АРХИТЕКТУРА РИМА ИМПЕРАТОРСКОГО ПЕРИОДА (30 г. до н. э. — V в. н. э.)

В 30 г. до н. э. после длительной гражданской войны племяннику Юлия Цезаря Октавиану удалось покорить Египет, разбив армию своего противника Марка Антония, и объединить державу под своей властью. В результате было образовано огромное государство — Римская империя, которая существовала с 30 г. до н. э. до 1453 г. н. э. (включая и византийский период). Наследниками имперского Рима стали Священная Римская империя германской нации, которая просуществовала до 1808 г., Австрийская империя (1808-1866), Австро-Венгерская империя (1866-1918), Германская империя (1871-1918) и Российское государство, которое под разными наименованиями существует до настоящего времени. За свою тысячелетнюю историю имперский Рим прошел несколько этапов своего развития. При Октавиане в 30 г. до н. э. сложилась политическая система принципата, соединение римской республиканской традиции с принципами выборной монархии, суверенной демократии и назначения преемников- соправителей. С 284 г. н. э. при императоре Диоклетиане принцип выборной монархии стал сочетаться с идеологией домината (абсолютной власти императора, опиравшегося на бюрократический аппарат и армейские части). Архитектура Рима периода империи также прошла несколько этапов своего развития. Архитектура первого этапа (конец I в. до н. э. — I в. н. э.) отличалась простотой композиционных форм, сдержанностью архитектурных решений, монументальностью. Император Октавиан Август считал своей главной заслугой то, что он стал править в Риме каменном и кирпичном, в конце правления оставил Рим мраморным. Тяжеловесные и мрачные формы архитектуры республиканского периода в период правления императора Августа стали заменяться более легкими и изящными. Это было видно и в изменениях ордерной системы. Если в эпоху республики основными ордерными

Рис. 11.1

Римская композитная капитель

системами были дорический и этрусский тосканский ордер, то в эпоху ранней империи ионический и коринфский ордера стали основой конструктивных элементов римской архитектуры. В период ранней империи римляне стали применять новый тип ордера — композитный (рис. 11.1, 11.2).

В композитном ордере соединяются элементы ионического ордера и коринфского. В этот же

Рис. 11.2

Римские типы ордеров:

а — римско-дорический; б — тосканский; в — ионический; г — коринфский; д — композитный.

период расширяются и функционально изменяются римские форумы. Они приобретают особое архитектурное величие. Например, римский форум эпохи Августа перестал быть только религиозным центром государства. Вокруг форума были построены куриальные здания — курия Юлия (Имперский суд), сохранившееся до нашего времени здание Сената, государственный архив, библиотека. Форум приобрел форму замкнутого архитектурного пространства. Позднее подобная замкнутость архитектурных решений отдельных зданий и градостроительных ансамблей стала отличительной чертой римской имперской архитектуры. Также надо отметить, что подобные регулярные пространства форумов не увязывались с окружающей средой и отделялись от нее глухими стенами. Одним из главных памятников архитектуры этого периода является Форум Августа с храмом бога Марса Ультора (Мстителя).

Особенностью этого храма является то, что пышные коринфские колонны храма поставлены очень тесно с расстоянием между колоннами в 1,5 диаметра колонны. В эпоху Августа строится огромный акведук высотой 49 м на уровень долины реки Гар близ города Нима (Франция). При императоре Клавдии был построен еще один акведук, который частично сохранился до нашего времени. Его ворота — Порта Маджоре (рис. 11.3) — интересный пример

п.з

Рис. п.з

Ворота Порта Маджоре в Риме сочетания рустовки (архитектурной кладки и облицовки стен неотесанными с наружной стороны камнями) с профилированными деталями портиков.

Но наиболее выдающиеся архитектурные шедевры имперской архитектуры были возведены в империи в период правления династии Флавиев. В 69-96 гг. н. э. был возведен грандиозный амфитеатр Флавиев (Колизей), вмещавший 50 тыс. зрителей. Его диаметры — 188 и 156 м, высота — 48 м. Основой несущей конструкции были 80 каменных столбов, соединенных полуциркульными арками, от которых внутрь с понижением к арене идут стенки, которые поддерживают облицованные мрамором места для зрителей. Все 80 арочных пролетов были украшены полуколоннами с расположением ордерных аркад на фасаде ярусами от более тяжелого внизу к самому легкому в верхнем. В первом ярусе амфитеатра применялся тяжеловесный тосканский ордер, во втором — римско-ионический, в третьем — римско-коринфский. Четвертый ярус Колизея представляет собой стену, завершенную высоким аттиком и пилястрами коринфского ордера. Арена Колизея имеет размер 45x78 м. В 70-81 гг. после подавления иудейского восстания была возведена величественная триумфальная арка императора Тита. Это первая пышно украшенная арка, на которой представлены сюжеты из истории Иудейской войны. В этой арке впервые применен самый богатый и мощный из римских ордеров — композитный. Капитель этого ордера сочетает капители коринфского и ионического ордеров. В этот период времени появляется знаменитый трактат «Десять книг об архитектуре» римского архитектора, инженера Витрувия, который, описывая ордерные системы, применил условную единицу — модуль, равный нижнему диаметру колонны.

Второй период имперской архитектуры приходится на II в. н. э. Этот период называется золотым веком Римской империи. В этот период в Риме много строил выдающийся зодчий Алоллодор Дамасский. Он построил самый грандиозный римский форум — Форум Траяна. Основной архитектурной доминантой форума была вытянутая базилика Ульпия Траяна. Она была вытянута параллельно

Рис. 11.4

Пантеон — храм всех богов Римской империи.

Архитектор Аполлодор Дамасский

поперечной оси форума. Грандиозная колонна Траяна высотой в 40 м сохранилась до нашего времени. На Марсовом поле в Риме Аполлодор возводит грандиозный храм Пантеон — храм всех богов римского народа (рис. 11.4).

В этом храме впервые было применено очень интересное инженерное и архитектурное решение. Пантеон был перестроен из грандиозного круглого бассейна. Пространство Пантеона перекрыто куполом (см. цв. вкл., ил. 12). Купол выполнен из римского бетона с заполнителем из легкого пенистого камня — пемзы и облицован изнутри плоским кирпичом. При бетонировании купола Пантеона его нижнюю зону выполняли из бетона с тяжелым заполнителем из щебня, а верхнюю зону — с заполнителем из пемзы. Купол Пантеона освобождался от нагрузки инертной массой пяти рядов кессонов, а стены Пантеона при их толщине в 6,3 м — система главных и второстепенных разгрузочных арок и ниш. До настоящего времени историки архитектуры спорят о том, какова конструкция купола Пантеона. Одни считают, что в нем есть каркас из кирпичных ребер, другие отрицают это. По их мнению, в нижней зоне купола применена система разгрузочных и усиливающих кирпичных арок. Третьи ссылаются на итоги реставрации 1930 г. и говорят, что купол бескаркасный с прослойками большемерного кирпича. Интерьер Пантеона отделан полихромным мрамором. Диаметр купола и общая высота внутреннего пространства одинаковы и равны 43 м. Для того чтобы храм имел естественное освещение, в верхней части купола оставлено круглое отверстие диаметром 9 м. Площадь молельного зала 1500 м2. Массивные стены храма толщиной 6 м воспринимают на себя распор купола и его тяжесть. В стенах храма устроено 8 ниш и столько же наружных пустот, которые уменьшают вес стен на 1/3. С западной стороны устроен восьмиколонный портик, который решен в коринфском ордере.

Наконец третий период развития архитектуры имперского Рима приходится на III в. н. э. В эту эпоху архитектура Рима поражает не просто своей массивностью, но и декоративным началом. В 206-216 гг. были построены знаменитые термы Каракаллы (рис. 11.5). Размер двора терм 363x535 м, главный корпус — 216x122 м. Термы были рассчитаны на 2 тыс. человек.

Рис. 11.5

Термы Каракаллы. Реконструкция

Рис. 11.6

Термы Диоклетиана в Риме

В 302-305 гг. в Риме сооружаются еще более грандиозные термы, рассчитанные на 3 тыс. человек — термы императора Диоклетиана (рис. 11.6). Главное здание этих терм было перекрыто куполами. В конце III в. в городе Сполатто (Сплит) для императора Диоклетиана строят дворец, который сохранял в своей планировке регулярные черты римского военного лагеря, но уже начинал походить и на укрепленный феодальный замок раннего романского периода. Для его архитектуры характерны сильно укрепленные бастионы, глухие стены, хорошо укрепленные ворота. Очень хорошо сохранились укрепленные ворота еще одной крепости этого периода — ворота Порто- Негро в городе Августа Трувором (современный Трир в Германии).

В эпоху правления императора Константина (306- 337 гг. н. э.) наступает последний этап развития римской архитектуры античной эпохи. В 313 г. с признанием христианства как одной из дозволенных религиозных систем империи начинается массовое строительство христианских храмов. Частично в них переоборудовались прежние языческие храмы и базилики, но появляется и свой собственный архитектурный тип базилики. Базилики этого периода в плане прямоугольные с трех- или пятинефным членением пространства. Базилика имела поперечную галерею — трансепт, которая пересекала алтарную часть нефа. Алтарная абсида была покрыта четвертью сферы — сводом, который получил название конха. Перед базиликой размещался открытый двор-атриум, в центре которого ставилась купель или находился бассейн для совершения таинства крещения. Одной из первых христианских базилик можно считать сохранившиеся руины базилики Св. Симеона Столпника в Сирии. В 2007 г. израильские археологи смогли найти в Кесарии фундаменты базилики I в. н. э., которую можно считать первым в истории мировой архитектуры христианским храмом. Надо отметить, что в раннехристианский период в Риме и иных крупных городах империи под совершение богослужений приспосабливалась система подземных галерей — катакомб. Именно в римских катакомбах сохранились первые в истории христианства фресковые изображения, которые можно считать первыми иконами. И в то же время в империи продолжалось строительство крупных языческих архитектурных комплексов, правда, в эту эпоху их строительство переместилось на окраины государства. Ярким примером подобного комплекса является храмовый комплекс в Гелиополе (Баальбеке) — главном городе римской колонии Julia Augusta Felix (рис. 11.7).

Рис. 11.7

Святилище Юпитера Гелиополита. I—III вв. Реконструкция

Комплекс состоял из большого храма-периптера, стоящего на высоком подиуме. Колонны храма имели в диаметре 2 м, высоту 19,6 м, протяженность колоннады составляла 280 м. В конце III в. н. э. к храму был пристроен перистиль с башней-алтарем в виде куба со стороной 20 м. Наверх башни поднимались религиозные процессии. По сути, в римскую архитектурную композицию был включен элемент вавилонской или ассирийской архитектуры — усеченный зиккурат. При храме были устроены бассейны для ритуальных омовений — также архитектурный прием, характерный для Востока, но не Рима. Форма проходного двора этого комплекса шестиугольная. К ансамблю большого храма примыкает малый храм-периптер коринфского ордера размерами 34x67 м. Особенностью этого храма является стена между колоннами, которые укрепляют всю конструкцию. Эта стена обработана дополнительными ордерными членениями по высоте. Весь комплекс был выполнен из мраморного известняка. Вес отдельных блоков достигал 1000 т, размеры 20x5x4 м каждый. К сожалению, после того как войска императора Проба оккупировали Пальмиру и пленили правительницу Пальмиры Зиновию с сыном, комплекс был заброшен и строительство не было завершено. Еще одним интересным архитектурным сооружением позднеримского периода можно считать «форику» (общественнуюуборную) (рис. 11.8). В этот период — II—III в. н. э. форики стали заменять многим римлянам форумы и бани-термы. Форики были прекрасно оборудованы. Вода непрерывно текла по специальным желобам, перед которыми были установлены группы стульчаков. Их сиденья выполнялись из мрамора и декорировались скульптурными кронштейнами в виде дельфинов. Над стульчаками устраивались ниши со статуями богов или героев, очень часто в фориках устраивались пышные алтари в честь богини Фортуны, внутри помещения возводились фонтаны. Неудивительно, что римская форика являлась по-настоящему общественным сооружением, где происходили деловые встречи, заключались сделки, передавались приглашения на приемы, ужины и обеды. Кстати, традиция устраивать алтари в честь божества, как в римской форике, довольно долго сохранялась у варварских народов. Так, у древних славян и германцев очень долго жил обычай молиться богам в любом месте, в сарае, в овине, даже в отхожем месте. У современных язычников-марийцев также сохраняется этот обычай молиться вне дома в общественном месте или в специально устроенной на подворье молельне.

Рис. 11.8

Римская форика (туалет)

В конце четвертого века нашей эры Римская империя разделяется на два фактически независимых государства. В 396 г. н. э. император Феодосий Великий передает западную часть Римской империи своему старшему сыну Гонорию, восточную — младшему сыну Аркадию. Так начинается последний период существования Римской империи, которая в дореволюционных учебниках именовалась Гесперией (прим, автора). Западная часть империи так и не смогла оформиться как новое государство. Рабовладельческий строй уже становился препятствием для развития государства, и на территории западной части империи формируются самостоятельные варварские государства. В 451 и 477 гг. Рим подвергается страшным опустошительным набегам готов и вандалов (вендов, венедов). Попытка императора Майориана в 452-457 гг. спасти государство не принесла успеха и в 476 г. н. э. вождь славянского племени ругов (руссов) Одоакр постриг в монахи последнего западноримского императора Ромула Авгу- стула и его отца консула Ореста. Восточноримская империя — Византия оказалась более жизнестойкой и смогла просуществовать еще тысячу лет до 1453 г. Рим в этот период остается только духовной столицей государства. Императоры переносят свой двор в Равенну и в Аквилею — города севера Италии. Там начинают возводиться уникальные архитектурные сооружения, такие как баптистерий (место крещения), ариан (христианская секта V в. н. э.), базилика Успения Богоматери в Аквилее, базилика и баптистерий в городе Градо. Все эти архитектурные памятники сохранились до нашего времени. В восточной части Римской империи архитектура и градостроительство развивались более быстрыми темпами. Возводились новые городские укрепления в Никее, Антиохии, Эдессе, но наиболее интересными сооружениями этого периода в Византии можно считать крупные феодальные поместья — латифундии, которые можно считать прообразами европейских феодальных замков и крупные монастырские комплексы. До нашего времени сохранилось несколько подобных монастырских комплексов — это Седнайский мужской монастырь Успения Богоматери на территории Сирии под Дамаском, Успенский мужской монастырь в Баламанде под Бейрутом в Ливане, монастырь Св. Георгия в Каире, женский монастырь Св. Феклы в сирийском городе Маалюля.

Зодчество Римской империи обогатило мировую архитектуру градостроительными, типологическими, композиционными и инженерными достижениями. В их числе можно отметить широкую градостроительную деятельность на основе регулярной планировочной системы, архитектурную организацию больших открытых пространств в городах — форумы, архитектурную композицию больших закрытых пространств, храмов, базилик, дворцов, перекрытых купольными и каменно-бетонными конструкциями. Помимо этого, римляне обогатили архитектуру типологическими решениями семейных атриумно-перистильных домов

Рис. 11.9

Мост Понте Честно в Риме. Гравюра

Джованни Баттиста Пиранези

Рис. 11.10

Мост Понте Фабричо в Риме (Италия)

(домусов) и загородных имений — вилл, а также впервые стали возводить многоэтажные, многоквартирные жилые дома — инсулы. Кроме этого, римляне стали возводить новые типы общественных зданий, термы, торговые склады, курии, библиотеки, амфитеатры, цирки. Именно в эпоху Рима произошла окончательная канонизация ордерных систем, проявилась новизна их композиционного применения. Именно в Римской империи стали создаваться долговечные конструктивные решения инженерных сооружений, мостов, акведуков, дорог, портовых сооружений. Многие римские мосты, такие как Понте Честно и Понте Фабричо в Риме (рис. 11.9, 11.10), до сих пор служат людям.

Такие широкие городские магистрали, как Виа дель Корса, проложенная в Риме в период правления императора Нерона, Аппиева дорога, ведущая в портовый город Остию, до сих пор используются для транспортного сообщения. Исходя из этого, можно говорить о том, что архитектура и инженерная мысль древних римлян положили начало развитию современной европейской архитектуры и инженерной мысли.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >