ЭКЛЕКТИКА И КОНСТРУКТИВИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Эклектизм (историзм) — стиль в архитектуре, доминировавший в Европе и России на рубеже 1830-1890 гг. Название «историзм» это направление в архитектуре получило благодаря тому, что оно использовало в своем развитии элементы различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неовизантийский стиль, неоготика, неорусский стиль). В советское время за этим направлением закрепилось название «эклектика». В зарубежном искусствоведении и среди историков архитектуры господствуют наименования «поздний романтизм», или боз-ар. Эклектика, в отличие от модерна, сохраняет ордер, но в этой архитектуре он утрачивает свою исключительность. Наиболее яркими представителями эклектики можно считать русских архитекторов середины и конца XIX в. Среди них М. Д. Быковский, К. А. Тон, А. И. Штакен- шнейдер, Гоген, А. С. Каминский, Р. И. Клейн, Д. Н. Чичагов, А. Н. Померанцев, А. А. Парланд, архимандит Игнатий (А. И. Малышев), С. И. Соловьев. Примером будапештского неоренессанса и неоклассицизма можно считать купальни Сечени, построенные по проекту венгерского архитектора Дьезе Циглера в 1909-1913 гг. (рис. 32.1).

Формы и стилистика зданий в эклектике всегда привязаны к его функциональному назначению. Так, в России русский стиль архитектора Тона стал официальным стилем храмостроительства и светской архитектуры гражданского назначения. Эклектику можно назвать «много-

Рис. 32.1

Купальни Семени в Будапеште.

Фото К. А. Соловьева

стильным» направлением в архитектуре, так как часто постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (школы, фабрики, частные дома, общественные здания) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная краснокирпичная архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики, например, от архитектуры ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа. В своей статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831) Н. В. Гоголь писал: «Пусть совокупится более различных вкусов, пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременненное роскошью восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое... Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную однообразную стену...».

Эклектика прошла в своем развитии два этапа: 1830- 1860 гг. — так называемое николаевское направление, и 1860-1890 гг. — так называемое александровское направление. За этим делением стоит не только различие в политических режимах в эпоху Николая I, Александра II и Александра III, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. В Европе яркими представителями стиля историзма можно считать архитекторов Алвара Аалто, Эйво Сааринена, архитекторов Хундервассера и Антонио Гауди.

Можно также отметить яркие архитектурные сооружения этого стиля, как: собор Саграда Фамилия в Барселоне, жилой дом Хундервассера в Вене (рис. 32.2), кафе «Нью-Йорк» в Будапеште (см. цв. вкл., ил. 45), храм Христа Спасителя в Москве, собор Вознесения Господня в городе Ельце, храм Спаса на Крови в Петербурге, замок Меейн- дорф в Барвихе (сегодня — государственная резиденция премьер-министра РФ) под Москвой, замок баронов Меейн- дорф в Москве, доходный дом архитектора Клейна (американская серия) в Потаповском переулке в Москве, кафедральный собор Богоявления в Елохово в Москве, архитектурные ансамбли Троице-Сергиевой Приморской пустыни и Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Со второй половины XIX в., по мере использования новых строительных материалов, в первую очередь стекла и железобетона, значение архитектурного творчества стало падать. На первые роли стали выходить инженеры- строители, и инженеры-архитекторы которым отошла значительная часть строительства зданий. За архитекторами осталась лишь функция преимущественно оформительского приложения к строительной технике.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >