ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Изучение алгоритмизации в школьной информатике может иметь два целевых аспекта: первый — развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического (еще говорят — операционного) мышления учащихся; второй — программистский — аспект. Составление программы для ЭВМ начинается с построения алгоритма; важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление. Если в первом школьном учебнике информатики [31] в изучении алгоритмизации превалировал второй — программистский аспект, то в дальнейшем стала больше подчеркиваться развивающая роль данной темы.

Исторически первым педагогическим программным средством, предназначенным для обучения детей алгоритмизации, был язык программирования ЛОГО, разработанный в конце 1960-х гг. американским педагогом-психоло- гом С. Пейпертом [33]. В состав ЛОГО входит исполнитель Черепашка, назначение которого — изображение на экране чертежей, рисунков, состоящих из прямолинейных отрезков. Главное методическое достоинство исполнителя Черепашки — ясность для ученика решаемых задач, наглядность процесса работы в ходе выполнения программы. Как известно, дидактический принцип наглядности является одним из важнейших в процессе любого обучения.

В своих методических статьях и выступлениях А. П. Ершов выдвигал следующую идею применительно к школьной информатике: различать исполнителей алгоритмов, работающих с величинами и работающих «в обстановке»; а соответствующие алгоритмы для этих исполнителей называть алгоритмами работы с величинами и алгоритмами работы «в обстановке». В алх’оритмах второго типа отсутствуют такие элементы, как величины (переменные, константы), вычислительные операции, команда присваивания, однако используются все типы алгоритмических структур.

Методика использования учебных исполнителей алгоритмов получила развитие в учебниках для 10-11-х классов А. Г. Кушниренко [28] (исполнители Робот, Чертежник) А. Г. Гейна [9] (исполнители Чертежник, Робот-манипулятор, Вычислитель) и в учебнике для 7-9-х классов А. Г. Гейна [10] (исполнитель Паркетчик). В учебниках И. Г. Семакина и др. [36], [38] используется графический исполнитель алгоритмов ГРИС, реализованный в учебной программе «Стрелочка». В курсе информатики Н. В. Макаровой [21] для обучения алгоритмизации используется система ЛОГО.

Подводя итог обзору изложения алгоритмизации в учебниках первых поколений, отметим, что в них отразились результаты большой исследовательской работы авторов в построении методической системы обучения алгоритмизации. Это одно из значительных научно-методических достижений в области теории и методики обучения информатике. Такая система отнюдь не потеряла актуальность и для современного этапа развития школьной информатики.

Программирование для ЭВМ — одна из самых традиционных тем в курсе информатики. Место и вес этой темы в программе курса со временем изменялись. В первых учебниках информатики для старших классов программирование, наряду с алгоритмизацией, занимало ведущее место. Наиболее существенный пересмотр этого вопроса произошел с переносом информатики из старших классов в основную школу в 1993 г. В первых версиях Обязательного минимума раздел программирования практически отсутствовал, в Примерной программе от 2004 г. — снова занял свое место, а в содержании ФГОС — значительно усилился.

Здесь также можно говорить о двух целевых аспектах, с которыми связано изучение программирования в школе. Первый аспект связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики: раскрывается сущность программного управления работой компьютера. Ученикам дается представление о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования высокого уровня, как создается программа в среде современной системы программирования, каким образом происходит исполнение программы на компьютере.

Второй аспект носит профориентационный характер. Профессия программиста в наше время является достаточно распространенной и престижной. Изучение программирования в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого рода деятельности. Безусловно, в большей степени эту задачу может решать профильный курс информатики в старших классах.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >