Редактирование форм объектов

После того как объект создан, часто возникает необходимость усовершенствовать его форму. Такие возможности предоставляет пользователю раскрывающаяся панель инструмента Фигура, которая включает в свой состав четыре инструмента: Фигура; Нож; Ластик; Свободное преобразование.

Наиболее значимым из них является инструмент Фигура, часто называемый также инструментом редактора узлов. Инструмент Фигура может быть применен для правки произвольных кривых, эллипсов, многоугольников, звезд, символов и строк текста, растровой графики, огибающих и многих других графических форм. Использование редактора узлов имеет свои особенности и требует определенных знаний об узлах.

Редактирование с помощью узлов

Инструмент Редактор узлов. Узлы составляют основу векторных графических конструкций. Каждый узел - это не более чем точка на плоскости, имеющая пару координат (х, у).

Хотя на плоскости можно расположить и одну единственную точку, ни один узел векторной графики не может существовать сам по себе. Когда к первому узлу добавляется второй, образуется сегмент. Этот сегмент может представлять собой либо отрезок прямой, либо кривую. Первый узел всегда изображается несколько большего размера, чем остальные, а когда он выделен, то в строке состояния появляется сообщение, что этот узел первый.

Линейный сегмент представляет собой отрезок прямой линии между двумя узлами. То, что сегмент является линейным, определяется не только тем, что узлы соединены прямой линией, но и тем, что эта линия не может быть искривлена. На конце линейного сегмента находится узел, называемый линейным узлом. Такой узел не может иметь направляющей точки Безье со стороны линейного сегмента.

Криволинейный сегмент может быть представлен и прямой линией, но, в отличие от прямолинейного сегмента, узел на его конце снабжается направляющими точками Безье, позволяющими изменять форму кривой (рис. 2.7).

Рис. 2.7

Каждая из направляющих точек Безье - это не более чем точка, характеризуемая парой координат. Когда узел кривой выделен, можно видеть как сам узел, так и две его направляющие точки, соединенные пунктирной линией. Эта линия состоит из касательных к двум участкам кривой: участку, входящему в узел, и участку, выходящему из узла.

В CorelDRAW используются три типа узлов:

  • • точка перегиба;
  • • сглаженный узел;
  • • симметричный узел.

Поведение направляющих точек Безье на входе в узел и на выходе из него зависит от типа узла. Направляющие точки узлов можно перемещать ближе или дальше от узла, а также вращать относительно него. Приближение направляющей точки к узлу делает сегмент кривой, входящей в узел, более «натянутым», а удаление - более искривленным.

Узлы-точки перегиба используются на концах кривых (рис. 2.8), а также в тех случаях, когда кривая должна иметь излом в узловой точке. Можно перемещать направляющие точки ближе к узлу или дальше от него, регулируя форму кривой на входе и выходе из узла. Направляющие точки узлов данного типа можно вращать относительно узла независимо друг от друга.

Рис. 2.8

Сглаженные узлы (рис. 2.9) не могут быть использованы в точке стыка двух сегментов, в этих случаях требуется узел-точка перегиба. Чаще всего сглаженные узлы применяются там, где требуется получить кривую с плавным изгибом. Направляющие точки узла данного типа всегда остаются на одной прямой, то есть углы наклона кривой при входе в узел и на выходе из него не могут различаться. Вращение направляющей точки с одной стороны узла автоматически приведет к повороту направляющей точки с другой стороны на тот же угол. В то же время можно перемещать направляющие точки ближе к узлу и дальше от него независимо друг от друга.

Рис. 2.9

Симметричные узлы (рис. 2.10) также не могут быть использованы на стыке двух линейных сегментов, где образуется излом линии. Узлы данного типа могут разделять только симметричные криволинейные сегменты, так как их направляющие точки всегда находятся на одной прямой и на равном расстоянии от узла. Перемещение одной из направляющих точек вызывает центрально-симметричное зеркальное перемещение второй точки. Симметричные узлы хороши там, где требуется соединить два симметричных сегмента кривой.

Рис. 2.10

При выделении всех узлов на кривой узлы линейных сегментов изображаются без заливки, а криволинейных - сплошной заливкой. Для выделения узлов нужно активизировать инструмент Фигура и сделать двойной щелчок мыши в тех местах, которые предполагается изменить.

После того как узел выделен, на нем можно просто щелкнуть и перетащить его в нужное место рисунка. Если выделено несколько узлов, то все они будут перемещаться одинаково. Если во время их перемещения удерживать клавишу CTRL, можно перемещать узлы только по вертикали или только по горизонтали.

Все средства правки узлов находятся в различных местах: на докере Редактор узлов и на панели свойств.

Можно выполнить двойной щелчок на любом узле или на кнопке самого инструмента Фигура, чтобы активизировать докер Редактор узлов.

Щелчок правой кнопкой мыши на любом узле при активном инструменте Фигура или любом другом вызывает появление контекстного меню.

При выбранном инструменте Фигура панель свойств отображает набор тех же команд.

Чтобы точно разместить новый узел, щелкните кнопкой мыши в той точке кривой, где этот узел должен появиться. В точке щелчка появится черный кружок. Теперь щелкните на кнопке панели свойств Добавить узлы со значком «+» или нажмите клавишу на цифровой части клавиатуры, и в том месте, где находился кружок, появится новый узел кривой. Другой способ: дважды щелкните кнопкой мыши, установив курсор инструмента Фигура в ту точку кривой, где вы хотели бы поместить новый узел

Выделите узел или узлы, которые требуется удалить, и щелкните на кнопке панели свойств Удалить узлы со значком «-» или просто нажмите клавишу DEL. Другой способ: дважды щелкните на любом из узлов, установив на нем курсор инструмента Фигура.

Когда рисунок оказывается чересчур переполнен узлами, используется функция автоматической минимизации числа узлов, вызываемой щелчком на кнопке Сократить число узлов.

Для разъединения кривой и объединения узлов выполняют следующие действия:

  • • выделить любой узел;
  • • щелкнуть на кнопке Разъединить кривую панели свойств.

При этом вместо одного будут созданы два узла, один поверх другого, а кривая будет разбита на две ветви. Переместите любой из этих узлов в сторону, и вы увидите, что они более не соединены между собой. Если кривая до этой операции была замкнута и, следовательно, могла иметь цветовую заливку, то теперь она становится разомкнутой, и цветовая заливка будет удалена. После разъединения крива, тем не менее, не перестает быть единой, хотя и может выглядеть как две независимые кривые.

Если объект содержит в своем составе две или более ветви, иногда возникает необходимость объединить их в цельную кривую. Выделите по одному концевому узлу на каждой из двух ветвей и щелкните на кнопке Объединить два узла панели свойств. Новый узел, объединяющий две ветви кривой, появляется точно посередине между теми точками, где располагались объединяемые узлы.

Доступ к командам растяжения и поворота узлов открывается только после того, как будут выделены два и более узлов кривой.

Для замыкания открытых контуров выделите оба концевых узла разомкнутой кривой и щелкните на кнопке панели свойств. Появится прямолинейный сегмент между двумя концевыми узлами. Другой способ: выделить любой из концевых узлов и нажать на кнопку Автозамыкание кривой панели свойств.

Если кривая состоит более чем из одной ветви, можно снова преобразовать любую из ветвей в независимую кривую. Традиционный способ состоит в использовании кнопки панели свойств Разъединить кривую или комбинации клавиш CTRL+K. Однако, если кривая имеет более двух ветвей, разъединяется вся кривая на совокупность обособленных ветвей. Второй способ - выделить один из узлов ветви кривой, которую требуется отделить, и щелкнуть на кнопке Извлечь фрагмент панели свойств. Тем самым от кривой будет отделена только выделенная ветвь, а все остальные останутся в составе кривой.

Когда на кривой выделено два и более узлов, появляется возможность выровнять их один относительно другого. Щелчок на кнопке Выровнять узлы панели свойств ведет к появлению соответствующего окна диалога. Узлы могут быть выровнены как по вертикали, так и по горизонтали, можно выровнять узлы одновременно и по горизонтали, и по вертикали.

Инструмент Нож. Действие инструмента Нож подобно действию кнопки Разъединить кривую за исключением того, что перед использованием инструмента Нож не требуется выделять узел кривой. В каком бы месте кривой ни выполнялся щелчок кнопкой мыши при выбранном инструменте Нож, в этой точке создается узел, а кривая разрывается. Если кривая замкнута, то для преобразования ее в два отдельных объекта можно разрезать ее лезвием дважды. По умолчанию каждая из частей контура автоматически замыкается.

Инструмент Ластик. Для использования инструмента Ластик следует в первую очередь выделить объект, который необходимо стереть. Можно выделять объекты непосредственно с помощью инструмента Ластик. Если выделено более одного объекта, появится сообщение об ошибке. После выделения начинайте стирать объект, перетаскивая курсор. По мере перемещения мыши, стираемые части изображения будут исчезать с экрана. Но фактическое удаление производится, когда будет отпущена кнопка мыши. Только после этого стертая область будет удалена из состава объекта.

При выборе инструмента Ластик на панели инструментов свойств появляются два дополнительных элемента управления. Первый представляет собой счетчик, управляющий толщиной ластика. Другой элемент управления - кнопка Автоматически упрощать при стирании, предназначенная для сокращения числа узлов после стирания. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что взамен стертых сегментов кривой автоматически рисуются новые сегменты, соединяющие концы возникшего разрыва и содержащие лишние узлы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >