СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВА В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ З.Н. ГИППИУС

Отметим, что лексема пространство достаточно редко употребляется в поэзии рубежа XIX-XX веков, поскольку обозначенное слово более философское, нежели поэтическое. В этом плане поэзия З.Н. Гиппиус не исключение, хотя в целом многие исследователи отмечают ее философский характер. В поэтическом словаре З.Н. Гиппиус пространство встречается пять раз. Поэтому, говоря о пространстве в языковой картине мира З.Н. Гиппиус, мы будем иметь в виду не саму лексему, а пространственную модель, реконструкция которой предполагает экспликацию содержания основных пространственных концептуально значимых слов, образов и мотивов, в том числе связанных с различными их характеристиками, к примеру, с такими, как форма, позиционирование, обусловленность лирическим «эго».

Для поэзии З.Н. Гиппиус в целом характерны рефлексия, тщательный самоанализ, «анатомирование» души и собственного «я», глубокий психологизм. Ее отличает антропоцентрический подход поэта, позволяющий художнику специфику взаимоотношений человека и мира выводить из особенностей внутренней структуры Вселенной. И как следствие гиппиусовский герой обладает внутренним пространством, выносит свои собственные антропологические определения в предметный мир. В этом смысле сам человек является пространством, возникающим как следствие его взаимодействия с миром. Пространство, следовательно, в контексте поэтического творчества З.Н. Гиппиус имеет внутренний характер, поскольку является антропометрическим показателем качества человеческого бытия.

Специфика авторской концепции пространства З.Н. Гиппиус обозначена несколькими факторами. Во-первых, концептуальная структура гиппиусовского поэтического пространства определяется круговой формой организации пространственных отношений, которая является ведущей и, как следствие, обусловливающей ряд других: а) непрерывность и протяженность, связанные, главным образом, с мотивами неба и земли и самопозиционированием лирического субъекта; б) ограниченность пространства, его закрытость, замкнутость и интенсивное сужение; направленность, которая реализуется прежде всего в вертикальной пространственной схеме; в) трехмерность пространства, основными показателями которой в гиппиусовском контексте становятся лексемы верх и низ или там и здесь {тут), выполняющие в текстах не только организующую, структурирующую функцию и функцию представления, но также значимую - этическую, аксиологическую функцию, функцию оценки. Во-вторых, категория пространства в поэзии З.Н. Гиппиус тесно связана с мотивами круга (замкнутости бытия и одиночества), зеркальности, двоемирия (двойственности), цикличности бытия.

На основании собранного фактического материала можно выделить и рассмотреть в контексте категории художественного пространства три основные пространственные модели гиппиу- совского дискурса:

  • 1) умопостигаемое, или абсолютное, т.е. пространство миро- бытия, структуру которого можно представить как двучастную: собственно пространство, окружающая Я-субъект действительность, и пространство инобытия (сюда же относим и пограничное пространство);
  • 2) субъективное (психологическое), или пространство лирического героя;
  • 3) близкое к реальному географическое пространство.

Отметим, что для всех трех выделенных моделей пространства

в поэзии З.Н. Гиппиус характерна обусловленность точкой зрения Я-субъекта, точнее - их взаимообусловленность в целом, поэтому провести четкую границу между ними достаточно трудно.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >