КОНСТРУКТИВИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ

Архитектуру следующего после модерна направления в мировой архитектуре принято называть архитектурой конструктивизма (в Германии принято название баухауз). Конструктивизм обычно считают русским (точнее советским явлением в архитектуре), однако это не совсем правильно. Действительно конструктивизм, как особое направление в архитектуре возникает после Октябрьской революции 1917 г. в качестве одного из направлений нового, авангардного стиля пролетарского искусства. Однако элементы конструктивизма были заметны в архитектурных сооружениях предреволюционного времени. Например, возведенное в 1912-1913 гг. по проекту архитекторов братьев Весниных здание Московского Главпочтамта на Мясницкой улице или построенный по проекту архитектора Великовского в 1912 г. доходный дом № 15 по той же Мясницкой улице уже несут на себе отпечаток более нового, модернистского направления в архитектуре, которое позднее получило наименование конструктивизма. В условиях послереволюционного отрицания устоев и в условиях непрекращающегося поиска новых форм развития искусства, которое подразумевало забвение и отрицание всего старого, новаторы, в том числе и от архитектуры, провозгласили отказ от искусства ради искусства. Отныне искусство должно было служить производству. Само слово конструктивизм происходит от латинского слова construction — построение. Это направление в архитектуре, для которого характерны: простота, подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отстутствии декора. Архитекторы-конструктивисты старались подчеркнуть функциональность, простоту геометрических форм. И, несмотря на то, что многие считают конструктивизм чисто советским — русским явлением, он зарождается именно на Западе. В Германии и бывшей Австро-Венгрии после поражения в Первой мировой войне возникла необходимость возводить как можно больше дешевого социального жилья для беженцев, реэмигрантов и приехавших в города сельских жителей. Так возникают кварталы социального жилья, архитектура которых должна была подчеркивать функциональность и удобство для жителей. Постепенно из Германии и Австрии этот стиль проникает во Францию, Великобританию и США. Также постепенно архитектура конструктивизма входит в моду и в этом стиле возводятся частные дома, и даже загородные усадьбы европейских и английских аристократов. В СССР развитие конструктивизма пошло иным путем. В 1925 г. было создано Объединение современных архитекторов (ОСА), которое стало центром развития нового архитектурного направления.

В ОСА сотрудничали многие выдающиеся архитекторы того времени, такие как братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, Моисей Яковлевич Гинзбург, Илья Голосов, Константин Мельников. Многие ведущие русские архитекторы, например Алексей Щусев, стали пользоваться новыми конструктивистскими методами. Наиболее интересны эксперименты архитекторов-конструктивистов при строительстве рабочих клубов. Среди них ДК им. Зуева (архитектор Илья Голосов), ДК им. Русакова (архитектор Константин Мельников), ДК завода ЗИЛ и театр-студия киноактера (архитекторы братья Веснины).

Говоря об архитекторах-модернистах, нельзя не остановиться на творчестве Константина Мельникова. Его архитектурные шедевры, такие как ДК им. Русакова (с 1996 г. театр-студия Романа Виктюка, см. цв. вкл., ил. 46), дом издательства «Московская правда» в Потаповском переулке, вестибюль станции Сокольники Московского метрополитена и, наконец, его собственный частный дом, построенный в Кривоарбатском переулке в 1929 г., являются наиболее интересными памятниками архитектуры этого нового стиля в Москве.

Важной вехой в развитии архитектуры конструктивизма стала деятельность братьев Весниных. Они пришли к осознанию так называемой пролетарской лаконичности в архитектуре, или пролетарской эстетики архитектуры. Впервые архитекторы заявили о себе как об архитекто- рах-конструктивистах во время конкурса на проект здания Дворца Труда в Москве. Однако наиболее красивым с точки зрения конструктивистской эстетики можно считать реализованный Весниными проект здания московского отделения газеты «Ленинградская правда» на Страстной площади в Москве. Здание было очень сложным, так как был выделен очень маленький земельный участок 6x6 м на Страстной площади. Веснины в итоге спроектировали миниатюрное шестиэтажное здание, которое включило в себя не только офис издательства и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль и читальный зал. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был архитектор М. Я. Гинзбург, который помимо архитектора-практика был и выдающимся архитектором- теоретиком начала XX в. Его книга «Стиль и эпоха» является до сих пор уникальным научным трудом, в котором автор говорит о том, что каждая эпоха развития человеческой цивилизации адекватно и стилистически соответствует своему особому направлению в развитии истории искусства и архитектуры. Наиболее известным архитектурным шедевром конструктивизма, автором которого является архитектор Гинзбург, стал жилой дом Нарком- фина (Народного комиссариата финансов). Это знаменитый дом-коммуна, который по замыслу должен был воплощать в себе лучшие качества нового советского коммунального общежития. В доме-коммуне был замкнутый цикл жизнедеятельности: в нем находились общественная столовая, бассейн, прачечная и детский сад. Кроме того, архитектор впервые в Москве спроектировал таун- хаус для народного комиссара финансов Сокольникова,

Рис. 32.3

Дом Наркомфина — дом-коммуна.

Архитектор М. Я. Гинзбург

который отказывался жить в доме коридорного типа, каковым по проекту был дом Наркомфина (рис. 32.3).

В 1926-1928 гг. в конструктивизме выделяется особое направление функционального метода. В этом направлении каждой функции соответствует наиболее объемно-рациональная и планировочная структура (форма соответствует функции). На этой волне происходит борьба архи- текторов-конструктивистов против стилизации, против превращения конструктивизма из архитектурного метода в стиль. Так, например, нападкам конструктивистов подвергался архитектор Г. Бархин, автор знаменитого комплекса — здания газеты «Известия». В эти годы происходит увлечение конструктивистов архитектурными идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который много раз приезжал в Москву, сотрудничал с ОСА. В 1929 г. он предложил И. В. Сталину знаменитый проект «Новая Москва», согласно которому весь старый город в пределах Садового кольца должен был быть сохранен полностью, а новый город — столица социалистического государства — должна была быть возведена за пределами Садового кольца. Однако этот проект противоречил сталинскому проекту социалистического города, поэтому он не был реализован. В Москве сохранилось лишь одно здание, построенное по проекту Ле Корбюзье, — это здание Главного Статистического комитета 1926-1929 гг. Расположено оно в конце Мясницкой улицы у Садового кольца.

Говоря о том, что многие выдающиеся архитекторы дореволюционного времени с энтузиазмом приняли новое направление в архитектуре, мы упоминали архитектора

A. В. Щусева. Достаточно вспомнить такие его проекты, как здание Наркомзема на Садовом кольце (1926-1928), ныне Министерство сельского хозяйства РФ и мавзолей

B. И. Ленина на Красной площади, чтобы можно было говорить о нем как о выдающемся представителе архитектурного направления конструктивизма в Советской России. За рубежом признанным центром конструктивизма стала Веймарская Германия. В 1924-1934 гг. в Дессау начинает формироваться крупный архитектурный центр нового направления, который получил название Bauchaus — домостроение. Этим термином в Европе стали называть все новое архитектурное направление. Однако в Германии и Европе баухауз стал развиваться как стиль индивидуализма в архитектуре. Примером этого могут служить частные виллы архитекторов-членов Дессаусского баухауза (рис. 32.4), а также частные виллы в Берлинских пригородах Грюневальд, Далем и Ванзее.

Золотая эра авангарда была недолгой, но даже за этот короткий промежуток времени (за это десятилетие) работы как советских, так и европейских архитекторов смогли оказать значительное влияние на мировое зодчество и войти во все учебники архитектуры. К 1934-1935 гг. как

Рис. 32.4

Дессау (Германия). Жилой дом преподавателя Баухуса. 1929-1931 гг.

в СССР, так и в Европе авангардную архитектуру стали серьезно критиковать, объявляли архитектурным формализмом, еврейской архитектурой (в Германии), буржуазным направлением в архитектуре (в СССР), и постепенно она стала уступать место архитектурным течениям, которые ориентировались на традиционные и античные образцы архитектурного стиля (архитектура Шпеера в Германии, 1933-1945 гг.), сталинский ампир в архитектуре СССР 1930-х — середины 1950-х гг. Последний всплеск архитектуры конструктивизма (анангарда) приходится на время создания независимого государства Израиль (1947). Можно отметить такие архитектурные постройки в стилистике конструктивизма, как здание Кнессета — парламента Израиля в Западном Иерусалиме (1955), здание израильского посольства в Москве на улице Ордынка.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >