Образ в аспекте варьирования

Образ как воспроизводимая единица представляет несомненный интерес с точки зрения варьирования. Специфика образа заключается в том, что он существенно расширяет ракурс наблюдений за проявлениями варьирования в лексико-семантической системе. Какой бы срез образного комплекса ни обнажить для наблюдений, взгляду предстанет картина широкого, свободного варьирования в процессе функционирования этой единицы.

Не фигурировавший до последнего времени в семасиологических исследованиях, образ описывался в ряде аспектов варьирования в лингвопоэтических работах (см. работы Н.А. Кожевниковой, В.П. Григорьева, Н.Н. Ивановой, З.Ю. Петровой, Н.В. Павлович и др.)[1]. Особое место среди этих работ занимают исследования Н.А. Кожевниковой, в которых показана широкая панорама процессов, характеризующих поэтическую речь в XIX —XX вв., представлено варьирование образов. В ее и других работах с разной степенью развернутости нашли отражение различные аспекты варьирования в образной системе.

  • 1. Показана тенденция к расширению лексического варьирования образа, характерная для поэтического языка XX века, — расширение состава лексико-фразеологических средств, воплощающих образ (Кожевникова 1986, 1991, 1995, Петрова 1995, Григорьев 1979, Н.Н. Иванова 1982 и др.).
  • 2. Представлены наблюдения за семантической неоднозначностью конкретных образов (аналогичные наблюдения см. Павлович 1995 и др.).
  • 3. Описывается варьирование тропов (Кожевникова 1979, 1997а), реализующих одну ассоциативную связь образа (их взаимопереход в пределах одного текста), которое можно обозначить как варьирование способов оформления ассоциативной связи. Картина варьирования тропов приводит к выводу об известном безразличии способа фиксации повторяющейся ассоциации.
  • 4. Констатируется факт расширения метафорических связей образа: формирование новых устойчивых ассоциативных связей («Семантические связи, в поэтике XIX в. только намеченные, в XX в. приобретают широкое распространение. Это относится к ассоциациям с едой, с бытовыми предметами и т.п.» (Кожевникова 1995: 79).), а также расширение диапазона типовых связей традиционных образов («Расширяется сфера использования устойчивых образных характеристик (человек, зверь, птица, растение, камень, вещество, вещь, огонь, вода, помещение и т.п.), каждая из которых стремится стать универсальной» (Там же)[2]).
  • 5. Дан анализ фактов взаимодействия ассоциативных параллелей в рамках текста, в отдельных поэтических идиостилях, в поэтическом языке в целом.

Работы, связанные с описанием образной системы художественной речи, буквально пронизаны идеей варьирования, хотя сам термин почти не употребляется: речь в таких случаях ведется о «развитии» образа, его «обновлении», отнесенности к новым объектам характеристики, о расширении сочетаемости слов и т.п. Понятие варьирования, широко используемое в семасиологических исследованиях для обозначения важнейшего системного аспекта слова, будучи отнесено к образной системе и ее единицам, позволяет свести к единому знаменателю многообразные проявления общей закономерности функционирования лексических единиц.

Обратимся к рассмотрению образа в аспекте варьирования, чтобы на материале одного образа показать разные формы проявления варьирования, характеризующие образную систему языка в ее функционировании.

Основными ракурсами исследования этого процесса являются следующие:

семантическое варьирование образа, лексическое варьирование образа и варьирование ассоциативных связей образа.

Названным направлениям анализа в данной главе уделяется не одинаковое внимание. Лексическое варьирование, интересное в качестве объекта анализа само по себе, в нашем исследовании расценивается преимущественно как форма варьирования семантического. С этой точки зрения состав АСП, рассмотренный во 2-й главе, представляет собой набор лексических средств фиксации варьирующегося образа. Лексическое варьирование наблюдается не только по отношению к образу в целом, но и к отдельным его разновидностям, к отдельным аспектам и признакам его семантического потенциала. Лексически разнообразно предстает и каждая ассоциативная связь образа (см., например, лексические средства реализации ассоциации «конь — технические средства транспорта» в 3-й главе). Это обстоятельство (а также степень изученности лексического варьирования образа в лингвопоэтике"1) дает [3]

основание ограничиться в отношении его лишь отдельными замечаниями по ходу описания варьирования семантического и варьирования ассоциативных связей образа.

Специально, при этом в разных ракурсах, рассматривается семантическое варьирование образа, богатый семантический потенциал которого избирательно актуализируется в процессе метафорического функционирования. Семантическое варьирование образа демонстрируется в нескольких ракурсах: по отношению к образу к составляющим его микрообразам и их вариантам; по отношению к словам разных тематических и семантических групп, по отношению к отдельным смыслам; по отношению к отдельным ассоциативным связям.

Самостоятельный интерес при изучении варьирования в лексико-семантической системе языка представляет анализ ассоциативных связей[4] — варьирование ассоциатов образа в процессе его функционирования. С одной стороны, накоплен материал, который демонстрирует варьирование ассоциативных связей образа в поэтическом языке, особенно в диахроническом плане. С другой стороны, в семасиологических исследованиях этот аспект лишь в последнее время начинает привлекать внимание исследователей. Он стал предметом осмысления в работах Г.Н. Скляревской и З.Ю. Петровой, которые ставят целью создать типологию регулярных метафорических переносов.

Анализ семантического варьирования и варьирования ассоциативных связей нацелен на выявление регулярности.

Образ воплощается в разных вариантах, с актуализацией любого из многочисленных признаков, составляющих его потенциал. Варьируется как лексически, так и семантически каждая разновидность образа и его элементы. В процесс семантического варьирования вовлекается каждое слово, эксплицирующее образ, и каждый признак из его семантического потенциала. Наряду с названными видами варьирования необходимо отметить и широту варьирования ассоциативных связей при использовании образа для определения многообразных реалий. Эти стороны варьирования (рассматриваемые в последующих параграфах) часто проявляют себя одновременно, представляя собой разные параметры одного процесса.

  • [1] Приведем размышления Н.А. Кожевниковой о варьировании образа в поэтическом языке: «Определенное устойчивое представлениеприобретает множество преломлений, которые то приближаются к традиционному, то удаляются от него настолько, что связь с ним почтиперестает ощущаться. В то же время каждое из этих преломлений вырастает из внутренних отношений между словами, существующих в тексте. Единство заданного, традиционного и индивидуального его преломления в конкретном тексте обеспечивает жизнеспособность устойчивыхпредставлений и поэтических формул, которые не столько воссоздаются, сколько создаются заново в соответствии с задачами и потребностями текста, в разной мере отклоняясь от традиционного прототипа»(Кожевникова 1988: 159).
  • [2] ЗЛО. Петрова на материале образного поля эмоций отмечает фактперенесения (варьирования) типовых ассоциативных связей (явно пометонимической модели «целое — часть»), которое автор называет «заимствованием элементов из другого образного ноля», в частности изобразного поля «Жизнь». Она пишет: «Образ “Чувство — плавание”,“Чувство — корабль” заимствуется из традиционного образа “Жизнь -плавание” [в одной из иллюстраций фигурирует выражение ладья любви. — Н.И.]. ...Элементы берутся также из традиционных параллелей:“Жизнь — дорога, путь”, “Жизнь — вращение, кружение”, ...“Жизнь —горение”» (Петрова 1995: 98).
  • [3] Эта сторона варьирования образа хорошо изучена на материалепоэтического языка. В частности, как уже говорилось, установлено, что
  • [4] Актуальность изучения этой стороны метафорообразования подчеркивает В.Г. Гак: «Было бы чрезвычайно ценно для лингвистики, психологии, теории познания выявить закономерности переноса понятий изодной сферы в другую» (Гак 1988: 18).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >