АРХИТЕКТУРНЫЙ АВАНГАРД В АРХИТЕКТУРЕ СССР. ТВОРЧЕСТВО ВЕДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ

Период с 1918 по 1932 гг. назывался временем архитектурного авангарда — конструктивизма. Этот архитектурный стиль характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга.

В 1926 г. была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны. К конструктивистам себя относили и Александр Родченко, и Владимир Татлин — автор проекта башни III Интернационала.

БРАТЬЯ ВЕСНИНЫ

Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

В 1920-х гг. по проектам братьев Весниных было построено несколько малоэтажных жилых домов в московском поселке «Сокол».

Одной из крупнейших работ братьев Весниных стало проектирование Дворца культуры Пролетарского района в Москве, более известного как Дворец культуры ЗИЛ. Его начали строить в 1931 г., завершили строительство в 1937 г. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор- столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. Объемы клуба подчеркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объемно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединен с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от нее вдоль зимнего сада отходят еще две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещен конференц-зал, а еще выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

С 1914 г. Виктор и Леонид спроектировали целый ряд промышленных сооружений, зачастую решая попутно и масштабные градостроительные задачи по постройке новых поселений вокруг центрального градостроительного ядра; этими же проблемами они активно занялись и в первое десятилетие советской власти. Проекты часто создавались в творческом содружестве, втроем или вдвоем.

Особенно монументален исполинский комплекс Днепрогэса (1927-1932 гг., руководитель проекта В. Веснин); здесь же, в Запорожье, под началом последнего были решительно обновлены принципы городской планировки — в группах новых жилых зданий, поставленных более свободно, «на зеленой площади», а не замкнутых по периметру улиц.

Строительство Днепрогэса начато в 1927 г., первый агрегат пущен в мае 1932 г., торжественное открытие состоялось 10 октября 1932 г. В 1939 г. Днепрогэс достиг проектной мощности 560 МВт. В состав гидроузла входят: здание ГЭС длиной 236 м и шириной 70 м, расположенное на правом берегу, с машинным залом, в котором размещены 9 вертикальных гидроагрегатов по 72 МВт; щитовая стенка длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м, наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м.

Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трехкамерный шлюз и низовой подходный канал. ГЭС автоматизирована, оборудована телеуправлением, телеизмерением и телесигнализацией основного оборудования. Напорный фронт общей длиной 1200 м образует Днепровское водохранилище.

Виктор Веснин был председателем Оргбюро Союза архитекторов СССР (1932-1939), первым президентом Академии архитектуры СССР (1939-1949), действительным членом Академии наук (с 1943 г.).

Среди других значительных произведений Виктора Веснина этого периода — универмаг на Красной Пресне в Москве (1927). Строительство крупных универмагов стало заметным явлением в архитектуре Москвы второй половины 1920-х гг. Универмаги рассматривались как одна из форм централизации коммунально-бытового обслуживания. Кроме того, в годы НЭПа универмаги должны были составить конкуренцию частной торговле — их создание давало возможность государственной и кооперативной торговле существенно уменьшить накладные расходы, а следовательно, и снизить цены на товары. Здания универмагов становятся предметом архитектурных конкурсов, их строительство нередко поручается выдающимся архитекторам.

Краснопресненский универмаг стал первой конструктивистской московской постройкой братьев Весниных. Здание трапециевидной, кристаллической формы вписано в угловой участок, выходящий на площадь Краснопресненской заставы. Обращенный к площади, главный фасад представляет собой гигантский экран-витрину со сплошным остеклением, подчеркивающий боковыми гранями угловую форму участка. Огромная витрина, выходившая на площадь и рынок, должна была демонстрировать преимущества новой, советской торговли. Чтобы витринные стекла не запотевали, не покрывались льдом, братьями Весниными было применено оригинальное конструктивное решение — на крыше универмага было построено пять вентиляционных шахт, через которые входил и постоянно циркулировал холодный воздух. Витрину обрамляет гладко оштукатуренная плоскость стены, весь верхний, четвертый этаж здания, предназначенный для служебных помещений, становится полем для гигантской двухстрочной надписи: «Мосторг. Универсальный магазин».

В результате реконструкции, прошедшей в 2000-х гг., интерьеры здания фактически утрачены.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >