Правила и способы подготовки отдельных жанров аналитических текстов

Интервью – пример диалогового текста

Интервью как аналитическому жанру публицистики (но не как научному методу) посвящено достаточно много публикаций в традиционных и электронных источниках [19; 20; 46; 47]. Среди авторов выделяют доцента факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова М. М. Лукину [24].

Интервью - жанр публицистики, который представляет собой беседу с социально значимой личностью на актуальные темы.

Интервью реализуется в форме диалога, который предусматривает будущее восприятие аудитории (читателя) - массового адресата.

Назначение интервью - правдиво, из достоверных источников сообщить наиболее важные сведения. При этом в интервью может присутствовать со ссылкой на собеседника разбор ситуации, анализ причин происходящего, оценка события, прогноз развития. В таком случае интервью из информационного публицистического жанра превращается в аналитический.

Для аналитического интервью характерно:

  • • показ взаимосвязей тех или иных оценок, суждений, выводов, предложений и т. д.;
  • • оценка явлений, событий, суждений;
  • • формулировка выводов.

Текст аналитического интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего или происходящего. В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему. Коммуникативная цель аналитического интервью - показ не только противоречий, противоположности интересов, проблем, но и путей их разрешения. Автор задает вопросы, указывая направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.

Общая схема текста интервью трехчастна: лид (зачин), основная содержательная часть, концовка.

Лид (зачин) имеет особое коммуникативное назначение, определяемое автором в соответствии с целями, темой, идеей текста, а также возможностями и интересами адресата. Лид может включать фоновые сведения: время, место, предысторию события, историю проблемы и т. п. Кроме того, он может выполнять перспективную функцию: сообщает о структуре, основных положениях, идее текста и т. д. Лид может обозначить проблему; дать концептуальную установку на осмысление объекта отображения. В связи с указанными особенностями содержания лида различают тематический и концептуальный варианты.

В заключительной части текста может быть отмечен итог (перечисление основных вопросов, затронутых в тексте, или этапов рассуждения в процессе осмысления предмета обсуждения, тем и подтем текста), сделано обобщение, дана общая оценка предмета обсуждения, или заключительная часть может быть представлена в таких видах, как ответ на заключительный вопрос, прогноз, пожелания, призывы.

Основную содержательную часть интервью составляет система вопросов-ответов.

Открытый вопрос называет интервьюируемому тему или предмет, а далее он структурирует ответ по своему усмотрению.

Закрытый вопрос характерен тем, что возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать из возможных вариантов одну точку зрения или мнение, которое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы используют и в том случае, если нужно подтвердить или опровергнуть факты.

Уточняющие вопросы направлены на выяснение деталей, подробностей, примеров.

Гипотетические вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, предположить перспективы объекта беседы или возможные последствия его действий. Гипотетические вопросы задают ученым или экспертам, занимающимся прогнозами в своей области.

Личные вопросы касаются человека лично.

Подсказывающие вопросы содержат ожидаемый ответ. Их стараются избегать. Вместе с тем они уместны, если необходимо удержать тему, подчеркнуть и выделить оценку, сделать выводы.

Например:

Максим Мошков: «Социальные сети воруют авторов и читателей»

20 лет назад в России была запущена первая интернет библиотека www.lib.ru, появление которой ознаменовало эру свободных электронных книжных ресурсов. К разговору об истории проекта, современном развитии сервисов самопубликации, роли облачных технологий и социальных медиа в библиотечном деле, перспективах электронных библиотек «УК» пригласил основателя проекта Максима Мошкова.

Комментарий:

Заголовок интервью представляет собой цитату из высказывания Максима Мошкова - основателя проекта www.lib.ru. Это ассоциативный заголовок. Такие заголовки часто используются в публицистических текстах. В тексте заголовка присутствует лексическая единица с высокой эмоциональной нагрузкой - «воруют», которая имеет иносказательное значение. Из заголовка понятно, кто является собеседником. Заголовок привлекает внимание, вызывает интерес своей необычностью.

Лид в краткой сжатой форме сообщает об объекте отображения - электронной библиотеке. Публикация интервью связана с 20-летием со дня запуска первой интернет-библиотеки.

- Максим Евгеньевич, «Библиотека Мошкова» появилась на заре Рунета, это одна из старейших российских электронных библиотек. Что послужило стимулом к ее созданию? Какой была технология формирования фонда? Изменилась ли она сейчас?

Комментарий:

Основная часть интервью начинается с вопроса, который предполагает развернутый ответ, дающий общее представление об объекте отображения.

- Стимулов как таковых не было. Библиотека была просто средством отладки технологий Интернета. Мне нужно было научиться делать сайты, желательно автоматизированные, и наполнять их контентом. И я разместил на одном из таких сайтов свою электронную библиотеку. За несколько лет до того, где-то в 1990 г., я начал собирать электронные файлы. Если встречал интересную книгу, то копировал, оформлял и размещал на своем компьютере. Когда появился Интернет, я эту коллекцию с помощью набора скриптов транслировал в HTML-формат и разместил в Сети. Однако уже несколько лет я практически не пополняю библиотеку. Вместо этого я разработал технологию авторской самопубликации, на базе которой работают несколько сайтов. Самый крупный из них - система «Самиздат». Есть еще несколько не менее интересных.

Комментарий:

Интервьюируемый отвечает развернуто, как и предполагалось в вопросе.

  • - По каким критериям Вы отбирали книги в фонд «Библиотека Мошкова»?
  • - Сначала - все, что удавалось найти. Затем книги стали присылать читатели -кто-то сканировал, кто-то находил. Читателям было интересно, чтобы найденные ими книги были доступны не только для них, но и для других пользователей. А потом начали приходить авторы, которые сами предлагали книги в библиотеку. Книг становилось слишком много, и тогда я создал и запустил систему «Самиздат», где каждый размещает все, что хочет. Так что сейчас никаких критериев нет. Есть критерии для уничтожения книг - тех, которые кто-то признал незаконными.

Комментарий:

Интервьюер задает уточняющий вопрос и получает конкретный ответ:

  • - Как Вы можете оценить статистику читателей Ваших проектов?
  • - Статистика волнообразна, у нее есть недельный цикл. В рабочее время люди, пользуясь служебным Интернетом, читают книги. В воскресенье посещаемость падает.

Есть заметные провалы на новогодние праздники и на все лето. Это общий цикл, на фоне которого посещаемость растет. В сутки на «Библиотеку» приходят 50 тыс. посетителей, на «Самиздат» - 150-200 тыс. За месяц через «Самиздат» проходит около 1 млн уникальных пользователей.

Комментарий:

Перед нами - оценочный вопрос. Ответ носит конкретный фактический характер. Оценочное суждение отсутствует.

  • - Как Вы оцениваете перспективы Ваших проектов и других свободных электронных книжных коллекций?
  • - Свободных книжных коллекций сейчас осталось мало. Много специализированных, ориентированных на конкретную аудиторию проектов. У них нормальные перспективы, они никуда не денутся. Универсальная библиотека, которая собирает все книги, обречена на провал. Это нельзя сделать за деньги: чтобы универсальная библиотека могла существовать, она должна заключить договор на каждую книгу. Можно сделать платную библиотеку, в которой будут 50-100 тыс. книг. А если создавать проект с платным доступом, не заключая договора, то разработчик будет считаться пиратом. Это вариант «Флибусты», но для того, чтобы делать такой проект, нужно иметь отвагу, молодой задор, серверы на Эквадоре и бегать с этими серверами от правообладателей, которые худо-бедно учатся защищать свой контент.

Комментарий:

Вопрос об оценке перспектив развития объекта отображения. Интервьюер сохраняет ранее не используемую образную стилистику речи интервьюируемого. Собеседник начинает излагать мысли образами, которые рождаются по ходу ответа: «... и бегать с этими серверами от правообладателей...». Несмотря на то, что автор по сути задает два вопроса в одном (об объекте и перспективах), получает краткий однозначный ответ об отсутствии перспектив для универсальных свободных электронных библиотек. Образная ирония смягчает пессимистическую окраску прогноза. Поэтому указанное включение в текст представляется оправданным.

Итак, журналист задал завершающий вопрос о перспективах, который можно отнести к стандартным клише заключительной части интервью.

Таким образом, автор тематического интервью представил читателю информацию об объекте отображения, используя разнообразные суждения собеседника, включая оценочные и о перспективах.

Зная композиционные и жанровые особенности аналитического интервью, информационный работник может извлекать из текста смысловое содержание по злободневным, значимым в обществе проблемам.

  • Интервью
  • Форма диалога
  • Общая схема текста
  • Система вопросов-ответов

Контрольные вопросы и задания

  • 1. В чем отличие аналитического интервью от информационного?
  • 2. Какие типы вопросов выделяют в аналитическом интервью? Каковы требования к формулировкам вопросов в интервью?
  • 3. Подберите примеры аналитического интервью (3-5), укажите типы вопросов, которые использованы в текстах.

В мире мудрых мыслей

Главное для писателя - прийти к синтезу путем анализа, описать и собрать воедино основные элементы жизни, ставить важные проблемы и намечать их решение, - словом, воспроизводить черты грандиозного облика своего века, изображая характерных его представителей.

Оноре де Бальзак,

французский писатель

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >