АРХИТЕКТУРА СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (КИТАЙ, КОРЕЯ, ЯПОНИЯ, МОНГОЛИЯ)

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Историю развития китайской архитектуры невозможно рассматривать в отрыве от истории развития всех видов китайского искусства, в особенности живописи. Это связано с тем, что зодчие Древнего Китая были и архитекторами, и философами, и поэтами одновременно. Именно в этом можно видеть главную особенность развития архитектуры Древнего Китая. Китайский архитектор всегда рассматривал различные варианты архитектурного решения зданий, так как изучал возможность соотносить эти здания с окружающей средой.

В Древнем Китае, в отличие от цивилизаций Ближнего Востока, сохранилось мало памятников архитектуры далекого прошлого, несмотря на то, что история китайской цивилизации уходит в глубь веков. В основном китайцы возводили свои здания и сооружения из глины и дерева, а это строительные материалы, подверженные быстрому уничтожению временем. Города китайцы возводили также из легких деревянных конструкций, поэтому они часто сгорали и разрушались. Помимо этого, китайские правители часто сносили старые здания и возводили новые. В связи с этим только от танского периода истории китайского государства мы можем показывать последовательную картину развития архитектуры Китая. От более раннего периода развития Китая и даже от эпохи Ханьского государства почти не дошло никаких сооружений, кроме могильных курганных погребений и гробниц. Даже Великая Китайская стена, возведение которой началось по повелению императора династии Хань Цинь Ши Хуан- ди, так часто ремонтировалась, что вся ее верхняя часть уже давно перестроена в иные исторические периоды. Императорские дворцы в танских столицах Лояне и Чаньани превратились сейчас в бесформенные холмы. В эпоху династии Тан в Китай приходит буддизм, однако от этого времени также дошло мало сооружений. Можно отметить такие монастырские комплексы, как Баймасы в Лояне (см. цв. вкл., ил. 57) и Даяньсы близ города Чаньань, однако они также часто перестраивались. Благодаря тому, что было найдено много археологических находок (в частности барельефов, изображающих здания), мы можем сейчас представить себе, как мог выглядеть дом ханьской и танской эпохи. Классический дом этих периодов сочетал в себе кухню, женскую половину и зал для приема гостей (рис. 38.1). Ханьский дом, как и дом танской, минской эпохи был очень похож и на современный китайский дом. Он состоял из нескольких внутренних дворов, по бокам которых находились отдельно стоящие залы, которые внутри еще делились на отдельные комнаты. Высокие и крутые крыши опирались на деревянные или глинянные колонны и покрывались черепицей.

Рис. 38.1

Ханьский дом. План

Надо отметить, что в более ранний период характерные загнутые концы крыш были менее изогнутыми. Главный вход в дом был отгорожен особой стеной — ширмой (ин-би). Это стена от злых духов, которую возводили прямо напротив главных ворот для того, чтобы внутренний двор не был виден с улицы. Подобные стены возводились уже в I в. н. э. Считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, поэтому возведение ин-би, по мнению древних китайцев, препятствовало их проникновению в жилища. Наличие множества дворов также имело практическое значение. Китайская семья в то время была очень многочисленной, поэтому каждое поколение жило в отдельном дворе. В этом проявлялся главный постулат китайской семейной философии. Единство семьи под покровительством ее главы — отца и в тоже время необходимая разделенность различных поколений. Крестьянские подворья имели часто один-два двора, огромные дворцовые комплексы насчитывали от трех до девяти дворов, но везде сохранялась одна и та же планировка. Известный китайский историк и философ Сыма Цянь пишет о том,

Рис. 38.2

Императорский дворец в г. Сяньян. По описанию Сыма Цянь что император Ци Ши Хуанди повелел построить в окрестностях своей столицы по берегу реки Вэйхе копии дворцов всех поверженных им владык. Кроме того, сохранилось его описание дворца императора в столице городе Сяньян (рис. 38.2). Главный зал дворца с востока на запад был 500 шагов, с севера на юг — 100 шагов. В нем умещалось до 10 тыс. человек, штандарты и знамена могли подниматься на высоту 15,24 м (50 футов).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >