АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО

В середине XVI в. под влиянием Реформации, направленной против католической церкви, происходит ослабление ее могущества. Поэтому начиная с 1580-х гг. католичество предпринимает ряд усилий, для того чтобы вернуть себе утраченные духовные и политические позиции. Эта эпоха называется периодом Контрреформации. Правящие круги Европы стараются подчеркнуть свою мощь путем их внешнего выражения. Католическая церковь также пробует вернуть себе утраченное влияние, используя, в том числе и архитектуру как средство внешнего выражения своего могущества. Этим устремлениям отвечает и новый архитектурный стиль, зародившийся в недрах Позднего Ренессанса и получивший наименование барокко (причудливый, странный). Историки архитектуры считают, что основателем этого стиля является Микеланджело Буонарроти, который впервые назвал новые тенденции в архитектуре позднего Ренессанса стилем маньеризма (манерным стилем). В каждой стране барокко проявляется по-разному, в зависимости от успехов контр- реформационного движения. Так, например, во Фландрии (Южных Нидерландах), которая с 1580 г. осталась в составе Испании, восторжествовал католицизм и стиль барокко воспринимался как архитектурный стиль Контрреформации. Республика Соединенных Провинций (современное королевство Нидерланды) стала независимым протестантским государством и там утверждается стиль готики как стиль национальной независимости. Это единственная страна Европы, которая в конце XVI в. возвращается к готическому стилю в архитектуре.

Для стиля барокко характерны усложненность и криволинейные очертания планов, сложные пространственные композиции и построения, пышность интерьеров с неожиданными световыми эффектами, частое применение овала (овальных окон), обилие кривых, пластические линии, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры. В архитектуре активно используется живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Для маньеризма (барокко) также характерно обилие человеческих скульптур.

Барокко перенимает предыдущую технику строительства. Часто используются кирпич и штукатурка. Иногда архитектуру барокко именуют архитектурой штукатурки. Важным в организации пространства снова становится свод. В эпоху барокко используются сомкнутый, парусный своды, купол и крестовый свод. В своем развитии европейское барокко прошло ряд этапов. Есть понятие динамического барокко, ярким его выразителем был архитектор Борромини.

В 1638 г. Борромини возводит в Риме храм Сан-Карло у четырех фонтанов, храм Сан-Филиппо Неро (рис. 28.1)

Л

Рис. 28Л

Оратория Сан-Филиппо Неро в Риме. Архитектор Борромини

и Сант-Иво во дворе университета. Все храмы этого направления — небольшие с центрическим внутренним пространством. В 1667 г. в Риме архитектор возводит знаменитую колоннаду на площади собора Св. Петра в Ватикане. Таким образом, уже в эпоху барокко было завершено формирование композиции площади. Бернини использовал знаменитый прием так называемой иллюзорной перспективы, широко применявшийся в эпоху барокко. Собор издалека кажется меньше, чем на самом деле, и долго остается такого же размера. Затем как бы происходит скачок, собор вырастает до своего естественного размера. Кроме этого, Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей лестницы Сикстинской капеллы по направлению к верхней площадке. Помимо Рима, великолепные памятники барокко сохранились в Венеции. Лучшей из них является храм Санта-Мария делла Салюте 1682 г. (архитектор Б. Лонген). Это центричный восьмигранный храм с куполом барабан, которого поддерживается мощными волютами. В середине XVII в. центром развития барокко становится Турин — столица Савойского герцогства. В это время там работал архитектор Г. Гвари- ни. Он проектировал церкви с центричной и продольной композицией. Вершиной творчества Гварини являются палаццо Кариньяно и церковь Сан-Лоренцо в Турине (рис. 28.2).

В Австрии, Баварии и Франции развивается несколько иной стиль барокко — классицистический. Центром архитектурного творчества в Европе была Вена. Выдающийся австрийский скульптор Фишер спроектировал

Рис. 28.2

Церковь Сан-Лоренцо в Турине. Архитектор Г. Гварини: а — разрез; б — купол.

несколько венских дворцов, например, дворец Шварцен- бергов в Вене и частично Шенбруннский дворец в предместье Вены. В 1716 г. в память победы австрийцев над турками под Веной в 1683 г. начинается строительство собора Св. Карла Борромея (закончена архитектором Эрлахом в 1737 г., рис. 28.3). Тогда же создается парковое кольцо города на месте бывших укреплений и по проекту архитектора Л. Гильдебранда возводится летний дворец Бельведер (1723).

В начале XVIII в. центр развития барокко в немецких землях переходит к Баварии. Из крупнейших построек эпохи барокко в Баварии можно отметить дворец Нимфен- бург в окрестностях Мюнхена и епископскую резиденцию города Вюрцбурга — архитектор Бруно Нейман. Известна также культовая постройка этого зодчего — храм в городе Фирценхейлингене (Южная Бавария).

Барокко во Франции и Англии развивалось по направлению, близкому к новому стилю классицизма, поэтому оно носит название классицистического барокко. Во Франции под влиянием традиций эпохи Ренессанса барокко носит более спокойный и менее вычурный характер. Особенно это видно в архитектуре замков, дворцов и городских особняков. Для этого периода развития французской архитектуры характерно, во-первых, преобладание строгого стиля над художественной фантазией, во-вторых, крупно- масшабные симметрические градостроительные компози-

Рис. 28.3

Церковь Карла Борромея в Вене. 1716-1737 гг. Архитектор Ф. фон Эрлах. Фото К. А. Соловьева. 2010 г.

Рис. 28.4

Собор Св. Павла в Лондоне (Великобритания).

1675-1710 гг. Архитектор К. Рен дии, которые включали в себя сады регулярной планировки, парковые ансамбли. Фасады решаются большим ордером, этому подчиняется вся планировочная схема. В результате возникает стремление к созданию художественной целостности, стилевого единства, это способствовало окончательному изгнанию из архитектуры элементов готики. Это ярко видно на примерах таких архитектурных сооружений, как дворец Шато де Мезон (архитектор Ж. Мансар, 1650 г.), дворец герцога Фуке Во ле Виконт (архитектор Л. Лево, 1651 г.).

Ведущим архитектором того периода был Ж. Мансар (1648-1708), его именем были названы мансарды. Мансар был смелым для своего времени градостроителем, создателем строго квадратной Вандомской площади в Париже, однако победителем конкурса на проект достройки Лувра стал не профессиональный архитектор Мансар, а архитектор-любитель К. Перро (врач по профессии). Его проект в итоге стал примером чисто французского барочного архитектурного стиля. Церковная архитектура в стиле французского барокко при общей направленности к новому стилю классицизма сохраняла черты итальянского барокко. Примером этого может служить церковь Дома инвалидов в Париже, спроектированная Ж. Мансаром в 1700 г. Она имеет центричную композицию с высоким куполом, под которым с 1840 г. находится гробница императора Наполеона I. В этом сооружении архитектура барокко переплетается с вертикализмом готики.

Английское направление стиля барокко имеет свое своеобразие, так как оно причудливым образом соединяет в себе элементы готики, классицизма и барокко. Ярким примером английского стиля является собор Св. Павла в Лондоне (1675-1710, рис. 28.4) и Гринвичский госпиталь (1696-1715), построенные по проектам выдающегося английского архитектора Кристофера Рена.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >