ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ЭТРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Племена этрусков впервые появляются на территории Аппенинского полуострова в конце IX в. до н. э. Многие историки считают их автохтонным (т. е. историческим народом полуострова), но есть историки-этрусковеды (профессор Падуанского университета Ю. Мамлеев), которые доказывают связь племен этрусков с малоазиатскими племенами пеласгов и лидийцев. Основываясь на исторических фактах и на традициях их градостроительного искусства, можно сказать, что этруски были все же пришлым народом, который оказал серьезное влияние на развитие не только римской цивилизации, но и той части славянской цивилизации, которая вышла с территории Северной Италии. Достаточно взглянуть на города, построенные этрусками, чтобы понять, что этруски были пришельца- ми-завоевателями, причем стояли на более высокой ступени развития, чем умбры, сикамбры, ладины и иные коренные народности Аппенинского полуострова. До наших дней дошли поселения, основанные этрусками. Наиболее ярким примером может служить город Орвието, который господствует над важной дорогой, соединяющей Рим и Флоренцию.

Это был сильно укрепленный город-крепость с мощными стенами, которые как бы нависают над дорогой. Планировочную основу города составляли две взаимно перпендикулярные улицы. Подобную планировку городов также стали использовать римляне — как в эпоху республики, так и в имперский период. Такой тип укрепленного поселения абсолютно нехарактерен для этой части Италии. Видимо, этруски действительно были завоевателями и вынуждены были строить укрепленные города-замки, защищаясь от восстаний покоренных народов. Можно также назвать ряд городов, основанных этрусками и сохранивших до нашего времени подобную укрепленную основу. В их числе Капуя, Целе и Птуй (Петовио — город, основанный этрусками на территории современной Словении), Вилланова, Мантуя, Сиена. В 753 г. до н. э. был основан Рим, который до IV в. находился под властью этрусков. С одной стороны, этруски стояли на более низкой ступени развития, нежели древние греки, с другой стороны, они смогли ассимилировать ряд художественных, научных и конструктивных решений греков и создали свою уникальную цивилизацию. Это была цивилизация городов. Общественно-политический строй этрусков был основан на соединении царской власти и конфедеративного устройства государства. Государство этрусков представляло собой конфедерацию 12 городов-государств, которая имела общие оборонительные силы, флот, гражданство, денежную систему. Царская власть считалась у этрусков священной. Царь (лукумон) выступал как хранитель веры и верховный арбитр. Каждый из 12 городов-государств, составлявших конфедерацию, имел свою царскую династию. До конца IV в. в Риме правили цари этрусской династии, поэтому этот период в его истории именуется царским.

Заслуга этрусков в том, что они познакомили подвластное им население с храмовой архитектурой. Ладины — жители исторической области Лациум — не знали до прихода этрусков храмового зодчества. Они поклонялись своим божествам в священных рощах или у священных водных источников, строили небольшие алтари на пересечении дорог (этот обычай сохранился в Италии, Южной и Центральной Европе, в Латвии, Литве, Западной Украине, где до сих пор на перекрестках дорог можно видеть небольшие алтари или часовни, посвященные Богоматери и иным святым). Первый римский каменный храм Юпитера Максимуса на Капитолийском холме был построен этрусскими мастерами (рис. 9.1).

Рис. 9.1

Храм Юпитера Максимуса на Капитолийском холме в Риме.

Реконструкция

Этрусский храм носит название темплум (по-гречески — темплон), что означает в русском переводе «преграда» . В плане темплум мог быть двух типов: прямоугольный храм, с восточной стороны заканчивавшийся полукруглой абсидой либо прямоугольный храм, с восточной стороны заканчивавшийся скошенной абсидой, похожей на нос корабля (рис. 9.2). В этрусской религиозной символике это было очень важным конструктивным моментом, так как храм — это место спасения, это корабль, который ведет человека по его жизни. Внутри этрусский храм имел притвор, центральное молельное пространство и в алтарной части разделялся на три придела. Это было связано с тем, что этруски поклонялись Триединому Божеству, сочетавшему в себе бога Тина (Юпитер — у римлян, Зевс — у греков), богиню Уни (Юнона — у римлян, Гера — у греков) и богиню Менву (Минерва — у римлян). Этрусские храмы возводились на высоком подиуме, и войти в храм можно было только по лестницам и пандусам с западной стороны. В плане храмы представляли собой периптеры. Храмы перекрывались треугольными скатными деревянными крышами, концы скатов крыши выносились достаточно далеко за пандус. Тем самым решалась

Рис. 9.2

Этрусский храм и план этрусского храма

проблема стока дождевой воды. Треугольный портик выносился далеко вперед и опирался на колонны, которые имели очень интересную вариацию дорического ордера.

Этруски — авторы еще одной интересной ордерной системы, которую называют тосканским ордером (туски — название этрусков, Тоскана— страна тусков (рис. 9.3)). Тосканский ордер похож на дорический, но у него есть одно отличие. Колонна дорического ордера не имеет базы у своего основания, а колонна тосканского опирается на базу. Капитель колонны тосканского ордера состояла из шейки, эхина и абаки. Колонны тосканского ордера, в отличие от дорического, не имели каннелюр.

Этруски были мастерами строительства сводов. Кроме дерева, необожженного кирпича, глазурованного кирпича, они использовали камень. Камень был тщательно отесанный — для сводов или необработанный — для циклопической кладки. В архитектуре и планировке жилых зданий господствовал симметричный в плане и прямоугольный дом, который мог перекрываться четырехскатной крышей (рис. 9.4). В таком доме комнаты группировались

Рис. 9.3

Этрусский храм и тосканский (этрусский) ордер

Рис. 9.4

Этрусский дом (безколонный атриум)

вокруг атриума — внутреннего дворика или главной залы с отверстием в крыше по центру помещения — комплю- вий, под которым находился бассейн для сбора воды, стекающей с крыши, — имплювий. Впоследствии элементы атриумного дома были восприняты как архитектурой Рима, так и архитектурой византийского, романского периодов, архитектурой эпохи Возрождения. В 509 г. до н. э. в Риме вспыхнуло восстание против этрусков и последний этрусский царь Сервий Туллий бежал. На протяжении всего V в. римляне боролись с этрусками, оттесняя их с юга и центра Италии, на рубеже V-IV столетий до н. э. Рим пережил нашествие галлов и к III в. до н. э. практически полностью ассимилировал этрусков. Так завершился период развития Рима, который именуют царским, или этрусским.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >