АРХИТЕКТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. АРХИТЕКТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЕВРОПЕ И СТРАНАХ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ V-XV вв.

Византийская империя сложилась на территории Восточно-Римского государства. Фактически в 335 г. н. э., когда император Константин Великий перенес официальную резиденцию императоров из Рима в Константинополь (Византий), начинает усиливаться доминирование восточных провинций государства над западными. Это происходило по всем направлениям. На востоке быстрее стали распространяться ранние формы феодального строя, колонат, зависимое крестьянство, аренда земли у крупных землевладельцев. Быстрее стали развиваться новая христианская церковная организация и возникать крупные монастырские архитектурные комплексы, именно на востоке империи государство смогло проводить более сбалансированную налоговую и кредитно-финансовую политику, а также смогло проводить более гибкую миграционную политику. К началу пятого века нашей эры Византия занимала территорию от Балканского полуострова до реки Евфрат, от Армянского нагорья до стран Магриба (Алжир, Марокко) и владела всей южной частью Иберийского полуострова (Испания). Кроме этого, владения Византии простирались на Северное Причерноморье, Таврический полуостров (Крым), Абхазию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную и Южную Осетию. В Италии Византия владела на юге областью Тарент и Беневенто, на северо-востоке Равеннским экзархатом. Идеологическое и культурное влияние Византии было гораздо шире. Грузинские и армянские царства, Сербия, Болгария с IX в. н. э., Киевская Русь признавали над собой духовную власть византийского патриарха и судебно-арбитражную власть императора. Формирование и укрепление идеологии в итоге привели к изменению и архитектурной традиции. Архитектура Византии прежде всего отвечает нуждам христианского государства, и религиозная символика архитектуры становится доминирующей. В 268 г. при императоре Галлюене, в 313 г. при императоре Константине и в 380 г. при императоре Феодосии были приняты законодательные акты, которые привели к тому, что античное многобожие пало, а связанное с ним искусство и зодчество символически стало отражать запросы и представления христианского общества. Превращение христианства в государственную религию отразилось непосредственно и на архитектуре. Возникла необходимость в возведении больших храмов с радикальным увеличением их вместимости. В этот период времени начинают складываться принципиально новые функциональные требования к архитектуре христианского храма. Прежде всего храм должен был быть приспособлен к длительному молитвенному стоянию и в тоже время эмоционально воздействовать на прихожан. Этим христианские церкви отличались от языческих храмов. Второе важное функциональное отличие должно было заключаться в том, что христианская церковь должна иметь как бы зонирование пространства. Так появляются притвор, большой храм (место, где собираются прихожане) и малый храм (цела, или алтарь) — место, где во время богослужения незримо пребывает Бог и сослужащие ему святые. В этом смысле христианский храм функционально очень напоминает египетские и этрусские храмы.

В истории Византии можно выделить три этапа развития государства и развития архитектуры: ранневизантийский период V—VII вв. и. э. — время расцвета Византии; средневизантийский период VII—XII вв. н. э. — эпоха окончательного упадка рабовладения, арабская экспансия и восстановление государства в конце XII столетия; поздневизантийский период XIII—XV вв. н. э. — период Палео- логовского Возрождения с 1261 по 1453 гг. Византия унаследовала от Древнего Рима плотную сеть городов, около тысячи, часть из которых насчитывала 250-300 тыс. жителей. К концу V в. н. э. Константинополь населяло около 1 млн человек, а в Антиохии проживало около 750 тыс. человек. Как и Рим, Константинополь был основан на семи холмах, поэтому архитектуру этого города определяет рельеф местности. Помимо городов, в Византийской империи продолжали строить и реставрировать дорожную сеть. Так, например, в правление императора Юстиниана Великого в 530-555 гг. и. э. была расширена и реконструирована знаменитая трансбалканская магистральная дорога, «дорога Эгнация» от города Диррахия (Дуррес в Албании) на Адриатическом побережье до города Фессалоники на побережье Эгейского моря в Греции. В период ранневизантийского государства строились и новые торговые магистральные дороги, которые подчас поражали своим величием и грандиозностью замысла. Так, например, знаменитая торговая караванная дорога от Антиохии через Шираз и Исфахан шла до Лахора (современный Пакистан), а в районе современного Кабула поворачивала на северо- восток и шла до границы с Китаем. Во время ее строительства были достигнуты межгосударственные договоры с Ираном и Китаем и возводили эту дорогу византийские инженеры с привлечением местного наемного труда. В условиях, когда территория государства подвергалась как набегам варваров (алан, аваров, славян, германцев, кельтов, норманнов, хазар, печенегов), так и нашествиям арабов, большое значение у византийцев приобрело строительство крепостей, пограничных замков, монастырей-крепостей и городских укреплений. В частности, Константинополь даже с моря был огражден мощной сплошной стеной с башнями, а с материка город был окружен тройной стеной с башнями, построенными в шахматном порядке. Перед внешней стеной шел ров шириной 20 м и глубиной 10 м. Башни имели высоту от 20 до 40 м, а общая длина городских стен достигала 16 км. В ранневизантийский период начинает формироваться и новый архитектурный стиль, который позднее в Европе получит наименование романского. Ярким примером этого стиля является базилика Св. Иоанна Предтечи в городе Турманин (современная территория Сирии) (рис. 13.1).

Рис. 13.1

Базилика Иоанна Предтечи в г. Турманин (Сирия). 480 г. н. э.

Это одна из первых христианских базилик, которая имела в плане форму буквы Т, тем самым она как бы предвосхищала романские и даже готические сооружения. Внешний вид здания тоже изменяется, над боковыми нефами были устроены обходные галереи (эмпоры), что привело к увеличению высоты главного нефа. В Турманинской базилике деревянные стропильные фермы перемежались каменными арочными перемычками. Интересна эта базилика и тем, что главный западный вход размещался между двумя башнями-колокольнями. Прием этот был подхвачен и развит в ранних европейских романских храмах VI-VII в. Своего наивысшего расцвета византийская архитектура достигает в VI в. в правление императора Юстиниана Великого (530-555 гг. до н. э.). В этот период уже окончательно и наиболее подробно была выработана система сводчатых зданий и возникает своеобразный архитектурный византийский стиль, особенно проявившийся в храмовых зданиях. Главным строительным материалом в этот период в Византии является плинфа — квадратный и прямоугольный обожженный кирпич толщиной 5 см раствор, из которого возводили стены, пилоны, своды и купола. Часто применялся и камень. Византийские зодчие смогли создать новую форму купола, которая значительно уменьшала кольцевое растяжение купола, или даже полностью снимало его благодаря изменению формы купола. Византийские мастера смогли придать куполу плоскоокруглую форму. Именно эта форма стала характерной для византийской купольной системы и вошла в раннюю русскую, домонгольскую, архитектурную школу как полусферический купол. Примерами могут быть храмы XI в. в Смоленске, церковь Параскевы Пятницы XIII в. в Чернигове, несохранившаяся Десятинная церковь в Киеве (рис. 13.2, 13.3).

Так как архитектура этого периода несла на себе печать религиозного символизма, подобный плоскоокруглый, плоскосферический купол должен был символизировать небесную твердь. Первый в истории византийский купол был и крупнейшим. Два греческих архитектора Анфимий и Исидор возвели в Константинополе в правление императора Юстиниана величайший христианский храм того времени — Св. Софию, Храм Премудрости Божией (рис. 13.4, 13.5). Возведен этот собор был всего за шесть лет с 531 по 537 гг. н. э. Выдающийся византийский историк, богослов и историк архитектуры Прокопий Кесарийский около 560 г. н. э. в своем научном трактате «Здания» привел описание строительства этого сооружения.

Рис. 13.2

Успенская(Десятинная) церковь. Киев. 989-996 гг.

Рис. 13.4

Софийский собор Константинополя. Аксонометрия

Рис. 13.3

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. XIII в.

Рис. 13.5

Собор Св. Софии. Константинополь. 531-537 гг.

В частности, Прокопий приводит пример того, что и сам император принимал участие в проектировании и расчетах при строительстве этого собора. Так, Юстиниан убедил архитекторов довести кривизну арок собора до завершения, несмотря на то, что одна из арок, которая была направлена на восток, была возведена со всех сторон, но не завершена в середине. Из-за этого в столбах, поверх которых было построено сооружение, неспособных нести давящую на них массу, стали внезапно появляться трещины. Император так объяснил свое требование: «Потому как арка, покоясь сама на себе, не потребует находящихся под ней столбов»*. Прокопий Кесарийский оставил нам точное описание храма. Среди историков архитектуры до сих пор есть разногласие в том, кем на самом деле были Анфимий и Исидор — архитекторами (зодчими) или обученными строительной механике мастерами. Дело в том, что Прокопий в своем описании часто приводит термин «механикос» вместо термина «архитектон» применительно к Исидору и Анфиму. В качестве связующего элемента

‘Соловьев Л. К., Соловьев К. А. Основы архитектуры и строительных конструкций. М. : Юрайт, 2014. С. 88.

в конструктивном решении храма использовался свинец, и это говорит нам о том, что архитектура Византии многое восприняла от архитектуры Древнего Рима. Купол храма Св. Софии имеет в центре кривизны угол порядка 143°, в связи с чем создается лишь небольшое кольцевое растяжение. Вместе с тем, необходимо погасить горизонтальную реакцию или распор. Купол трансформируется путем перехода от круглого основания к квадратному и размещения на сферических треугольниках — парусах. В результате купол собора имеет четыре распора на парусах. Правый и левый распоры передаются на полукупол, а остальные два — на массивные контрфорсы. В плане собор практически квадратный (74,8x69,7 м), пространство которого расчленено четырьмя пилонами на 9 пространственных ячеек и три нефа. По типу Св. София может быть отнесена к купольной базилике, а геометрически — к центрическому сооружению. Центральный неф самый широкий и его осевое положение подчеркнуто нартексом. Сре- докрестие перекрыто куполом диаметром 33 м. В отличие от древнеримских куполов он имеет форму не полусферы, а части полусферы (скуфьи). Распор купола вдоль продольной оси воспринимают два полукупола поддержанные малыми полукуполами, а в поперечном направлении распор воспринимают подпружные арки-контрфорсы. В архитектуре собора Св. Софии широко использовалась декоративная составляющая — аркады на колоннах (см. цв. вкл., ил. 15). Внешние линии аркады — архивольты обычно обрисовывались лентой из кирпича. Также была разработана своеобразная византийская капитель, приспособленная для несения тяжестей и имеющая форму полушара, срезанную четырьмя наклонными плоскостями.

Художественное влияние композиции собора Св. Софии столь велико, что оказало огромное влияние на развитие не только европейской и древнерусской архитектуры, но и мусульманского зодчества. В более поздний период русского зодчества мы встречаем множество повторений этого собора. Таковым, например, является Никольский морской собор Кронштадта, возведенный в 1913 г. (см. цв. вкл., ил. 16).

Рис. 13.6

Собор Св. Симеона Столпника. VI в. Реконструкция

Рис. 13.7

Собор в Каср-ибн-Вардане (Сирия). 564 г. н. э.

Выдающийся турецкий зодчий Ходже Синаи практически повторил конструкцию византийского собора в своей мечети Сулеймание (1550-1555). Однако ему так и не удалось превзойти диаметр купола Св. Софии, в мечети Сулеймание он равен 32 м. В Византийской империи родился свой собственный вариант базиликального храма. Это так называемые купольные базилики. Яркими примерами подобных базилик являются храмы в Калат-Се- мане (Антиохия) и собор в Каср-ибн-Вардане, возведенные в V в. н.э. (рис. 13.6,13.7).

Такая архитектурная композиция обусловлена символикой православного богослужения, где купол символизировал божественный небосвод. В подобных базиликах есть и свои архитектурно-конструктивные отличия, так практически отсутствует традиционная ордерная система. Колонны более приземисты, часто выполнены из разноцветного камня и камня разной обработки, колоннады и аркады решены вне классических форм и пропорций. Стыковка аркады с капителью осуществляется без антаблемента и архивольтов, но через промежуточный элемент в форме опрокинутой усеченной пирамиды — пульвану. Купольные базилики насыщены цветом благодаря цветному мрамору колонн и облицовке стен, а также благодаря обилию мозаик на библейские сюжеты. Одним из ярких примеров можно считать интерьер базилики Св. Ап- полинария ин Классе в Равенне (рис. 13.8).

В 527-536 гг. в Константинополе и в 526-547 гг. в Равенне были построены две центрические купольные бази-

Рис. 13.8

Базилика Св. Аполлинария ии Классе. Равенна (Италия)

Рис. 13.9

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе

Рис. 13.10

Церковь Сан-Витале в Равенне. 540-547 гг.

лики Св. Сергия и Вакха (рис. 13.9, см. цв. вкл., ил. 17) и Сан-Витале (рис. 13.10).

Первый храм кубического объема, второй решен в форме восьмигранника, но их конструктивная система едина. Центральный объем храмов повышен и перекрыт куполом, его опорное кольцо лежит на подпружных арках по восьми пилонам. Центр обнимает пониженное двухъярусное пространство с эмпорами, в котором находится молельный зал. Гладкий купол храма Сан-Витале в Равенне имеет пролет 15 м и стоит на восьмигранном барабане, в каждой грани которого находятся окна. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе имеет ребристый 16-гранный купол, в котором восемь окон, размещенных между ребрами. Храмы имеют великолепный интерьер и монолитный суровый недекорированный внешний объем. С VI в. н. э. в архитектурный храмовый комплекс практически всегда входит отдельно стоящая округлая кампа- нила (колокольня). В средневизантийский период развития государства византийская архитектура претерпевает значительные изменения. Прежде всего, резко суживается территория государства, арабский халифат захватывает ряд византийских земель. В 1054 г. происходит раскол между западной и восточной частями христианской церкви, и византийская архитектура существенно сузила свое влияние на архитектурные традиции запада, хотя примеры строительства Сен-Фрон в Перигё (Франция, 1154 г., рис. 13.11) и монастырской церкви Св. Гертруды в Нивеле (Бельгия) показывают, что отдельные примеры подобного влияния имели место и спустя сто лет после раскола. Завоевание в 1204 г. Константинополя крестоносцами окончательно прекратило подобное взаимопроникновение и взаимовлияние. В 1261 г. Михаилу Палеологу удалось отвоевать Константинополь у крестоносцев. В истории Византии наступает последний поздневизантийский период развития государства и архитектуры, который в истории искусства носит название «палеологов- ского возрождения». Зодчество развивается в ограниченных масштабах.

Рис. 13.11

Церковь Сен-Фрон в Перигё. 1154 г. Прованс (Франция)

Новым в архитектуре этого времени можно считать строительство мелких храмов при епископских резиденциях и в замках крупных феодалов. Возводятся и отдельные крупные сооружения, например, пятикупольная церковь Св. Апостолов в Фессалониках (XIII-XIV вв.) или собор сербского монастыря в Грачанице (Косово и Метохия). В поздневизантийских сооружениях обычно купол ставится на высокий барабан и этим достигается эффект пирамидальности. Таким образом, вклад Византии в мировую архитектуру прежде всего в формировании новых типов культовых зданий: базиликальный тип храма, повлиявший на последующее формирование зодчества в Западной Европе; центрический тип храма, который позднее был взят за основу архитекторами эпохи ренессанса и классицизма; крестово-купольный тип храма, который лег в основу культового зодчества Древней Руси, стран южной Европы и христианских государств Закавказья (Абхазии, Грузии, Алании, Армении).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >