ГЛАВА 27 ИДЕАЛЬНЫЕ ГОРОДА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В архитектуре эпохи Возрождения особая роль отводилась реализации проектов новых городов, которые назывались идеальными. Человек с его потребностями и стремлениями к счастью, комфорту, удобству становится мерилом того времени. Именно поэтому в данный период так востребованы были сочинения утопистов о городе будущего, о городе-саде. В этом новом городском пространстве должны были быть учтены как физические, так и эстетические потребности и желания человека. Наиболее подробно должны были продуманы вопросы безопасности и комфорта. В связи с появлением огнестрельного оружия ненужными становятся крепостные стены и иные средневековые каменные укрепления. Это предопределило появление по периметру городов различного рода земляных укреплений и фортов с земляными бастионами, что часто обусловливало причудливую звездчатую форму линий городских укреплений. Начинает формироваться и общее представление об «идеальном городе». Подобные тенденции не чужды и лучшим примерам современной архитектуры, однако эпоха Возрождения в то время обозначила собой новый рубеж развития именно городской архитектуры. Надо отметить, что еще выдающийся инженер-архитектор Витрувий во второй половине I в. до н. э., описывая основные понятия эстетики, архитектурной соразмерности зданий и человека, исследуя проблемы музыкальной акустики внутренних помещений, поставил вопрос о проектировании нового города, идеального со всех этих позиций.

Однако он не оставил нам изображений своих идеальных городов. Об идеальном городе писали и многие античные философы. Так, например, философ-идеалист Платон, написав сочинение о мифической Атлантиде, считал ее историческим прототипом того идеального города-государства, о котором он рассуждал в своих произведениях «Государство» и «Законы».

Первым в истории теоретиком градостроительства, который подробно описывал, как надо «делать город», был архитектор эпохи Возрождения Леон Батиста Альберти. В своем трактате «Десять книг о зодчестве» Альберти описывает идеальный город, рациональный по своей планировке. Вся жизненная среда человека устроена в этом виртуальном городе так, чтобы максимально отвечать потребностям личности. Одними из первых реализованных идеальных городов в Италии были город Пьенца (построен в 1459 г. по проекту архитектора Бернардо Гамбарелли (Росселино)), а также проект города Сфорцинда (проект 1465 г. архитектора Антонио ди Пьетро Аверлино (Филарете), 1400-1469 гг., рис. 27.1). Интересно, что учеником и другом Филарете был известный русский архитектор итальянского происхождения Аристотель Фьораванти. Филарете подробно описал планировку и проект города Сфорцинда в своем трактате.

Рис. 27.1

Проект идеального города Сфорцинда. Архитектор Антонио ди Аверлиио (Филарете)

В плане город представлял восьмиугольную звезду, образованную пересечением под углом 45° двух равных квадратов со стороной 3,5 км. В выступах звезды находилось 8 круглых башен, а в карманах — 8 городских ворот. От центра к воротам и башням вели радиальные улицы. Часть радиальных улиц представляли собой судоходные каналы. В центре города на холме располагалась главная прямоугольная площадь. По длинным сторонам площади должны были находиться судебные и городские учреждения, а по коротким — городской собор и княжеский дворец. Проект города не был реализован.

Город Пьенца возник на месте средневекового города Корсиньяно, и архитектор Гамбарелли наложил на старый средневековый город новый ренессансный город с прямыми улицами и регулярной планировкой. Пьенца была не единственным реализованным проектом ренессансного города. В 1492 г. герцог Фераррский Эрколе I д’Эсте приказал перестроить столицу своего государства город Ферарру. Перестройка была поручена архитектору Бьяд- же Россети. Он очень основательно изучил планировку города и пошел по стопам Гамбарелли, построил новый ренессансный город поверх старого. Таким образом он воплотил идеи нового идеального города с широкими и прямыми улицами и открытыми пространствами, но также подчеркивал уют, цельность и самодостаточность старого средневекового города. Новым в его проекте явилось иное использование пространств. Он оставил в неприкосновенности средневековый центр Ферарры. Проект основан на сочетании противоположностей. Широкие улицы чередуются с маленькими улочками, светлые площади — с тупиками, дворцы герцога и придворных — с небольшими домами простых жителей. При этом эти архитектурно-планировочные элементы не противоречат друг другу: приемы обратной перспективы сочетаются с прямой перспективой, а нарастающие объемы и убегающие линии не перечат друг другу. О подобных архитектурных и планировочных сочетаниях в то время писали многие теоретики, историки архитектуры и практикующие зодчие. Среди них можно отметить венецианского историка архитектуры Даниэле Барбаро (1514-1570), итальянского архитектора Чезаре Чезарино и выдающегося теоретика и практика — архитектора Андреа Палладио (1508-1580). В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» (1570), Палладио не выделил особого раздела, посвященного идеальным городам, однако фактически его трактат во многом был посвящен именно развитию города. Он отмечал, что город есть большой дом, а большой дом можно назвать городом. Таким образом он ставил знак равенства между городом и жилым домом человека. По его мнению, в этом заключается целостность городского организма и взаимосвязь его пространственных элементов.

Рис. 27.2

Проект идеального города Пальманова. Архитектор В.Скамоцци

В конце XVI в. во время осады городов стали применять артиллерию с разрывными снарядами, что заставило архитекторов пересмотреть характер городских укреплений. Вместо крепостных стен и башен стали возводить земляные бастионы. В Москве именно в это время появляется земляной город, память о котором сохраняется в названии улицы Земляной вал. Земляные бастионы были вынесены за городские ворота и были способны как отражать нападения врага, так и вести фланговый обстрел неприятеля. В итоге появляются уникальные по планировке проекты новых городов. В основном они имели звездноподобные формы. Это нашло свое отражение в проектах таких архитекторов, как Антонио Лупичино, Буонаюто Лорини, Фра Джакондо, Жака Перре, Джорджо Вазари, Альбрехта Дюрера, Виченце Скамоцци и многих других. Наиболее интересным и цельным проектом подобного нового города-крепости можно назвать проект города Паль- манова (архитектор В. Скамоцци, рис. 27.2).

Город имеет планировку в форме девятиугольной звезды, а улицы расходятся лучами от расположенной в центре площади. Город окружают девять бастионов. При этом каждый бастион был спланирован так, чтобы можно было защитить соседний. Также город имел четверо ворот, от которых расходились две главные улицы, пересекавшиеся под прямым углом. На их пересечении находилась главная площадь, на которую выходили городской собор, университет и городские учреждения. С севера и запада к центральной площади примыкали две торговые площади: на севере биржевая, а на западе сенная. Город пересекала река, и на периферии были спроектированы 8 приходских храмов. Город имел регулярную планировку. Вокруг города был вырыт ров. Еще одним интересным городом-крепостью, спроектированным в эту эпоху, по праву можно назвать столицу Мальтийской республики город Ла-Валетту. В 1566 г. город и крепость были заложены и выстроены в очень короткие сроки для того времени — за пятнадцать лет. Надо также сказать, что и в Восточной Европе мы можем встретить интересные реализованные проекты идеальных городов. Среди них можно отметить город Замость (Замостье) на территории Польской республики.

Город основал в 1580 г. в эпоху Речи Посполитой великий коронный канцлер и великий гетман Ян Замой- ский, правая рука короля Стефана Батория, в качестве центра своей наследственной латифундии, или ординации. Возводился город с 1579 г. согласно проекту итальянского архитектора Бернардо Морандо, придавшего городу стиль и архитектурные формы эпохи Возрождения. За это город получил прозвище Северная Падуя. Он стал хорошо укрепленным городом русского воеводства, Холмской земли. В 1594 г. Ян Замойский открыл в городе академию по образцу итальянских университетов, однако в 1774 г. академия была преобразована австрийским правительством в лицей. Надо отметить, что проекты идеальных городов, реализованных и не реализованных в эпоху ренессансной архитектуры, до сих пор являются важным примером для многих современных архитекторов и в этом смысле концепции идеального города, с точки зрения комфорта, соразмерности архитектурных форм человеческому восприятию, остаются востребованными.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >