СТОЕЧНО-БАЛОЧНАЯ СИСТЕМА В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

На примере развития египетской архитектуры впервые в истории в таком масштабе мы можем видеть становление архитектуры как искусства, основные принципы которого были сформулированы позднее Витрувием как «польза, прочность, красота».

Впервые была художественно осмысленна работа камня как материала в стоечно-балочной системе, путем приобретения продуманных пропорций, структуры и деталей. Это получило обозначение «ордер», в переводе с латинского языка — порядок, строй.

Стойка превращается в колонну, балка — в антаблемент, визуально демонстрируется работа конструкции. На колонне в местах примыкания, в верхней и нижней частях, возникают капитель и база. Антаблемент — горизонтальный камень (балка), также делится на архитрав и карниз, позднее к ним добавляется фриз. Мы можем проследить развитие ордерной системы на протяжении всей египетской цивилизации.

В Древнем царстве колонна представляла собой массивный столб квадратного сечения с четкой и ясной геометрией. Капитель часто отсутствовала, но иногда применялись каменная резьба на столбах (рельефы) и отдельно стоящие перед столбами скульптуры из камня, которые не участвовали в работе конструкции.

В Среднем царстве колонна становится более стройной и выразительной за счет удлинения ствола колонны, равномерного утонынения снизу-вверх, появления в ее теле желобов — каннелюр или придания колонне формы восьми- или шестнадцатигранного цилиндра. Капитель в основном была в виде квадратной плиты — абаки. Отношение диаметра колонны к ее высоте обычно составляло 5-5,5. Антаблемент как в Древнем, так и Среднем царствах еще очень простой. Состоит из двух каменных плит: архитрава и карниза, который представляет собой выступающую немного плиту, иногда поддерживаемую консолями.

Антаблемент в период Нового царства и позже состоял из архитравной балки и выкружки с полувалом под ней. Отношение антаблемента к высоте всего ордера составляло от 1/4,5 до 1/5. Высота верхней карнизной выкружки — от 1/3 до 1/2 высоты антаблемента, диаметр базы доходил до двух диаметров колонны. Высота капители была также большой. Интерколумний (расстояние между двумя колоннами) был везде одинаковым и узким. Как правило, средний интерколумний был шире. В период Нового и Позднего царств колонны в форме стилизованных растений, таких как лотос, папирус и пальма, воспроизведенных в камне доминировали, а затем и полностью вытеснили колонны строгих геометрических форм. Следует отметить, что у египетских зодчих в этот период стремление к декоративности преобладает над конструктивным мышлением. Это проявляется, в частности, в сужении колонн книзу, уменьшении сечения абаки, излишнем декорировании капители. Этот период можно назвать египетским барокко.

Главные изменения в стоечно-балочной системе произошли в основном в форме опор — колонн, т. е. несущей части, несомая же часть претерпела изменения незначительно.

В делом формы колонн в Древнем Египте достаточно разнообразны. Встречаются папирусообразная — как с открытым, так и закрытым бутоном, лотосообразная, пальмообразная, композитная, гаторическая (с изображением головы богини Хатор), колокообразная.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ ЕГИПТА

В египетской архитектуре, впервые в истории, появился ряд выразительных приемов и элементов, получивших свое развитие в мировой архитектуре:

  • 1) выявление монументальности объема за счет формообразования, масштаба и пластики;
  • 2) появление больших архитектурных ансамблей, созданных по единому плану;
  • 3) понимание выразительности симметричной композиции на единой продольной оси;
  • 4) возникновение перистильного двора;
  • 5) разработка таких элементов, как стена, колонна, портик, появление ордерной системы;
  • 6) базиликальный разрез;
  • 7) понимание пропорций как основы архитектурной композиции;
  • 8) появление прототипа периптера, типа храмов, получившего дальнейшее развитие в античной архитектуре;
  • 9) расширение арсенала чисто архитектурных выразительных средств за счет скульптуры и живописи, а также использование их как вспомогательных элементов в создании архитектурного образа (синтез искусств).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >