ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ МОДЕРНА

Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения общественных противоречий. Социальная природа модерна коренилась в осознанном еще романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой — искусство рассматривалось как средство социального преобразования общества. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние оказали национальные традиции, где образцы модерна имели в себе традиционные формы. Например, неорусский стиль в архитектуре России.

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно как эстетически красивых, так и функциональных строений. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно прорабатывались.

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Появляются такие материалы, как железо (сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого в данный период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.

В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «мага- зинские окна», т. е. широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югенд- штиля (Ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и в поисках новых решений часто вступали на путь изобретательства.

Сама жизнь второй половины XIX — начала XX в. требовала новые «жанры», утверждение которых было связано с промышленным оснащением городов, развитием транспорта, переменами в общественной жизни. Не только в столицах, но и в губернских и уездных городах России строились вокзалы, рестораны, магазины, пассажи, театры, вошли в моду большие доходные дома.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений.

  • 1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей. Пример — Католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля. Внутри неоромантизма выделяют готизм, византизм и еще ряд традиций.
  • 2. Неоклассицизм, пример — Театр на Елисейских полях в Париже (О. Перре), отель «Пиккадили» в Лондоне (Н. Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге и др.
  • 3. Рационализм — направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (архитектура) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.
  • 4. Иррационализм, пример — магазин «Самаритен» в Париже (Ф. Журден) (см. цв. вкл., ил. 48).
  • 5. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки и все декоративные детали здания делались из кирпича (его основоположник в России — В. А. Шретер).
  • 6. В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский; в России — московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, называемое национальным романтизмом. В России этот стиль известен под названием северный, или финский, модерн, и дома в этом стиле можно увидеть в Санкт- Петербурге, Выборге, Сортавале.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >