История развития науки в Западноевропейской культуре

Общая характеристика этапов в развитии науки

Традиционно в истории формирования и развития науки выделяются 2 этапа: преднауки и собственно науки. Отличие этих этапов друг от друга заключается в методах построения знаний и прогнозировании результатов деятельности. Хронологически генезис преднауки связывается с третьим тысячелетием до н.э., периодом городских цивилизаций. Преднаука вытекала из конкретных нужд практики и была ориентирована на воспроизводство существующих форм и способов деятельности. Речь идет о различных рецептах, схемах деятельности, которые были первыми формами знания в регионах Вавилоно-Шумерской, Египетской, Китайской, античной преднауки. В преднаучном способе построения знания главное - это выводы, обобщения, вытекающие непосредственно из практики, выраженные в знаках, зачастую способ построения знания математического характера. Смыслы этих выводов интерпретировались внутри имевшихся систем языка.

Математическая направленность выводов в преднауке подтверждается как способом построения знания, так и связью с практическими нуждами. Так, в древнеегипетских таблицах сложения и вычитания заключался смысл и порядок деятельности, совокупность предметов в реальной жизни. В геометрических знаниях у древних вавилонян и египтян также прослеживается связь с практической потребностью в измерении земельных участков.

Таким образом, особенности преднауки определяются реалиями существующей практической деятельности, адресностью науки для нее. Преднаука характеризуется отсутствием сущностной фиксации, мира, причин самих по себе, выходящих за пределы конкретных ситуаций. Преднаука не соотносится с измененной, качественно иной практикой будущего. Культуры традиционных обществ Востока бесспорно дали миру много конкретных знаний, оставаясь в рамках простого отражательного знания, зачастую связанного с магией и мистикой. В качестве особенностей преднауки отметим отсутствие экспериментальной деятельности.

В истории собственно науки можно выделить шесть качественно различных ее состояний как целого, крупных исторических таксонов (этапов): 1) древняя Восточная наука (XX - VII в. до н. э.); 2) античная наука (VII в. до н. э. - III в. н. э.); 3) средневековая наука (IV - XVI вв.); 4) классическая новоевропейская наука (XVII -XIX вв.), в развитии которой выделяют додисциплинарный (XVII -XVIII в.) и дисциплинарный (конец XVIII - конец XIX вв.) периоды; 5) неклассическая наука (начало XX в - 70-е годы XX в.); 6) современная постнеклассическая наука (70-е годы XX в. - по настоящее время). Содержание культурноисторических этапов и их особенностей определяются спецификой культуры соответствующего времени.

Есть 2 схемы, раскрывающие характер развития науки:

  • 1) сжатая схема - развитие и формирование науки как гносеологического феномена, где выделяются классическая, неклассическая и постнеклассическая наука;
  • 2) развернутая схема позволяет проследить в формировании и развитии науки основные аспекты, особенности от Античного до современного состояния.

Попытаемся выделить базовые характеристики развития науки, исходя из второй схемы.

Особенностями восточной науки (XX - VII в. до н. э.) являются: непосредственная связь с практикой; эмпирико-рецептурный характер знания; догматический, сакрально-кастовый характер.

Античный период развития науки (VII в. до н. э. - III в. н. э.) связан с появлением механики, математики как первых форм теоретического освоения мира. Античная философия явила образцы объяснений и рассуждений о невидимых аспектах и связях мира, которые не зафиксированы в повседневном опыте.

Так, согласно Пифагору, число является началом мира и гармонии космоса. В этом смысле Платон и Аристотель последователи Пифагора. Геометрия Евклида представляла собой первый образец научной теории. Математические знания в античный период в виде приложений были использованы к описанию прикладных объектов. Следует отметить создание гелиоцентрической системы Аристарха Самосского и геоцентрической концепции Гиппарха и Птолемея в области астрономии. В механике разработаны версии начал статики и гидростатики Архимеда, а также Законы Герона и Паппа. Античной науке тем не менее не удалось открыть метод эксперимента, с которым связано появление и понимание науки периода классики.

Для античной науки (VII в. до н. э. - III в. н. э.) характерно: относительная самостоятельность по отношению к практике, созерцательность, доказательность, системность, теоретичность, рефлексивность, открытость критики.

Средневековый этап развития науки (V - XV вв.) в объяснении мира, его интерпретации сконцентрирован в рамках схемы «Бог - природа - человек». Одной из черт развития науки этого периода - ее амбивалентность. Стремление получить объективное знание о мире корректируется теоцентризмом как принципом мышления, согласно которому знание (герменевтика, логика, астрономия, алхимия) становится аргументом для богословия. Не вдруг остро обсуждается проблема соотношения веры и разума. Познавательные амбиции науки, философии имеют цель постичь порядок, созданный Богом, и возможные варианты этого порядка.

Основные схемы Христианского знания ориентированы на стремлении к духовному, презрении к телесному «... не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить, не для тела вашего, во что одеться, ищите прежде всего Царства Божия и правды Его и это все приложится вам» (Цит.: по Красиков В. И. Философия и философия науки. - Кемерово, 2007. - С. 225). В качестве особенностей науки (IV - XV вв.) выделим: теологизм, схоластичность, гуманитарная направленность, герменевтичность, религиозный догматизм, телеологизм.

Эпоха Возрождения и Нового Времени - новый этап развития научного знания (XVII - конец XIX вв.), именуется классической новоевропейской наукой. Творцами создания проекта этой науки и ее идеологического обоснования были Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон и др.

Система выделенных критериев научности может быть представлена следующими ключевыми ценностями. Прежде всего, научность отождествлялась с объективной истиной. Научное знание -это знание, нацеленное на поиск истины. Быть научным - значит быть истинным. Истинность научных знаний делает их универсальными, всеобщими. Объективность понимается как направленность на объект. Важнейшим постулатом классической науки становится интерсубъективность. Согласно этому постулату, контекст внутринаучных построений предполагает исключения, эллимина-цию субъективных привнесений в научное знание. Объективная истина сопряжена с практической пользой, технико-технологическим применением науки, увеличением власти человека над природой («знание - сила» - Ф. Бэкон). Особенностью классической науки является становление идеи экспериментально-математического исследования различных объектов с ее акцентом на активность субъекта. Появляется экспериментальное естествознание, объединяются теория и эксперимент. Речь идет об опытном характере классического типа знания. Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания. Воспроизводимость и повторяемость эксперимента переводят научный результат в плоскость его независимости от субъекта.

В науке XVII - XVIII вв. классического периода господствовало механическое понимание природы. Сформировалась механическая картина мира, которая была одновременно физической картиной реальности и общенаучной картиной мира. Востребованными становятся категории «вещь», «процесс», «часть», «целое», «пространство», «время», «причинность».

Дисциплинарно организованная наука классического периода явилась базой для формулировок отличий между гуманитарным и естественнонаучным знанием, науками о духе и о природе. Эти отличия связаны как с объектами исследования, так и методами, в частности, объяснения и понимания.

В рамках классического типа научности были разработаны ее философские основания: в онтологии - это принцип объективности и детерминизма.

Речь идет об общих представлениях о реальности, ее структуре, характере и видах научных законов. Общие представления выражены в ядре картины мира - классической механике Ньютона. Реальность понимается как актуально бесконечное множество отдельных материальных тел (объектов), подчиняющихся законам классической механики (закону инерции, взаимосвязи силы, массы, ускорения, F = та, закону равенства силы действия и противодействия, закону всемирного тяготения, принципу дальнодействия, согласно которому физическое воздействие одного тела на второе происходит мгновенно, т. е. распространяется с бесконечной скоростью и др.).

Состав реальности представлен тремя самостоятельными субстанциями - вещество, пространство, время, т. е. не связанными, автономными. Характеристики пространства, времени, масса тел не зависят от скорости движения, т. е. инвариантны, имеют субстанциальную природу. В понимании неживой природы монотеоретизм, закономерный характер всего происходящего в мире и др.

Законы реальности имеют необходимый характер, т. е. исключают случайность, действуют однозначно. Случайность - форма необходимости и является вторичной по отношению к ней.

Онтологические основания классической науки, конечно, обеспечивали дистанцированность ее от религии, но, как оказалось впоследствии, включали ошибочные положения.

В области гносеологии - утверждается однозначный характер научных законов (универсализм), абсолютная истинность научных фактов и теорий, интерсубъективности, достоверности, опытности, а также аксиологической организации научных теорий и их экспериментальная обоснованность.

В целом гносеологические основания классической науки представлены совокупностью общих представлений классической науки о процессе научного познания, научном методе, субъекте научного познания, истине и способах ее проверки. В качестве существенных гносеологических представлений классической науки выделим:

  • - предметом научного познания является конкретное множество объектов, целью является получение истинного знания в виде законов, которым подчиняется поведение этих объектов и их взаимодействие;
  • - монотеоретизм (согласно которому возможна одна истинная теория об объекте);
  • - наука должна представлять об объекте исследования объективно истинное и абсолютно истинное знание;
  • - отличие наук обусловлено прежде всего их предметами;
  • - основой познания являются данные наблюдения, эксперимента;
  • - содержание предмета познания обусловливает как истинное знание о нем, так и метод;
  • - субъект научного познания имеет развитый чувственный аппарат, обеспечивающий адекватность ощущений и восприятий и развитую систему мышления, обеспечивающую его способность к доказательному, истинному знанию;
  • - наличие универсального метода познания-эксперимента;
  • - научный способ познания в контексте исходного начала имеет опыт (данные наблюдений и эксперимента). Текст является базисной лингвистической характеристикой научного знания;
  • - способом проверки (удостоверения) научной истины является ее экспериментальное и логическое доказательство.

Дивергенция (разночтение) в гносеологических основаниях допускается в отношении двух проблем: 1) источника всеобщих и необходимых истин и 2) логики их открытия и обоснования. В научном познании источником познания является чувственное знание об объекте, методом открытия и обоснованием научных данных является индуктивная логика. В математическом познании в качестве источника познания признается априорное существование исходных математических идей, способом познания этих идей - интеллектуальная интуиция, способом доказательства многих математических идей - дедукция (формальная логика).

В области методологических обоснований науки доминирующими становятся количественные методы описания объектов, эксперимент, математические модели объектов. Под методологическими основаниями науки принято понимать совокупность принятых наукой определенного исторического периода и различными научными дисциплинами общих представлений о методах научной деятельности. Методологические основания классической науки представлены следующими составляющими:

  • - объективные методы исследования (наблюдение, эксперимент, индукция, обобщение фактов, анализ и синтез, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматическое, или генетиче-ски-конструктивное развертывание содержания теории, методы объяснения и понимания всех явлений, относящихся к предметной области науки);
  • - возможность практического применения знания;
  • - проверка научного знания на истинность и наличие средств такой верификации (предсказательный потенциал теории, точность и объемы научных прогнозов, их подтверждение в систематических наблюдениях и экспериментах, логическая непротиворечивость по отношению к имеющемуся истинному знанию);
  • - существование универсального метода, как отмечалось выше;
  • - кумулятивный характер роста научного знания, обеспечиваемый, в частности, ростом степени общности знания.

В социальном плане появление классической науки явилось ответом на потребности зарождающегося капитализма - нового способа организации социально-политической жизни общества. Как социальное явление, классическая наука - это средство стабилизации общества. Если в античности действовали традиции, а в средневековье социальный порядок поддерживался авторитетом церкви, то в Новом времени наука выполняла функцию стабилизации общественного порядка, будучи средством ориентации в мире. Отметим изменение социальной структуры научного сообщества: появление независимых от государства и церкви профессиональных научных союзов, учебных и научных заведений нового типа, укрепление связи науки с промышленностью и бизнесом. Аксиологический аспект характеристики классической науки и научного познания выражен сциентистскими ориентациями, согласно которым естественнонаучное знание имеет абсолютную ценность для общества. Наука становится основой социального прогресса, а научное познание - высшим уровнем человеческого познания. Наука, являясь источником истинного мировоззрения, не должна зависеть от политики, идеологии, государственного регулирования.

В конце XIX - начале XX в. начался кризис классической науки, который и обозначил границы ее познавательных и социальных возможностей. Общий кризис в классической науке связан с естествознанием, научными революциями в физике, биологии, математике.

Появилось осознание неуниверсальности теоретических парадигм всей классической науки - механики Ньютона и ее законов. Появляются новые фундаментальные теории, которые существенно отрицают содержание старых. Такими альтернативами для механики Ньютона стали теория относительности и квантовая механика. Трансформация ключевых ценностей классической науки связана с субъективными привнесениями в контекст науки, каковыми являются учет условий познания (принцип дополнительности Н. Бора). Одним из положений квантовой механики является принцип дополнительности (1927 г.). Согласно этому принципу, получение информации об одних физических величинах микрообъекта неизбежно влечет потерю информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими дополнительными величинами являются, например, координаты частицы и ее импульс. Полное описание микрообъекта требует взаимодополнительности пространственно-временных и энергетических характеристик. Таким образом, чтобы воспроизвести объект в его целостности, необходима совокупность двух величин или явлений, как, например, в случае корпускулярно-волнового дуализма (либо одно, либо другое). Методологический смысл этого принципа раскрывается через возможности детерминации оптимального выбора исследователем средств, предпосылок, понятий при получении информации о физических величинах микрообъекта, при построении новых теоретических положений. Вполне объективное описание исключается.

В области классической биологии также были обнаружены границы ее применимости, точнее, неспособность объяснить механизмы наследственности. Появление и утверждение генетики - начало возникновения неклассической биологии. Аналогичные кризисные явления наблюдались в социально-гуманитарных науках -экономических, юридических и др.

Кризисные явления классической науки обнаружили уязвимость, относительный характер таких ее установок, как объективность описания, фундаментализм, универсализм, интерсубъективность, куммулятивизм.

Представление, согласно которому можно создать некий универсальный стандарт научного знания на базе наиболее развитого, носит название научного редукционизма. Анализ условий, необходимых для редукции теорий, не входит в поле наших интересов. Однако заметим, что редукционизм является чертой именно научного знания, ориентированного на фиксацию сущностной стороны мира, выраженной в универсальных законах. Попытки сформулировать иные критерии научности, ориентированные на конкретные стандарты знания, так же, как и выделение типов научной рациональности в истории развития науки являются тому подтверждением.

В качестве главных характеристик классической науки отметим ее светский характер, объектность, натурализм, экспериментально-математический характер, ориентация на практическое применение, доказательность, рефлексивность, демократизм, открытость к изменениям, социальная институализация.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >