АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, ЭТРУРИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

АРХИТЕКТУРА МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXX-IX вв. до н.э.

Историю античного мира принято делить на несколько этапов. Древнейшим периодом является эгейская (крито- микенская) культура. Эта культура, возникшая в XXX в. до н. э., просуществовала до эпохи античных государств, и ее название происходит от наименования племен, обитавших на островах и побережье Эгейского моря. Эта культура складывается одновременно с возникновением древнеегипетской цивилизации и ассиро-вавилонской цивилизации в Месопотамии. Первоначально политическим, культурным и религиозным центром этой островной цивилизации был остров Крит.

Говоря об этой цивилизации, мы должны иметь в виду, что, несмотря на ее возникновение одновременно с древнеегипетской и ассиро-вавилонской, она резко отличается от них. Прежде всего, эгейская цивилизация — цивилизация островная. Поэтому жизнь там была связана в основном с морем, рыболовством и морской торговлей. Поэтому на Крите рано появляется свой мощный торговый и военный флот (у египтян флот появляется только в эпоху Нового царства, а в период Позднего Саиссского Египта он достигает своего расцвета) и кроме этого архитектурная культура Крита, в отличие от Египта — это культура городская. Еще Гомер насчитал на острове Крит около 100 городов, наиболее крупными из которых были Кносс и Фест. Однако если сравнивать развитие архитектуры и градостроительства на Крите с развитием архитектуры и градостроительства в Египте и Двуречье, то можно найти значительные отличия. Поражающим отличием критской архитектуры от архитектуры иных цивилизаций вплоть до XVII столетия является отсутствие укреплений — городских стен, бастионов, крепостей. Скорее всего, древние критяне были полностью уверены в том, что мощный флот и море защитят их от внезапного нападения, и в крепостных сооружениях нет необходимости. Но есть и еще одно интересное отличие критской архитектуры от архитектуры других цивилизаций этого периода. Если говорить об архитектуре Древнего Египта и Двуречья, то можно видеть, что дома в Египте строились без больших окон, а дома в городах Двуречья строились таким образом, что на улицу выходили мощные стены и вся жизнь протекала во внутренних дворах, куда выходили парадные двери дома. В городах Крита было все по-иному. Дома возводились с большими оконными и дверными проемами. Двери практически не имели запоров. Фасадная часть дома выходила на улицу, а не во внутренний двор. Еще одним интересным отличием их архитектуры было то, что критские города застраивались хаотично и не имели четких градостроительных планов и концепций развития, в отличие от городов Древнего Египта и Месопотамии. Критские города застраивались 2-3-этажными домами с мезонинами для выхода на плоскую крышу. Основным материалом был кирпич-сырец, поэтому жилая застройка Крита сохранилась плохо. Однако осталось много изображений этой застройки на обнаруженных археологами многочисленных керамических табличках. Судя по этим табличкам, фасады домов часто украшались декоративными росписями. Надо сказать, что такая раскры- тость жилища в сторону улицы, декоративность фасадов свидетельствует о чувстве абсолютной безопасности.

Центром крупных городов был царский дворец. В начале XX в. английский археолог А. Эванс (рис. 5.1) раскопал царские дворцы в Кноссе и Фесте.

Еще одной особенностью критской архитектуры, которая сближала их с персидской цивилизацией, было отсутствие в градостроительном силуэте города храмовых

Рис. 5.1

Сэр Лртур Эванс (1851-1941), археолог

Рис. 5.2

Царский дворец в Кноссе (о. Крит). Реконструкция

зданий. Критяне не возводили храмов. Их культ был связан с почитанием бога моря Посейдона, которому они приносили жертвы на построенных на побережье алтарях, и с почитанием сил природы. Поэтому свои религиозные обряды они проводили в священных рощах при помощи стационарных жертвенников, которые не требовали возведения храмовых зданий.

В отличие от рядовой городской застройки, дворцы сохраняли традиционную композицию размещения парадных залов вокруг центрального открытого двора.

Наиболее величественным сооружением критской цивилизации являлся царский дворец в городе Кноссе (рис. 5.2). Возведенный в XVII-XV вв. до н. э. дворец в плане имел 100x100 м. Внутри дворцового комплекса находился один большой внутренний двор, обстроенный по периметру 2-3-этажными дворцовыми корпусами. Кроме этого, дворец был углублен под землю и имел подземные помещения. Дворец строго ориентирован по сторонам света. Египетские и вавилонские дворцовые комплексы обычно ориентированы по сторонам света углами. В северо-западной части дворцового комплекса была устроена открытая театральная сцена, по обе стороны которой находились каменные сидения для зрителей. Театральная площадка могла вместить от 200 до 250 зрителей. Надо отметить интересный факт: дворцовый театр был открыт для широкого доступа зрителей, и это тоже важный момент, который характеризует не просто открытость критской архитектуры, но открытость и доступность царского дворца в Кноссе. Конечно, в Фивах или Вавилоне доступность простых людей в царские дворцовые комплексы представить было просто невозможно. Планировка критского дворца достаточно хаотична. Все жилые, гостевые и парадные помещения комплекса размещены «лабиринтно». Кнос- ский дворец не имел никаких следов парадной анфиладной планировки залов. Внутри дворца много лестниц, пандусов и переходов, поэтому движение по дворцу было организовано по схеме вверх-вниз. Интересно, что в кносском дворце имелась своя собственная система естественного освещения. Расположенные в глубине дворца помещения освещались при помощи небольших световых шахт, которые тянулись на всю высоту здания. Конструктивно дворец сочетал в себе несущие каменные стены с кладкой на растворе и каркас. Подобная система называется комбинированной. Конструкции каркаса дворца также интересны. Первоначально это деревянные конструкции, позднее они заменялись каменными колоннами и деревянными балочными перекрытиями. Интересно, что критские колонны тоже имели свои конструктивные особенности (см. цв. вкл., ил. 8). Так критская колонна сужается книзу и увенчана капителью с очень широкой плитой или полувалом (эхина) и широкой плитой (абака). Доктор архитектуры Н. И. Брунов писал по этому поводу: «Критская колонна отличается неустойчивостью и аструктивно- стью, она подчинена удивительной интуиции ее авторов, которые учитывали сейсмичность данной территории»[1].

Если толчок горизонтален, то тонкая опора колонны позволяла ей совершить свободный поворот вместо перелома при жестком закреплении, а широкая абака капители обеспечивала горизонтальную подвижку перекрытия без его обрушения. Еще одной важной сейсмоустойчивой конструкцией дворца была конструкция, при которой низ стен выкладывался из крупных каменных блоков, затем устанавливался деревянный каркас, который заполнялся бутовым камнем или сырцовой кладкой на связующей из глины. При горизонтальном толчке сырцовая кладка, бутовый камень могли играть роль антисейсмической конструкции.

Критские дворцы обычно возводились в 2-3 этажа на участках с уклоном, поэтому возводились они уступами. Плоские крыши служили террасами.

Дальнейшее развитие минойской цивилизации и архитектуры связано с микенским периодом (1500-1200 гг. до н. э.).

  • [1] Соловьев А. К., Соловьев К. А., Ларионова К. О. [и др.]. Основы архитектуры и строительных конструкций. М. : Юрайт, 2015. С. 48.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >