Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Техника arrow История архитектуры и строительной техники

РАЗДЕЛ I РОЖДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

ГЛАВА 1 АРХИТЕКТУРА ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО ОБЩЕСТВА

Одно из древнейших и величайших достижений человечества — рождение архитектуры, которое можно отнести к эпохе палеолита. В этот период времени, примерно до 12-10 тыс. до н. э. человек формировался как разумное существо. Именно в этот период развития человеческого общества родилось осмысленное людьми пространство, которое мы сейчас называем архитектурой. По сути, в этот период архитектурой называлось покорение природного пространства путем придания ему нового человеческого смысла.

Рис. 1.1

Анри де Люмле (род. 1934 г., Марсель, Франция)

Люди объединялись в родовые общины, где главенствующую роль играли женщины. Эта эпоха родового общества называется матриархатом. Форму хозяйствования в этот период можно определить как присваивающую. Охота, рыболовство, собирательство являлись для человека основными способами добычи пищи. Человек еще не был скован ни земледелием, ни животноводством, поэтому и его жилище в эпоху палеолита выбиралось на непродолжительное время. Обычно это была пещера, землянка либо шалаш. В эпоху верхнего палеолита, от 40 до 10 тысячелетия до н. э., появляются очень интересные жилые строения. Французский историк и археолог Анри де Люмле (рис. 1.1) открыл в пещере Грот де Лазаре (см.

дв. вкл., ил. 1) в окрестностях Ниццы особый тип жилья. В пещере был оборудован шалаш, который опирался на интересную конструкцию. Вертикальные балки стоек удерживались на земле при помощи камней. На них были уложены балки перекрытия, которые другим концом упирались в выступы в стене пещеры. При этом данная конструкция шалаша не примыкала вплотную к стене пещеры, что спасало ее от просачивавшейся по стене пещеры воды. Остов шалаша обтягивался шкурами животных. Кроме этого, в данном очень интересном жилом помещении впервые появляется зонирование пространства. Очаг размещался при входе в пещеру, что предохраняло конструкцию шалаша от возможного пожара. Далее внутри шалаша был выделен тамбур или сени. Таким образом, можно сказать, что шалаш в пещере Грот де Лазаре есть пример зарождения первого функционального разделения жилого пространства, а конструкции опор есть первичная стоечно-балочная система.

В эпоху неолита происходит изменение жизненных условий человеческого общества. Потепление климата привело к тому, что людям стало выгоднее заниматься земледелием, в результате возникают первые стационарные жилые поселения и первые религиозные архитектурные сооружения. До наших дней сохранилось множество интересных архитектурных религиозных ансамблей эпохи неолита. Все эти сооружения подразделяются на семь основных архитектурных типов. Это менгиры, дольмены и кромлехи, таулы, сейды, каирны, трилиты. Надо отметить, что все эти сооружения первобытного времени несут в себе определенный, религиозный сакральный смысл.

Менгиры (рис. 1.2) — это сооружения в форме вертикально стоящих столпов высотой около 20 м, с заостренными или закругленными верхними концами, иногда историки-религиоведы склонны видеть в менгирах религиозный символ древнего кельтско-славянского культа Рода и Рожаницы, так называемый фаллический культ. Археологи считают, что менгиры обозначали места погребения предков того или иного рода и поэтому являлись объектами религиозного поклонения (см. цв. вкл., ил. 2).

Рис. 1.2

Менгир высотой 9,5 м. Франция

Рис. 1.3

Мавзолей короля готов Теодориха в Равенне. VI в. н. э.

Кромлех

Рис. 1.4 Кромлех

Дольмены — это сооружения, составленные из нескольких камней, перекрытых одной или двумя горизонтальными плитами (см. цв. вкл., ил. 3). Данное сооружение представляет собой погребальную камеру. Дольмены несли в себе некий религиозный смысл и можно даже говорить о том, что великие египетские пирамиды есть своеобразные наследники дольменов, так как еще в эпоху Шумерского царства стали появляться сырцовые усыпальницы, созданные для «нужд вождей и царей». Такие усыпальницы были созданы в форме именно дольменных сооружений. Это были огромные сооружения, составленные по кругу из гигантских многотонных камней, перекрытых тщательно обработанными каменными блоками. Надо отметить, что последнее по времени мегалитическое сооружение дольменного типа было возведено в 532 г. н. э. Этим сооружением является мавзолей готского короля Теодо- риха Великого (рис. 1.3). Готы, имевшие перед своими глазами величайшие памятники римского периода, тот же мавзолей Галлы Плацидии, так и не смогли воспользоваться этим наследием, и мавзолей Теодориха перекрыт куполом, который создан по типу горизонтального каменного дольменного блока.

Кромлехи (рис. 1.4) представляют собой большие каменные круги, составленные из тяжелых глыб выше человеческого роста. Их можно найти практически во всех частях Европы: от Соловецких островов Белого моря до Сардинии и от Испании до побережья Каспия. По мнению археологов, наибольшее количество кромлехов сохранилось в Великобритании, их там несколько сотен. Наиболее знаменитый кромлех — это всемирно известный Стоунхендж под городом Солсбери. Пожалуй, это самый известный кромлех, который можно назвать первым архитектурным сооружением, подвергавшимся реставрации в конце XV столетия. Однако наиболее впечатляющим кромлехом является конструкция, расположенная в 350 км от Стоунхенджа в местечке Арбор Лоу. В отличие от Стоунхенджа, кромлех Арбор Лоу окружен еще и большим рвом. Это дает возможность предположить, что кромлех в Арбор Лоу является не только религиозным сооружением, но и оборонительным.

Таула (каталанское taula — букв, «стол») — тип Т-образного мегалита, характерного для о. Менорка в составе Балеарских островов. Таулы могут достигать 3,7 м в высоту и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению.

Таулы — памятники культуры талайотов, существовавшей в период 1000-300 гг. до н. э.

Наиболее известные таулы: Торре-Тренкада, Талати- де-Дальт, Торреллисса-Ноу, Трепуко и Торральба д’эн Са- лорд.

Мегалиты представлены в разных частях света и обычно датируются эпохой неолита. Мегалиты, которые разнообразят пейзаж Менорки, относятся к талайотской эпохе, которая длилась на Балеарском архипелаге с середины II в. до конца I тысячелетия до н. э. Название эпохи взято от наиболее характерной мегалитической постройки, представленной на острове, — талайота (от араб. Atalaya) — каменной башни в форме конуса высотой от 5 до 10 м.

Рис. 1.5

Трилиты Стоунхенджа

Трилиты (рис. 1.5) — особый вид доисторических памятников, относящихся к категории так называемых мегалитов (менгиры, дольмены, кромлехи ит. д.). Они состоят из трех монолитов; в одних местах два находятся в стоячем положении, а третий положен поперек, образуя в совокупности подобие ворот; в других все три камня стоят параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, например, над доисторическими гробницами в Пруссии, по берегу Одера. Трилиты, как и мегалиты вообще, служили видом надгробных памятников в неолитический период.

Сейды (сейда) — священный объект североевропейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней и монгольские ритуальные сооружения — обо.

Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России (в Карелии и на Кольском полуострове), а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение.

Каирны — ансамбли галерей и камер, сверху покрытых землей, т. е. в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. Дольмены обычно представляют собой «ящики», составленные из каменных плит, к которым иногда присоединяются длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки в виде костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня).

На евразийских просторах тоже есть интересные архитектурные памятники, которые говорят нам о кочевом характере культуры первобытных народов Евразии. Это так называемые погребальные скифско-сарматские и славянские курганы, а также погребальные курганы монгольских народов. По сути, курган не только играл роль мемориального сооружения, который хранит память о погребенных в нем предках, но и являлся единственным ориентиром на огромных пространствах Евразии. Однако в конце эпохи неолита появляются и стационарные жилые постройки. Есть мнение, что термин «строить» изначально обозначал соединение трех опор — подобная жесткая конструкция вполне пригодна для шалаша. Однако более обоснованным считается, что русское слово «зодчество» происходит от иранско-славянского корня «зед», обозначавшего различные изделия и объекты из глины. Как мы знаем, на юге, на землях трипольской культуры (современная Центральная Украина) дома лепили именно из глины, либо обмазывали глиной плетеные конструкции, либо лепили из необожженного кирпича и к тому же ставили эти дома на сваях по берегу Днепра, что давало возможность защищаться от внезапного нападения. Подобные методы строительства жилых домов были характерны не только для трипольской культуры, но и для эпохи Шумерского царства, для периода Раннего и Древнего царств в Египте, для первобытного Китая. Кроме этого, поселения трипольской культуры были уже стационарными поселениями, построенными на сваях. Надо сказать, что многие историки, изучающие историю славянства, считают, что подобный тип сооружения как раз характерен для протославянских племен. В защиту этого мнения надо отметить тот факт, что до настоящего времени техника строительства домов и целых городов на сваях присутствует во многих европейских странах, в которых ранее жили славяне. Например, на севере Италии таким способом построен город Градо, который даже своим названием свидетельствует о том, что был основан, отстроен и населен славянами — венедами (венетами), которые, по свидетельству историка Тацита, «живут по побережью Ядранского (Адриатического) моря». Кстати, название города до сих пор сохраняет славянский корень «град». Однако самым ярким примером того, что трипольская архитектура могла быть именно протославянской, является сохранившийся на востоке Германии этнографический заповедник в Лаузице — Шпреевальде, под городом Коттбус, где проживает славянское этническое меньшинство Германии лужицкие сорбы. Дома в Лаузице построены на сваях вдоль берегов реки Лужицы и соединены между собой каналами (рис. 1.6).

Советские археологи П. П. Ефименко и А. Н. Рогачев в 1937 г. у села Костенки Воронежской области смогли рас-

Рис. 1.6

Лужицкий дом (Германия)

Рис. 1.7

Костенковское жилище. Реконструкция копать несколько интереснейших стоянок с просторными удлиненной формы жилищами (рис. 1.7). Размер самого крупного строения составлял 33,5x5,5 м. Жилище было заглублено в землю на 40 см и располагалось своей длинной осью вдоль склона, это снижало опасность его затопления весенними паводками. В отличие от трипольского типа здания жилой дом костенковской культуры был предназначен для проживания не одной семьи, а нескольких, принадлежавших к одному роду. Этот факт говорит о том, что жители костенковского городища жили еще родовыми семейными общинами и не перешли к соседской общине как трипольцы. Внутри костенковское жилище подразделялось на ряд помещений, которые служили отдельными семейными общежитиями. Таким образом, это жилище разделялось по количеству проживавших в нем семей, чему соответствовало количество очагов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы