История становления русского этикета

История русского этикета берёт начало ещё в IX-X вв., когда Русь многое заимствовала у Византийской империи.

На Руси большое значение имел статус человека и его возраст. К человеку, равному себе по статусу, принято было въезжать во двор, затем к крыльцу. К человеку же высшего ранга следовало идти в дом пешком через двор. Позвать в гости знатного человека мог только хозяин или его

160

родственники. Равного же по статусу либо менее знатного, чем хозяин, приглашали домашние слуги. Статус человека играл на Руси большую роль. Положение в обществе обязывало его соблюдать некоторые правила при совершении визитов. К равному по статусу было принято въезжать во двор. К человеку более высокого положения следовало идти через двор пешком.

Приглашать знатную особу в гости разрешалось только хозяину дома или его родственникам. Равного по статусу или менее знатного, чем хозяин, могли приглашать слуги.

На Руси было принято оставлять палку, трость в сенях, снимать шапку при входе в комнату и креститься на образа святых. Затем следовало три раза поклониться дому, а затем — самому хозяину, если он занимал более высокое положение. Равного себе по статусу встречали рукопожатием, близкого человека обнимали. Ритуал перед уходом практически полностью повторял прибытие: нужно было покреститься перед иконами, поклониться им, и только потом прощаться с главой дома. Кстати, проводы (до крыльца или до сеней) также были обусловлены статусом человека.

Особыми правилами регламентировался гардероб русского человека: одежда мужчин и женщин была свободного покроя, без определённых размеров. Знатные люди носили сапоги, а крестьяне — лапти и валенки в зависимости от времени года. Внешность тоже имела большое значение: мужчинам обязательно следовало носить бороду и усы, а женщинам — длинные косы.

Русское застолье начиналось с чарки водки. Закуской служил хлеб, наломанный хозяином на куски. Еда подавалась нарезанной, косточки следовало складывать в специальные тарелки. Непременной частью пира было произнесение тоста: гость выходил на середину комнаты, произносил тост («здравица» в то время) и выпивал чарку водки. Попробовать все напитки и блюда, предложенные хозяином, считалось проявлением крайнего уважения.

Приход православия на Русь также наложил отпечатки на этикет: коснулось это формирования у людей системы ценностных ориентаций и развития определенных правил поведения в обществе. Так, доброта, скромность, терпимость по отношению к окружающим, стремление к самосовершенствованию считались важнейшими человеческими качествами. Именно эти качества призывали воспитывать в себе Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Духовное развитие Руси во многом затормозило многовековое татарское иго и период феодальной раздробленности: это привело к духовному упадку и деградации нравов.

Духовная жизнь начала медленно возрождаться лишь в XVI-XVII веках с возникновением книгопечатания. Именно тогда стали появляться первые пособия, содержавшие советы по поведению в семье и в обществе, например, «Домострой». Книга представляет собой свод правил, по которым человеку следует вести себя в различных ситуациях.

В начале XVIII века Петр I сделал попытку приблизить русский этикет к европейскому, причём во многом насильственными методами. Русский этикет до Петра заметно отличался от западно-европейского: иностранные послы удивлялись русскому поведению, оно казалось им грубым, подчас диким. В 1717 году вышла в свет известнейшая книга о хороших манерах — «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Книга была издана специально для молодых людей. В простой форме в ней излагались правила поведения в обществе: проявление вежливости, учтивости, почтения к старшим, знание иностранных языков и приёмов красноречия.

Одежда допетровских времён, безразмерная, свободного кроя, сохранилась только у крестьян и купцов, т.е. низших сословий. В высшем обществе стало модно носить одежду европейского типа. Пётр издал указ о том, чтобы все бояре остригли бороды, а ведь борода издревле была неизменным атрибутом русского мужчины. Бороду можно было оставить, заплатив огромный штраф.

При Петре I серьёзные изменения претерпело положение русских женщин: теперь они могли присутствовать на приемах и праздниках. Свобода в бытовом отношении позволила женщинам заняться образованием: танцы, письмо, иностранные языки, музыка, этикет стали неотъемлемой частью женского воспитания. Не менее важно и то, что женщины получили право наследовать, а также самостоятельно распоряжаться своим приданным.

Во времена Петра I в моду вошли разнообразные развлечения: ассамблеи, парады, маскарад, различные прогулки. Празднование масленицы во время правления Петра I было масштабным.

Начало XX века было омрачено революциями и войнами. Дестабилизация общественной жизни в стране отразилась на развитии этикета не самым лучшим образом: люди считали, что нормированность поведения — «выдумка буржуазии», нечто совершенно лишнее; шаблон, усложняющий и без того нелегкую жизнь.

Изначально российский этикет был достаточно простым и свободным. По-прежнему были в ходу семейные и официально-деловые визиты, приёмы и балы, театр, цирк, гулянья в парках, катание на льду. Однако дальнейшие события изменили ситуацию в обществе: во время революции и войны явно было не до манер. Разумеется, на нет сошли светские приёмы и балы, стало модным быть несколько грубым, чтобы казаться представителем рабочего класса. В города хлынул поток людей из сельской местности, что также снизило уровень культурного и духовного развития. Пожалуй, этикетные формулы соблюдались только дипломатами.

К 30-40 гг. XX века жизнь населения постепенно стала входить в привычное русло. Значительно упростились правила поведения. Изменения коснулись и внешнего вида: следовало носить однотонную одежду строгого стиля (для мужчин — деловой костюм, для женщин — блузки, длинные платья и юбки). Общение отличалось нарочитой вежливостью, но также и официозностью обращений. Как раз в это время ввели правило называть друг друга «товарищами».

Важно заметить, что в настоящее время изучению этикета и речевого этикета уделяется всё больше внимания: отдельными курсами вводится этикет в школах, в ВУЗах читается курс лекций по «Культуре речи». Речевой этикет стал важной частью межличностного общения. Знание тех или иных правил позволяет делать коммуникацию максимально эффективной.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >