КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОЭЗИИ З.Н. ГИППИУС

Концепция времени в философско-эстетической программе любого художника индивидуальна и в общем зависит от того, какой подход к данному феномену является для него приоритетным: объективное или субъективное понятия времени, время в макро- или микрокосмосе. Так, концепция времени З.Н. Гиппиус обусловлена прежде всего философским осмыслением сущности времени, его взаимосвязи с понятием бытия, его взаимообусловленности с понятием пространства. В контексте поэтического творчества З.Н. Гиппиус нашли отражение многие достаточно сложные физические и философские представления о времени. В этой связи у З.Н. Гиппиус можно встретить различные интерпретации, конечно, трансформированные, о сущности времени.

Во-первых, это отражение так называемого мифологического времени, где «настоящее и будущее выступают как различные темпоральные ипостаси прошлого, являющегося инвариантной структурой» [Николина 2003: 127]. Для «мифологического миропонимания характерна циклическая структура времени» [Михеева 2006: 35J: сущность понятия времени была обусловлена представлениями о возможности его возрождения и циклическими круговоротами во Вселенной. Такое понимание времени находит отражение в поэтическом дискурсе З.Н. Гиппиус достаточно часто:

Всё, что бывает, не исчезает.

Пусть миновало, но не прошло <...>

Всё, что мелькнуло, - новым вернется.

Осень сегодня - завтра весна...

Звездоубийца

Вечные смены, вечные смежности,

лето и осень - день и ночь...

8 ноября

Во-вторых, воспроизведение средневековой интерпретации времени, где оно понималось как отражение вечности и было связано с идеей уникальности и невозвратности событий. Время в средневековом мировоззрении характеризуется «замкнутостью, однонаправленностью, строгим соблюдением реальной последовательности событий, постоянным обращением к вечному» [Николииа 2003: 127]. Встречаются у Гиппиус случаи воссоздания хода событий, фактов, композиционной организации поэтических текстов «под углом зрения вечности» [Николииа 2003: 127J:

Если хочешь жизни вечной, Неизменно-бесконечной -

Жизни здешней, быстротечной Не желай.

Прямо в рай, 1901

Я ненавижу здешнее «пока»:

С концами всё, и радости, и горе <...> Одну тебя я принимаю, Смерть:

В тебе единой не пока - но вечность.

Пока, апрель 1919. СПб.

В-третьих, в поэзии З.Н. Гиппиус можно обнаружить случаи нарушения принципа необратимости реального времени, что было характерно для временной концепции эпохи Ренессанса: время понимается как движущая сила, реализующаяся в каждой мгновенной ситуации; точкой отсчета становится сам человек. Обостренное чувство текучести и необратимости времени активизируют мысли о смерти, о быстротечности и конечности земного бытия, страх перед неизбежной старостью. В эпоху Нового времени человек живет настоящим, которому придается основное значение, следовательно, будущее время представляется как «реальное, но заключающее в себе неопределенность и опасность» |Михеева 2006: 39], и возникает ощущение драматической власти бега времени над человеческой жизнью:

Беспощадна моя дорога,

Она меня к смерти ведет.

Посвящение, 1894

Я в себе, от себя, не боюсь ничего <...>

Ибо все в моей власти <...>

Лишь одно, перед чем я навеки без сил - Страх последней разлуки.

Страх и смерть, 1901

Непобедимой смерти таинственная сила

Людей живую душу навеки покорила.

И в первое мгновенье, как и в последний час, -

О, смерть, ты будешь с нами, и будешь вечно в нас!

Я истинному верен останусь до конца...

Тем не менее, несмотря на разнообразие временных отношений, временных планов, авторскую концепцию времени в философско-эстетической программе З.Н. Гиппиус можно определить, на наш взгляд, следующими поэтическими строками:

О Время! Я люблю твой ход,

Порывистость и равномерность.

Люблю игры твоей полет,

Твою изменчивую верность.

Но как не полюбить я мог Другое радостное чудо:

Безвременья живой поток,

Огонь, дыхание «оттуда»?

Увы, разделены они - Безвременность и Человечность.

Но будет день: совьются дни В одну - Трепещущую Вечность.

Etemite fremissante

Это гиппиусовское стихотворение показательно и в том плане, что заглавие в переводе с французского значит «трепещущая вечность» и что посвящено В.С. Варшавскому, прозаику, журналисту, знатоку философии Анри Бергсона. Примечательно, что данное словосочетание является философской формулой А. Бергсона. В тексте особенно четко улавливается необходимость характеризовать время не только количественно, но и качественно, обусловленность объективного времени внутренним эмоционально окрашенным, что было свойственно его философским воззрениям па природу времени в целом.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что перечисленные модели времени или их фрагменты можно найти в гиппиусов- ских произведениях, конечно, с учетом специфики и потенциальных возможностей жанра исследуемого материала они и будут представлять срез многомерного лингвомеитального существования поэта. В целом авторская концепция времени З.Н. Гиппиус традиционна и оригинальна одновременно. Мы имеем в виду обусловленность поэтического дискурса Гиппиус художественным методом символизма с одной стороны (творческий подход к решению темы, ее вариациям, образам и символам, особенность словесных выражений и формул) и структурно-композиционной оформленности текстов с другой.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >