АРХИТЕКТУРА КОНЦА XVIII — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX вв.

КЛАССИЦИЗМ И АМПИР В АРХИТЕКТУРЕ

Классицизм как особое направление в развитии архитектуры возник во Франции еще в середине XVII в. Классицизм провозгласил архитектуру, как и в эпоху Возрождения, эталоном, а античную архитектуру образцом для подражания. Подражание античности — единственная цель и путь творческого развития архитектора. Само название «классицизм» происходит от classics (лат.) — образцовый. Классицизм противопоставлял барокко уравновешенные композиции. Классицизм как архитектурный стиль стал ведущим стилем Франции. Именно с конца XVII в. во Франции начинается активное строительство новых городов, курортов, парков, дворцов знати, которые возводились на месте срытых феодальных замков и городских укреплений. В этом смысле французский классицизм логично рассматривать как продолжение идей итальянского Возрождения. И это, в частности, выразилось в возведении так называемых идеальных городов периода классицизма. Теории итальянского Возрождения и идеи строительства, так называемых идеальных городов нашли живейший отклик во Франции. При короле Людовике XIII был возведен город Ришелье (1634, рис. 31.1).

На его примере можно изучать прямоугольный тип города с подчеркнутой осью симметрии. Композиционной осью города являлась главная улица, соединявшая противоположные городские ворота. Впервые после архитектурных планов древнеримских и греческих городов город Ришелье дает осевую планировочную композицию, кото-

Рис. 31.1

План города Ришелье. 1634 г. Архитектор Жак Лемерсье

План Версаля

Рис. 31.2 План Версаля

рая достигает в Версале и Париже своего полного архитектурного развития, поэтому можно говорить, что на примере архитектурного ансамбля Парижа и Версальского дворца можно изучать эпоху французского классицизма. Именно в Версале зарождается так называемая планировочная эстетика, на основе которой стал в дальнейшем развиваться Париж. Интересно, что именно город Версаль стал централизованным ансамблем, построенным в духе европейского классицизма, дворец же решен еще в формах барокко. Город Версаль как единый ансамбль состоит из правильно распланированного города, королевского дворца и регулярного парка, которые были как бы соединены со всей Францией (рис. 31.2).

Именно так Версаль представляли себе архитекторы Л. Лево и А. Ленотр. Королевский дворец стал главным композиционным центром. Со стороны города перед дворцом расположена огромная площадь Армии. От площади расходятся три лучевых проспекта, которые образуют основные композиционные оси города. Именно этот планировочный осевой прием, характерный для эпохи классицизма, использован в планировке некоторых центральных частей европейских городов, в том числе и Санкт-Петербурга. С другой стороны версальского дворца расположен огромный регулярный парк, распланированный по проекту А. Ленотра. Интересно, что парк имеет радиальновеерообразную композицию аллей и эти радиусы сходятся в виде лучей на своеобразной площади, которая носит название площадь Звезды короля. Общая длина версальского парка от дворца до площади Звезды короля превышает 3 км. В Европе это второй по площади парк, первый — императорский Павловский парк под Петербургом. Под влиянием идей французского классицизма начинается строительство таких объектов, как ансамбль проспекта Елисейские поля в Париже, архитектурный ансамбль города-резиденции Карлсруэ в Германии, архитектурный ансамбль проспектов и площадей Петербурга. Под влиянием французского классицизма, особенно планировки Версаля, впервые появляются круглые площади.

Однако классицизм как особое направление в архитектуре начинает свое активное развитие лишь с конца XVIII в. После 1789 г., когда в Европе прогремела Французская революция, новый архитектурный стиль пришел окончательно на смену пышному феодальному стилю барокко. Почти одновременно с классицизмом рождается и стиль романтизма. Однако, если сравнивать два этих направления в архитектуре, развивавшихся параллельно, то на стороне классицизма стоял рациональный метод мышления, а романтизм исходил из эмоций и внутренних переживаний архитектора. Классицизм изучал античное наследие, а романтизм обращался к средневековому искусству. Наполеоновская Франция, Германия, Италия, Россия стояли как бы в авангарде развития архитектуры классицизма, Англия, которая никогда не прерывала своих связей с эпохой Средних веков стояла во главе архитектурной школы романтизма. К Англии примыкали такие европейские страны, как Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Голландия. В начале XIX в. архитектурный стиль романтизма стал активно проникать и в Германию. Надо также отметить, что в XIX в. происходит ускорение процесса развития архитектуры. Например, если эпоха готики и романика охватывают в своем развитии около 5 веков, то классицизму потребовалось неполное столетие, чтобы завоевать Европу и проникнуть за океан. Если же говорить о романтизме в его неороманском, неоготиче- ском, неорусском и неовизантийском стилях, то ему потребовалось менее 50 лет, чтобы стать основным архитектурным стилем в Европе 60-90 гг. XIX в.

Рис. 31.3

Мост через реку Северн (Англия). 1779 г.

Развитие классицизма и романтизма совпало в Европе с появлением новых конструкций. Прежде всего, мы можем говорить о чугунных конструкциях. В 1779 г. удалось сконструировать и возвести первый чугунный мост через реку Северн в Англии (рис. 31.3). Длина его небольшая — 30,62 м. Однако уже в 1793-1796 гг. был возведен знаменитый мост Сандерленд Бридж длиной свыше 70 м. Интересно, что именно в Великобритании стали впервые применять чугун при строительстве зданий. Так, в 1801 г. был создан проект склада в Манчестере, а также проекты доков в Лондоне и Ливерпуле. Дальнейшее развитие конструкций из железа связано с Францией, где этот металл использовали как вспомогательный строительный материал. Однако в 1833 г. архитектор Руо создает в Париже проект Оранжереи ботанического сада, именно этот проект является первой известной нам архитектурной постройкой, выполненной исключительно из стекла и железа.

Выдающимися архитекторами этого направления в архитектуре, конечно же, считаются французские архитекторы Д. Сервандони, Ж. Суффло, Ж. Габриэль. Из работ Сервандони наиболее известна парижская церковь Сент-Сюльпис (храм Святого Духа), возведенная в 1745 г. (рис. 31.4, см. цв. вкл., ил. 42).

Шедевром архитектуры классицизма, бесспорно, считается дворец Малый Трианон в Версале, построенный по проекту архитектора Ж. Габриэля в 1762-1768 гг. Именно этот почти квадратный в плане дворец с гладкими облицо-

Рис. 31.4

Церковь Сент-Сюльпис, г. Париж (Франция). 1745 г. Архитектор Д. Сервандони (проект)

Рис. 31.5

Собор Св. Женевьевы, г. Париж. План и разрез. 1755-1792 гг., 1798 г. Архитектор Ж. Суффло

Рис. 31.6

Собор Св. Женевьевы, 1755-1798 гг. (а), и его купол в разрезе (б). Архитектор Ж. Суффло ванными мрамором стенами послужил прототипом городских особняков знати и богатой буржуазии. Одним из выдающихся архитекторов эпохи классицизма во Франции был, конечно же, архитектор Ж. Суффло. Именно по его проектам в 1756 г. был построен Большой театр в Лионе, в 1798 г. перестроен собор Св. Геновефы Парижской (Св. Женевьевы) и превращен в Пантеон (рис. 31.5,31.6). В эпоху Империи архитекторы Ш. Персье и П. Фонтэн участвовали в перестройке Лувра, в 1806 г. спроектировали арку Победы на площади Карусель и создали типовые проекты домов для целых улиц, тем самым создавая единое архитектурно-планировочное решение.

Примером может служить архитектурный ансамбль улицы Риволи в Париже. Вначале XIX в. французский классицизм стал фактически подражать античным образцам. Идея имперского величия стала доминировать в архитектуре этого периода. Наиболее яркими примерами подражательного стиля можно считать арку Карусель (1806 г., архитекторы Ш. Персье и П. Фонтэн). Аналог этого сооружения — арка императора Септимия Севера на Римском Форуме; Вандомская колонна (1806 г., архитектор Ж. Лепер), выстроенная в подражание колонны Траяна в Риме; церковь Мадлен (1806-1842 гг., архитектор Виньон), которая является явным подражанием храму Августа в Арле и представляет собой классический греко-римский образец храмового сооружения периптерного типа. В результате французский классицизм переродился в чистый академизм и потерял способность реагировать на возникновение новых функциональных задач и технических достижений XIX в. Надо отметить, что основой архитектурного языка в эпоху классицизма стал ордер, в своих пропорциях и формах близкий к античности. Также надо отметить, что классицизм продемонстрировал способность к организации обширных городских пространств. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.

Яркими примерами градостроительного классицизма являются ансамбли городов Хельсинки (архитектор Энг- лер), Варшава, Эдинбург, Петербург. С периодом зрелого классицизма связаны многие проекты идеальных зданий, например, проекты мавзолея Ньютона (1784) в форме пустотелого шара, архитектор Леду. Его проекты были названы архитектурным максимализмом. В итоге в наполеоновской Франции рождается новый стиль ампир.

Рис. 31.7

Архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)

Ампир рождается как бы в недрах классицизма. В период Империи Наполеона I сложилась так называемая мемориальная архитектура, повторявшая античные образцы. После падения Наполеона архитектурный стиль ампир стал распространяться по всей Европе, но наиболее яркие его образцы можно встретить в России, Германии и Англии. Эти страны-победительницы использовали ампир как архитектурное выражение своих побед над наполеоновской Францией. Мы можем отметить в этой связи архитектуру Петербурга: Александрийский театр архитектора Росси, Генеральный штаб и арку Генерального штаба, Казанский собор архитектора Воронихина. Также можно отметить немецких архитекторов и наиболее яркого представителя стиля ампир архитектора Лео фон Кленце (рис. 31.7), который построил повторение афинского Акрополя — комплекс Вальхалла. Ярким примером здания, построенного по проекту Лео фон Кленце, является здание музея «Старая Пинакотека» в Мюнхене 1826-1836 гг. (рис. 31.8). Можно также отметить архитектора Карла Фридриха Шинкеля и его архитектурные сооружения в Берлине (Пергамон му- зеум, храм Св. Екатерины) (рис. 31.9).

Английский ампир и классицизм называются в истории палладианским, или регентским, стилем. Основоположником английского классицизма является архитектор И. Джонс (Банкетная палата Лондона, 1621 г.; Дом королевы, 1635 г., см. цв. вкл.,ил. 43). Но наиболее ярким

Рис. 31.8

Мюнхен. Старая Пинакотека. 1826-1836 гг.

Рис. 31.9

Драматический театр. Берлин (Германия). Архитектор К. Ф. Шинкель был архитектор Кристофер Рен, который в эпоху правления короля Карла II не только проектировал кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, но и участвовал в проектировании городских кварталов Лондона после грандиозного пожара 1663 г. Он же является автором проекта великолепного Гринвичского дворца, в котором расположен Гринвичский госпиталь.

И наконец, в недрах английского ампира и классицизма рождается новый стиль в архитектуре, который называется национальным романтизмом. Наиболее ярким примером этого стиля является Виндзорский замок.

Примерами архитектуры романтизма могут также служить стены и башни Старо-Голутвина и Успенского Бру- сенского монастырей в городе Коломне, неоготический дворец Царицыно в Москве, чайный китайский домик в Потсдаме под Берлином, Драматический театр, новая гауптвахта и Старый музей в Берлине. Однако в отличие от Англии, примеры национального романтизма на европейском континете не носят массового характера. В Англии же романтизм перерастает с конца 30-х гг. XIX в. в новое направление, которое называется викторианской архитектурой. Наиболее ярко поздний классицизм (романтизм) представлен в странах Скандинавии, в частности в Финляндии, где ярким образцом стиля романтизм служит ансамбль старого города Тампере. Иногда для обозначения этого направления в архитектуре Скандинавии применяют термин «северный модерн». Наиболее яркими примерами можно назвать Центральный вокзал в Хельсинки (1907-1914 гг., архитектор Сааринен), Кафедральный собор в Тампере (1912 г., архитектор Алвар Аалто).

И наконец, в конце XVIII в. из Европы, в частности из Франции эпохи короля Людовика XVI (1774-1792), ампир и классицизм, а также национальный романтизм проникают за океан. Этому способствовали и многие выдающиеся американские политические лидеры. Например, Джордж Вашингтон был знатоком классической литературы и архитектуры европейского классицизма, Томас Джефферсон сам был неплохим архитектором-любителем, Бенджамин Франклин в бытность свою послом при дворе короля Людовика XVI оставил интересные записки о развитии архитектуры классицизма во Франции конца 1770-х — начала 1780-х гг. В 1793 г. архитектором У. Сонтономбыл заложен фундамент здания национального парламента США Капитолия (см. цв. вкл., ил. 44). Завершил строительство Капитолия уже архитектор Б. Латробэ — один из ярких представителей американского классицизма. И наконец, архитекторы Р. Миле и Д. Хобан, авторы проекта здания Белого дома — резиденции американских президентов, создавая проект здания Белого дома, отталкивались от аналогичных проектов архитектора Леду (в частности, от его проекта идеального дома в идеальном городе Арк-э-Сенан).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >