АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ

В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи — египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии.

С момента возникновения в VI в. до н. э. до завоевания Александром Македонским в IV в. до н. э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в VII в. н. э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира. В иные времена основные города империи находились в Месопотамии — родине самых древних мировых цивилизаций, расположенной непосредственно к западу от Персии. Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Ме- [1]

сопотамии. Месопотамские государства Шумер, Вавилония и Ассирия оказали значительное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания завершились спустя почти три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории.

Ученые предложили назвать коренное население кас- пиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря. Сами кавказские племена, как известно, мигрировали в более южные районы, в пределы нагорья. «Каспийский» тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде среди кочевых племен луров в современном Иране.

Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы.

Эпоха Ахеменидов внесла свой вклад как в архитектуру, так и в градостроительство Персидской империи. Можно также утверждать, что древние персы внесли свой стиль в конструирование крупных общественных зданий. Персидские архитекторы создали новый тип городов, в которых крепость или дворец размещался в центральной части города на самом возвышенном участке. Впервые именно персы стали создавать отдельно стоящие общественные здания. В связи с этим они стали выносить из дворцов нежилые помещения и помещения, где работали государственные учреждения. Наиболее ярким примером является факт возведения приемных залов (ападана) в царском дворце Персеполя (рис. 4.1).

Рис. 4.1

Ападана (тронный зал) царя Ксеркса в Персеполе

Персидские архитекторы впервые применяют колонны как внутри залов, так и в наружных портиках. Кроме этого, персы использовали в строительстве смешанную систему несущих конструкций, которая сочетала в себе наружные кирпичные стены, каменные колонны и деревянные перекрытия. Наиболее характерным является пример дворцового комплекса в столице Персидской империи городе Персеполе. Дворец, возведенный в VI в. до н. э., расположен на вершине холма в центре города. Холм спланирован так, что на его вершине образована плоская терраса и сам холм укреплялся подпорными стенами. На террасе расположены приемный зал (ападана) и стоколонный зал, который многие историки архитектуры считают сокровищницей или дарохранительницей. Подход и подъем на террасу и к этим залам расположен только с одной северо- западной стороны холма. Приемный зал имел в плане квадрат размерами 62,5x62,5 м и высотой около 20 м. Таким образом, и древнеперсидское зодчество можно назвать стилем гигантизма или колоссальным архитектурным стилем Древнего Востока. В большинстве своем дворцовые перекрытия и перекрытия залов были плоскими, поэтому требовалось большое количество колонн для поддержки перекрытий. Перекрытия были деревянными, и в основном для устройства перекрытий использовался дорогой ливанский кедр. Благодаря тому, что перекрытия были деревянными, у них была малая масса. Это позволяло персидским зодчим применять большой шаг колонн (8,75 м) и делать их очень стройными и изящными, из-за чего интерьер залов был очень просторным. До ансамбля Персе- поля зодчество Передней Азии не знало колонн, большие пролеты перекрывались сводами. Именно поэтому так интересны для истории архитектуры конструктивные и строительные приемы персидских архитекторов, которые они применяли в строительстве и проектировании дворцовых ансамблей. Очень интересна ордерная система древних персов.

Рис. 4.2

Персидская колонна с капителью (протомой)

Обычно ствол колонн был канелирован и выполнялся из темно-серого мрамора (рис. 4.2).

База колонны решена в форме опрокинутого колокола и украшалась лиственным рельефом. Капитель колонны увенчивалась венком из пальмовых листьев, который поддерживал вертикальный брус, по краям его находились по две пары протоионических волют. Над волютами часто располагались протомы — спаренные торсы стилизованных быков. Стилизованные фигуры животных обычно рассматривают как отголосок звериного стиля, пришедшего в Персию из Ассирии и из ассиро-вавилонского архитектурного декора. Интересным композиционным элементов в персидской архитектуре явилось устройство у 36- и 100- колонного залов царского дворца в Персеполе открытых портиков с двумя рядами наружных колонн. 36-колонный зал имел подобный портик с трех сторон, 100-колонный зал с одной стороны. Этим достигалась открытость дворцовой архитектуры к окружающему пространству. Этот архитектурный прием стал тем новым архитектурным элементом, внесенным в архитектурную практику древнеперсидскими архитекторами и строителями.

Из особенностей персидской архитектуры можно отметить следующее: дворцы и города персов более просторны, нежели ассирийские или египетские, они раскинуты очень широко и учитывают в своем построении окружающую их природу и ландшафт. Во-вторых, персы не строили храмовых комплексов. Будучи огнепоклонниками и зо- роастрийцами, они обожествляли свет и огонь, которым возводили открытые алтари или жертвенники. Список строительных материалов у персов мало чем отличался от ассирийцев, вавилонян или египтян, однако в Персии много использовали белый камень и мрамор для облицовки и строительства. Древнеперсидские города, в отличие от египетских, финикийских, ассирийских или вавилонских, исчезли бесследно, поэтому сохранились только археологические или визуальные архитектурные остатки царских дворцов в Сузах и Персеполе. Интересно, что все постройки Персеполя размещены параллельно склону горы. Можно предположить, что древние персидские зодчие стремились встроить свои сооружения в окружающий пейзаж и ландшафт.

Архитектура Ирана эпохи Ахеменидов унаследовала многие строительные традиции Мидии и других соседних областей. В качестве основного строительного материала для стен использовался сырцовый кирпич, для плоских перекрытий и колонн — дерево. Широко использовался камень для фундаментов, колонн, лестниц и других конструкций. Каменные блоки скрепляли железными крючьями и кольями.

Все искусство ахеменидской Персии, в том числе и архитектура, было преимущественно подчинено одной идее — возвеличиванию царя царей. Наиболее выдающимися памятники архитектуры, относящиеся к этой культуре, — великолепные дворцовые ансамбли. В архитектуре ахеменидского Ирана различают три основных этапа.

  • [1] Глава написана преподавателем кафедры «Архитектура гражданских и промышленных зданий» Московского государственного строительного университета Д. С. Смирновой.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >