Предмет и место философии науки в системе философского знания

Сходство философии и науки

Наука, философия, искусство, мораль, религия являются духовными константами общества. По сути, они реализуют некоторые константные потребности-способности человека. И философия, и наука являются формой реализации, следствием причин-потребностей - способностей людей. Наука - реализация природного любопытства (Л. Фейербах), выражение желания ориентации и контроля в отношении к миру.

Философия - реализация потребности-способности к пытливости в отношении себя, своего сознания (саморефлексия) и в отношении к миру (экзорефлексия).

Сходство философии и науки заключается в том, что и наука, и философия - это рациональное знание, построенное по достаточно строгим, особым процедурам, правилам, выраженным через профессиональный понятийный аппарат. И философия, и наука - это умственная деятельность профессионалов, исследователей, обладающая и историческими традициями, и относительной автономией (самостоятельностью).

Отличие философии и науки

Связано с предметом исследования. Наука имеет дело непосредственно с природным, социальным объектом, с вещной, процессуальной действительностью природного и социального мира. Философия соотносится с миром опосредованно, через знание научное или повседневное. Предметом философии является исследование наиболее общих смысловых связей в общечеловеческом знании, выраженных в философских категориях, принципах, теориях. Философия как осмысливание является вторичной по отношению к познанию.

В современной литературе по философии науки в предмете философии выделяют три основные структуры: общую теорию бытия;

общую теорию человека (включающую версии сознания и познания человека); общую теорию отношения человека к миру и анализ таких типов отношения, как онтологическое, познавательное, эстетическое, праксиологическое, этическое, аксиологическое. Теория отношения человека к миру, раскрывающая содержательные смыслы понятий, регулирующих отношение человека к миру, является постоянно значимой составляющей компонентой в предмете «философия».

Предмет науки - все потенциально бесконечное множество объектов и систем различных объектов, их свойств, отношений, законов функционирования и изменения. Наука - принципиально объектный тип познания, исследующий объектный тип бытия в отличие от философского и других способов познания бытия (художественного, личностно-психологического и др.).

Отличие философии и науки заключается в акцентах интеллектуальной деятельности. Основной формой деятельности ученых в науке является дискурсивность (использование деятельных программ - методик и методологий, правил, алгоритмов и образцов). Речь идет о дроблении мыслительного материала по правилам мышления и языка. Дискурс - последовательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях в противовес интуитивному схватыванию целостного до анализа его частей. Дискурс как ориентация на фундаментальные образцы и успешные методики вовсе не исключает рефлексию, которая, однако, является приоритетной в философии.

Философия как интеллектуальная деятельность является рефлексивной. Рефлексия в широком смысле определяется в исследованиях как «анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятельности человека. Ведущий метод философии. Одна из форм - саморефлексия, направлена на осмысление своих собственных действий».[1]

Философия более ориентирована не на внешние стандарты знания и правила, а на индивидуальный характер личностного видения мира в его целостности, закономерности. Философская рефлексивность связана со стремлением субъекта создать новые стандарты и универсалии, «перешагнуть рассудок разумом» (И. Кант). Специфика рефлексии как формы познавательной активности субъекта связана с «обращением мышления на самое себя, на собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания».[2]

Рефлексия - один из главных методов метатеоретического уровня научного познания и философии. Следует иметь в виду относительный характер различий в акцентах интеллектуальной деятельности в науке и философии. Дискурс является одной из категорий эпистемологии постструктурализма. В интерпретации вышеназванного детерминационный ряд дискурса включает в себя не только правила речи (устной или письменной), языка, на котором ведется дискурс, но и жизненный опыт носителя, субъекта дискурса. Иными словами, содержание и смыслы дискурса зависят не только от языка, но и от контекста «проговаривания», осуществления дискурса «автором», конкретным лицом. Более того, дискурс и его правила, лежащие в основе, укоренены в систему жизни, труда, имеют безликий, целостный характер. Так, М. Фуко как представитель постструктурализма полагает, что термин «дискурс» обозначает все виды языковой практики; все виды деятельности человека, выраженные через язык и с помощью языка. Соотношение объекта (вещи) и ее терминологическое выражение существенно определяется исторической языковой практикой формирования понятий. В основе этой языковой практики - осмысленное соединение элементов дискурса - между собой по определенным правилам. Эти осмысленные правила - укоренены в систему жизни, труда, общения этноса и имеют безличный, до конца не структурированный, целостный характер. Реальный дискурс, следовательно, всегда и историчен, и целостен, и ситуативен (конкретен). Поэтому дискурс нельзя «вмонтировать» в рамки некой общенормативной модели. На этом основании, как замечают П. В. Алексеев и А. В. Панин, многие постмодернисты и постструктуралисты полагают, что дискурс, дискурсивные практики науки - это тема, которая является общей для предмета философии и философии науки в частности.

Философское знание, будучи рационально аргументированным и логически последовательным, вместе с тем является плюралистичным, представляющим собой разные концепции мировоззрения. В основе научных представлений лежат парадигмальные установки и корпоративная этика. Речь идет о явлениях «организованного единомыслия в науке».

Язык философии более метафоричен, язык науки более однозначен, лишен в этом смысле полисемии. Философские проблемы являются «вечными», имеют перманентно-возобновимый характер. Наконец, в отличие от науки, философские проблемы имеют экзистенциальное измерение.

  • [1] Микешина Л. Н. Философия науки: учебное пособие. - М., 2006. - С. 419.
  • [2] 2 ма. Обозначает многие виды речевой деятельности людей, способы придания
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >