Источниковедение в структуре исторического знания и в социальных практиках

Источниковедение: история становления и основные понятия

Источниковедение — гуманитарная наука, объект которой — вся совокупность произведений человека / продуктов культуры, а предмет — поиск, извлечение, оценка и использование информации о человеке и обществе в их исторической составляющей. Источниковедение появилось из практической потребности установления подлинности и достоверности документов. Одним из модельных примеров использования практического источниковедения являются так называемые «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита», более известные как «Поморские ответы» (1723) — произведение старообрядцев, где при помощи палеографического анализа и критического исследования текста доказана подложность так называемого «Соборного деяния на еретика арменина, на мниха Мартина», относимого Русской Православной церковью к XII веку и используемого для доказательства истинности и древности «новых обрядов».

Научное историческое источниковедение возникает в связи со становлением научного знания в Европе в новое время и необходимостью обеспечения достоверности исторических фактов в рамках европейского рационализма.

В российской науке интерес к историческим источникам, их классификации, оценке достоверности проявляется в исторических трудах второй половины XVIII века. В.Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времен» (1768—1784), провел систематизацию использованных исторических источников ГФ. Миллер [История Сибири, 1743—1750], М.М. Щербатов [История Российская от древнейших времен, Т. 1—7, Т1<У— 1791], И.Н. Болтин [Критические примечания на первый том «Истории» князя Щербатова, 1793; Критические примечания на второй том «Истории» князя Щербатова, 1794] практически поставили проблемы различения исторических источников и исторических исследований, критического отношения к достоверности сведений, содержащихся в исторических источниках. А.Л. Шлецер ввел обобщающее понятие «источники русской истории» [Опыт изучения русских летописей, 1768]. Понятие источник без придания ему строгого терминологического смысла использовали известные русские историки Н.М. Карамзин, Н.А. Полевой, П.М. Строев, Н.Г Устрялов и др.

Последовательная разработка методов критического исследования исторических источников связана с т. н. скептической школой в русской историографии 1810—1820-х гг. (М.Т. Каченовский, Н.С. Арцыбашев, С.М. Строев и др.). В целом для XIX в. было характерно расширение Источниковой основы исторических исследований, введение в научный 59

оборот большого количества исторических источников, детальное изучение отдельных памятников в рамках «филологической и исторической критики», под которой понимался весь комплекс источниковедческих процедур — от техники атрибуции исторических источников до методов установления достоверности фактов, обзора и систематизации известного корпуса исторических источников. Историками XIX в. предлагались различные классификации (систематизации) исторических источников, имеющие преимущественно прагматическую направленность и подчиненные целям исторических исследований. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» (1815) впервые дал обзор источников российской истории до XVII в., выделив четырнадцать групп: летописи, Степенная книга, хронографы, жития святых, «особенные дееписания», разряды, Родословная Книга, каталоги митрополитов и епископов, послания святителей, «древние монеты, медали, надписи, сказки, песни, пословицы», грамоты, статейные списки, «иностранные современные летописи», «государственные бумаги иностранных архивов». Н.А. Полевой провел первую систематизацию всей совокупности известных источников российской истории: «летописи или временники», «памятники дипломатические», «памятники палеографические», «памятники археографические», «памятники географические», «предания, сказки, песни, пословицы» [История русского народа», 1829]. К.Н. Бестужев-Рюмин в предисловии к «Русской истории» (1872) ввел в источниковедческую практику систематизированные обзоры источников российской истории, выделив следующие группы: летописи, жития святых, мемуары и письма, записки иностранцев, «памятники юридические и акты государственные», «памятники словесности», «памятники вещественные». В XIX в., главным образом Археографической комиссией (создана в 1834 г.), осуществлен ряд фундаментальных публикаций исторических источников: «Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией)» [Т. 1—5. СПб., 1841—1842] и «Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею» [Т. 1—12. СПб., 1846—1872]; начато продолжающееся до настоящего времени издание «Полного собрания русских летописей» (1846).

В самостоятельную дисциплину источниковедение оформляется в середине XIX века в связи с необходимостью обобщения и универсализации накопленного фактического материала вспомогательных исторических дисциплин (в частности, дипломатики — особой науки об актовых источниках), опыта конкретных источниковедческих разысканий. В 1841 г.

А.А. Куник впервые в российской исторической науке употребил сам термин «источниковедение», заимствованный из немецкой историографии (этот факт был недавно установлен О.В. Семерицкой и впервые вводится в научный оборот [Семерицкая О.В. Журнальный «текст-источник» в историографии и наукотворчестве // Вспомогательные исторические дисциплины — источниковедение — методология истории в системе гуманитарного знания: материалы XX междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. — 2 февр. 2008 г.: в 2 ч. М.: РГГУ, 2008. С. 581-584]).

На рубеже XIX—XX вв. обособляется в самостоятельное направление теория источниковедения, что обусловлено методологическими поисками, связанными, с одной стороны, с кризисом позитивизма (сохранившего во многом свои позиции в исследовательской практике), а с другой, — с осмыслением специфики наук о культуре в неокантианстве (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, А.С. Лаппо-Данилевский, В.М. Хвостов и др.).

В.О. Ключевский в лекциях «Источниковедение. Источники русской истории» (1888—1891) стремился к обобщению методов источниковедческого исследования. И.И. Кареев [Историка: (Теория исторического знания), 1916] обосновывает восходящее к позитивизму XIX в. направление источниковедения, тесно связанное с рационалистической критикой исторических источников. В начале XX в. А.С. Лаппо-Данилевский в работе «Методология истории» (1910—1913) предложил целостную теоретико-познавательную концепцию гуманитарного познания, в основе которой лежало феноменологическое понимание исторического источника как результата человеческой деятельности. А.А. Шахматов разработал оригинальный метод текстологического и источниковедческого исследования важнейшего вида источников российской истории — летописей, основанный на восприятии летописи как целостного произведения, а не механического соединения разнородных записей, и создал целостную картину древнерусского летописания («Общерусские летописные своды XIV—XV веков», 1900—1901; «Разыскания о древнейших русских летописных сводах», 1908).

В XX в. основным центром изучения и преподавания источниковедения являлся созданный в 1930 г. Институт архивоведения (с 1932 г. — Московский государственный историко-архивный институт, с 1991 г. — в составе Российского государственного гуманитарного университета), что обусловлено выделением историко-архивоведения в отдельное направление на фоне идеологизации исторического знания. В институте, по мере возможности, сохраняется и развивается под руководством ученика А.С. Лаппо-Данилевского А.И. Андреева феноменологическое направление источниковедения, разрабатывается видовая методика источниковедческого исследования, осмысливается интегрирующее значение источниковедения в системе гуманитарного знания (А.А. Зимин, В.В. Кабанов, Е.А. Луцкий, А.Т. Николаева, Л.В. Черепнин, М.Н. Черноморский, В.К. Яцунский, О.М. Медушевская; С.М. Каштанов). Значимая научно-педагогическая школа источниковедения, связанная с именем М.Н. Тихомирова, формируется в 1940-х гг. в Московском государственном университете, где последовательно разрабатывается корпус источников русской истории. В 1960—70-х гг. проблематика теории и истории источниковедения исследуется в Ростове-на-Дону (А.П. Пронштейн), в Томском государственном университете, (Б.Г. Могильницкий; научная школа ТГУ быстро модифицировалась в собственно методологическую). В 1970—80-х гг. под руководством И.Д. Ковальченко в Московском государственном университете сформировалась научная школа количественных методов в исторических и источниковедческих исследованиях (Л.И. Бородкин, Л.В. Милов). Академическими центрами источниковедческих исследований в 1930-е гг. было Ленинградское отделение Института истории АН СССР (что связано с деятельностью учеников А.С. Лаппо-Данилевского, С.Н. Валка и Б.А. Романова), начиная с 1960-х — Институт истории (Институт истории СССР) АН СССР (В.И. Буганов, Б.Г Литвак, А.Г. Тартаковский,

B. А. Кучкин, Н.М. Рогожин, А.К. Соколов), Археографическая комиссия (М.Н. Тихомиров,

C. О. Шмидт, С.М. Каштанов) и ее издание «Археографический ежегодник» (с 1957). Новый подъем интереса к теории источниковедения связан с публикацией сборника статей «Источниковедение: Теоретические и методические проблемы» [под ред. С.О. Шмидта, 1969].

К настоящему времени в методологии источниковедения сформировались два основных направления, отличающихся разным определением понятия «исторический источник» и имеющих разные философско-мировоззренческие основания, приводящие к разным методологическим следствиям. Определение: исторический источник — все, откуда можно почерпнуть информацию об историческом развитии человечества, — имеет в своей основе фиксированное представление о реальности, свойственное классической философии нового времени (от Бэкона и Декарта до Гегеля), нацеливает исследователя на максимально точное воспроизведение этой реальности на основе достоверных фактов, установленных путем рационалистической «критики» исторических источников, выделения в них пласта т.н. достоверной информации. Другое определение: исторический источник — объективированный результат творческой активности человека / продукт культуры, используемый для изучения / понимания человека, общества, культуры как в коэкзистенциалъной, так и исторической составляющей, — восходит к неклассическим философским парадигмам (прежде всего к неокантианству и феноменологии) и нацеливает на исследование жизненного мира Другого, познание исторической и культурной реальности через ее восприятие человеком, зафиксированное в его произведениях — исторических источниках, путем их интерпретации, те. общезначимого, методологически осмысленного понимания.

Вся совокупность исторических источников классифицируется на типы. Традиционно выделяют семь типов: письменные, вещественные, изобразительные, устные, этнографические, лингвистические, кино-фото, фоно, в современных условиях целесообразно также выделить в отдельный тип источники на электронных носителях.

Основная классификационная единица источниковедения — вид исторических источников. Видовая классификация и видовые методики исследования разработаны применительно к письменным историческим источникам, поскольку европейская культура нового времени, в рамках которой конституируется источниковедение, является культурой исторического типа, для которого характерен письменный механизм фиксирования, хранения и передачи информации, что и обуславливало развитие источниковедения письменных источников и ориентацию на них исторической науки.

Источниковедческое исследование — система познавательных процедур, ни один из элементов которой не может быть опущен без ущерба для корректности результата. Оно состоит из исторического (изучение исторических условий, исследования личности автора, определение конкретных обстоятельств создания, выяснение сложностей понимания) и логического (определение достоверности и полноты информации исторического источника, его информационного потенциала и возможностей научного и практического использования) этапов.

Современное состояние источниковедения определяется трансформацией нововременной науки, отличавшейся строгим дисциплинарным делением, в новый тип знания преимущественно гуманитарного и синтетического характера. Источниковедение выступает как интегрирующее начало гуманитаристски, поскольку его предмет — исторический источник, понимаемый как продукт творчества человека и социума в широком смысле, — выступает одновременно как объект исследования других гуманитарных и социальных наук. Современное источниковедение принципиально полидисциплинарно, обращается ко всей совокупности произведений культуры с целью понимания Другого (человека, социума, культуры), расширения на этой основе опыта собственной культуры, обогащения мировосприятия и выработки толерантного отношения к Другому как основе современной этики.

Источниковедение выступает как интегрирующее начало гуманитарного знания, предоставляя универсальный метод обращения к произведениям человека / продуктам культуры для любых гуманитарных и социальных наук. В то же время, источниковедение сохраняет связи со вспомогательными историческими дисциплинами, становление и развитие которых было обусловлено необходимостью специального изучения отдельных аспектов исторических источников (напр.: палеография — внешних признаков памятников письменности, хронология историческая — содержащихся в них датировок, метрология — упоминаемых мер) или отдельных групп исторических источников (сфрагистика — печатей, геральдика — гербов, фалеристика — знаков отличия, наград, вексиллология — знамен) с целью установления подлинности, датировки, определения авторства исторических источников.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >