшему пути, то после закрытия этого пути она спонтанно меняет свой маршрут и без какого бы то ни было нового научения и новых ошибок находит пищу, но идет теперь по другому, более длинному пути.

Э. Толмен высказал предположение, что здесь имеет место знаковое научение. По мнению Толмена, животные усваивают не связь между стимулом и реакцией, а значение стимула как своего рода «дорожного указателя». Определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. По формулировке Толмена, они узнают «что к чему ведет» (приводится по Ж. Годфруа, 1992; с. 320). При обучении в лабиринте в единое целое интегрируются запахи, особенности того или иного угла или стенки и связи между различными элементами. Животное как бы располагает эти элементы в пространстве, преобразуя совокупность относительно разнородных стимулов в единое структурированное целое. Это связь смысловая, т.е. знаковая, информационная.

Итак, данная концепция включает в структуру научения информационною процессы. Основные положения теории Э. Толмена:

  • 1. Сущность интеллектуального научения заключается в формировании у обучающегося информационных систем типа «знак - означаемое».
  • 2. Содержание интеллектуального научения заключается в отражении и закреплении самых общих структур, связей и отношений, характеризующих реальный мир и целесообразную деятельность.
  • 3. Условия интеллектуального научения:
    • а) отвлечение, абстрагирование структур от вещей и процессов, которым они присущи;
    • б) отвлечение, абстрагирование действий и поведения от объектов, над которыми они совершаются, и конкретных условий, в которых они осуществляются.
  • 4. Основа научения - организация и кодирование информации (приводится по Ж. Годфруа, 1992).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >