СУЗЫ

Совсем иного типа сооружением является дворец Дария в другой царской резиденции — древней эламской столице Сузах (рис. 4.5). Мощная платформа, на которой был возведен акрополь Суз, была создана на месте древнего эламского кладбища, на холме, который был сглажен и укреплен подпорными стенами из сырцового и жженого кирпича. Жилой царский дворец в Сузах располагался в восточной части террасы. Большой парадный зал, так называемый ападана, располагался в северной части городской террасы и примыкал к северо-восточному углу дворца, а в западной была возведена укрепленная цитадель. На сравнительно небольшой площади огромные строения были тесно прижаты друг к другу. Дворец в Сузах был возведен царем Дарием I около 500 г. дон. э., однако сильно пострадал при пожаре в 440 г. до н. э. Затем царь Артаксеркс II его восстановил между 404-349 гг. до н. э. Этот дворец по планировке отличается от дворцов Пасаргад и Персеполя, во многом приближался к дворцу Навуходоносора в Вавилоне.

Во дворец вело несколько входов. К парадному, южному входу вела двухмаршевая лестница. Как и в Персе-

Рис. 4.5

Ападана дворца Дария I в Сузах. 500 г. до н. э.

поле, она сначала расходилась, а потом сходилась к верхней площадке. По оси восток-запад дворца были построены три больших внутренних двора, вокруг которых группировались большие залы и небольшие внутренние помещения. В северной части дворца также находились два больших зала с комнатами. Дворец занимает площадь около 20 тыс. м2. Вход во дворец проходил через узкий коридор, небольшой вестибюль, за которым размещались два прямоугольных, сильно вытянутых (по оси восток-запад) зала для стражи и придворных. Возможно, эти узкие залы были перекрыты полуциркулярным сводом, стены были украшены пилястрами, между которыми в нишах располагались дверные проемы. Сверху в стенах были расположены окна с решетками. Стены сложены из обожженного кирпича, полы — из бетона, поверх которого были покрыты слоем стука, заходившего и на стены, образуя панель. Пол и панель были окрашены красной охрой. Над панелью стены были украшены изразцовым фризом. За небольшими вытянутыми залами располагался так называемый зал глазурованных стенок, квадратный в плане, разделенный на несколько секций небольшими перегородками, облицованными изразцами, установленными перпендикулярно к стенам зала. Возможно, на эти стенки были установлены колонны, поддерживавшие сверху тент. Из двора выходило 8 двухстворчатых дверей. На западной стороне оси восток-запад находился квадратный двор, так называемая площадка с колоннами. По остаткам колонн с каменными протомами быков установили, что они были такие же, как и во дворцовом персепольском комплексе. Стены зала украшены изразцовыми панелями с изображением воинов-лучников. На восточной стороне оси размещался двор, названный Площадка сокровищ. Три двери из него вели через коридоры на склады. Вероятно, в древности в них хранились огромные сокровища, которые впоследствии вывез Александр Македонский.

В северной части дворца размещались два квадратных дворика, меньших по размерам, к ним примыкают небольшие помещения и узкие коридоры. Вероятно, это был царский гарем. За тремя большими залами проходил длинный узкий коридор, поворачивавший под прямым углом на север, ведший к центральному входу в парадную ападану. Крыша была покрыта черепицей греческого типа, представлявшая собой широкие плитки, размером 52x35 см, с приподнятым краем, швы между ними закрывали цилиндрические накладки.

Большая ападана была построена так же, как и в Пер- сеполе, и представляет собой огромный квадратный в плане зал (площадью 8500 м2), к которому с трех сторон (с севера, запада и востока) примыкают колонные портики, ведшие в сад. Перекрытие зала поддерживало 36 колонн (по 6 в ряду) высотой 20 м, диаметром 1,6 м, с квадратными базами. Стены залы были заштукатурены глиной и окрашены в красный и синий цвет, южная стена, вероятно, была украшена фризом с изображением львов. Пол был выложен кирпичом. В портиках ападаны были 12 колонн (по 6 в ряду) с капителями — протомами животных — и базами в форме перевернутого лотоса. Масштаб дворцовых комплексов, сооружаемых на приподнятых террасах с широкой лестницей, соразмерен с большим внутренним залом. Характерными являются кажущиеся бесконечными ряды колонн, придающие фасадам и внутренним пространствам ритмическую структуру, подчеркнутую длинными горизонтальными линиями обрезов перекрытий — антаблементов.

Все эти архитектурные сооружения разных типов свидетельствуют о том, что стиль времени Ахеменидов сложился из многих элементов. Эти постройки возводились, как сообщают древнеперсидские надписи, мастерами разных народов и племен. Поэтому, наряду с несомненно местными иранскими элементами у них запечатлелись месопотамские, греческие и египетские элементы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >